Работники с ограниченными физическими возможностями
В 1990 г. вступил в действие Закон о защите прав инвалидов (ADA), гарантирующий лицам с формально подтвержденной инвалидностью защиту их гражданских прав в сфере труда. Например, незаконно относиться к лицам с ограниченными физическими возможностями иначе, чем к другим работникам, отказывать им в найме или карьерном продвижении при наличии достаточной квалификации только на основании их инвалидности, ставить инвалидов на менее оплачиваемые должности или платить по иной ставке, чем здоровым работникам15.
Закон определяет лицо с формально подтвержденной инвалидностью как индивидуума, обладающего «физическим или ментальным нарушением, которое существенно ограничивает выполнение одной или нескольких важных жизненных функций»16, которое имеет такое нарушение в формально подтвержденном анамнезе, и/или рассматривается как лицо, страдающее таким нарушением.
Рестораны должны обеспечивать «разумное приспособление» к нуждам инвалидов, будь то клиенты или работники. Под «разумным приспособлением» подразумевается устранение препятствий на рабочих местах, например перестановка мебели, чтобы расширить проход для передвижения инвалидного кресла. Ресторан обязан также оказывать инвалиду дополнительную поддержку на рабочем месте, скажем, адаптировать расположение компьютера, по необходимости обеспечить помощь со стороны других работников в выполнении отдельных действий; корректировать некоторые общие требования ресторана, в частности, касающиеся дресс-кода, устанавливать по просьбе инвалида гибкий рабочий график, реструктурировать его обязанности. Ресторан может не идти на эти уступки, только если сумеет доказать, что их предоставление создаст «неоправданные трудности» — существенные затруднения или расходы.
Под «разумным приспособлением» подразумеваются также выполнение следующих требований17:
обеспечить для машин инвалидов как минимум одно легкодоступное специально размеченное парковочное место на 25 парковочных мест;
обеспечить свободное пространство для беспрепятственного подхода к приспособленному для инвалидов входу в ресторан;
обеспечить беспрепятственный путь от парковки ресторана до входа;
оборудовать все лестницы перилами по обе стороны;
оборудовать всю аварийную сигнализацию мигающими лампочками и отчетливо различимыми звуковыми сигналами;
обеспечить отсутствие лестниц в проходах к ресторанному залу;
обеспечить доступность обслуживания за столиками или стойками, оборудованными специально для инвалидов в общем зале;
проследить, чтобы обслуживание производилось по одному и тому же стандартному меню во всех залах ресторана, в том числе на веранде, в бельэтаже или в полуподвальном зале;
обеспечить свободный доступ инвалидов к туалетным комнатам, хотя бы к одному телефону и к фонтанчикам с питьевой водой.
В табл. 12.1 приводятся примеры «разумного приспособления» рабочих мест оператора Hardee's (фастфуд), которые были сделаны в рамках разработанной ресторанной сетью программы креативного использования возможностей человека (Creatively Applying People's Abilities, CAP).
Таблица 12.1 Разумное приспособление рабочих мест к нуждам инвалидов — Программа CAP сети Hardee'S
Физический недостаток |
Должность |
Разумное приспособление
Слуховые галлюцинации
Эмоциональное расстройство (нервозы)
Расстройства речи и слуха
Умственная неполноценность
Ортопедическое нарушение (руки) Алкоголизм
Физический недостаток — паралич нижних конечностей
Техническое обслуживание
Кассир
Техническое обслуживание
Работник зала
Подготовка цыплят к жарке
Кассир по работе с клиентами |
Работник зала
Разнорабочий
Индивидуальный наставник; гибкий рабочий график; знание непосредственным руководителем общих медицинских сведений о данном заболевании
Непосредственный руководитель осведомлен о действии принимаемых работником лекарствах Использование в общении языка жестов; реструктуризация должностных обязанностей
Реструктуризация должностных обязанностей; изменение должностных функций
Индивидуальный наставник, групповой тренинг; доставка на работу и домой при плохой погоде Упрощенные обязанности, выделение дополнительного времени на тренинг, помеченные полосками разного цвета тряпки для протирки, в зависимости от назначения Гибкий рабочий график
Регулярные встречи и беседы с су - первайзером, посещение собраний анонимных алкоголиков Ограничитель на полу для инвалидного кресла, гибкий график работы, устранение необходимости поднимать тяжести
Источник: William F. Jaffe, «Integrating the Disabled Employee into Quick-Service Restaurant: The Enclave Model», Hospitality & Tourism Educator, vol. 6, no. 2, Spring 1994, p. 19.
Прием на работу человека с ограниченными возможностями связан не только с устранением физических препятствий для обеспечения ему условий для работы. Есть вероятность, что придется преодолевать и психологический барьер, вызванный стереотипным неприязненным или брезгливым отношением к инвалидам со стороны работников. Если такое происходит, требуются специальные коммуникационные программы и тренинги для персонала, руководителей и прочих заинтересованных лиц, дающих адекватное представление о возможностях инвалидов, их трудоустройстве и поддержании рабочего процесса. Они могли бы «навести мостики взаимопонимания» между новичком-инвалидом и остальным персоналом.
Помимо Hardee's и ряд других крупных операторов фастфуда организовали программы адаптации людей с ограниченными возможностями к работе — McDonald's, KFC, Pizza Hut, Friendly's. Так, в McDonald's программу McJobs с 1989 г. успешно прошли и заняли рабочие места более тысячи инвалидов.
Между прочим, девять из каждых десяти ресторанных операторов отмечают, что их работники-инвалиды более надежны и ответственны, чем их здоровые коллеги. Семеро из каждых десяти операторов оценивают эффективность работы инвалидов как отличную или хорошую по сравнению с физически здоровыми работниками18.
Для обеспечения успеха своей программы адаптации инвалидов к работе ресторанный оператор Friendly Restaurant Company (фастфуд) разработал систему четырех ступеней, предусматривающую:
определение потребностей компании в работниках на конкретные должности;
выявление потенциальных трудовых ресурсов местной общины;
установление двусторонних контактов с местной общественностью;
построение взаимоотношений и особое внимание к неоднозначным ситуациям.
Дело в том, что многие виды работ в заведениях ресторанной сети относятся к разряду монотонных, скучных, повторяющихся, чисто механических и утомительных. Именно на этих должностях более высокая текучесть кадров, и заполнение то и дело возникающих вакансий было постоянной головной болью руководства заведений сети. В то же время это могут быть чуть ли не идеальные рабочие места для людей с ограниченными умственными способностями или умственно отсталых. Их вполне устраивает работа посудомойщика, кладовщика, помощника официанта, разнорабочего на кухне, грузчика, дворника, сторожа.
Чаще всего для интеграции инвалида в рабочий процесс компании используют такие подходы, как организация индивидуализированных рабочих мест, включение в рабочую группу или бригаду19. Первый способ подразумевает предоставление инвалиду индивидуального рабочего места в общем рабочем помещении с другими, только в работе ему помогает специально приставленный человек. Замкнутой группой считается рабочая группа не более чем из восьми человек, выполняющая профильную регулярную работу. Рабочей бригадой принято называть группу аналогичной численности, которая выполняет специализированные виды работ по нарядам. Пока нет общего мнения о том, который из этих способов лучше всего. На основании исследований, проведенных департаментом человеческих ресурсов Marriott, сделан вывод, что индивидуальное рабочее место позволяет инвалиду легче адаптироваться к условиям работы, а участие в замкнутой рабочей группе, наоборот, не слишком эффективный метод, к тому же зачастую морально травмирующий инвалида.
Чтобы обеспечить инвалиду безболезненную адаптацию к работе, руководитель должен выстроить с ним взаимоотношения и первым делом определить способности и пожелания человека. Возможно, инвалиду-новичку потребуется и психологическая поддержка со стороны менеджера при установлении контактов с коллегами по работе. Кроме того, может потребоваться и некоторая корректировка программ обучения и ориентации (введения в курс работы) новичка. Здесь важно иметь в виду, что курировать прохождением инвалидом такой программы менеджеру следовало бы лично, не перекладывая эту обязанность на кого-то из работников. Практика показывает, что большинство инвалидов легче адаптируются к работе, если ощущают полную поддержку со стороны менеджера.
Большую помощь инвалиду в адаптации к работе оказывает и постоянно действующая программа позитивного подкрепления правильных действий. Причем во многих случаях словесное одобрение, угощение едой и напитками будут более действенны, чем материальные стимулы, особенно если инвалид в силу умственного недостатка не слишком хорошо осознает цену денег.
В каждой местной общине наверняка имеются общественные организации, которые могут помочь работодателю в поиске и привлечении к работе инвалидов. Не следует пренебрегать контактами с такими организациями, они могут оказать реальную помощь к обоюдному благу как организации, так и обделенного природой человека.