Работники пожилого возраста
К 2010 г. каждый пятый работающий американец будет в возрасте 55 лет или старше, а к 2030 г. — уже каждый третий. Работники преклонного возраста представляют собой немалую ценность — это полезный маркетинговый инструмент для компаний, которые все больше сталкиваются с увеличением доли пожилых людей в своей клиентской базе. Более половины работающих сегодня высказывают желание продолжить работу и после достижения пенсионного возраста.
Благодаря прогрессу медицины увеличивается количество людей пожилого возраста, которых можно охарактеризовать как практически здоровых. Кроме того, работники в возрасте «более ответственны, им менее свойственно прогуливать работу, они пунктуальны... пользуясь жизненным опытом, они более склонны к верным суждениям, умеют ладить с людьми и более мотивированны, поскольку испытывают более высокую удовлетворенность от работы и менее подвержены связанным с работой стрессам»14. Но у возраста есть и свои недостатки — многие люди на склоне лет утрачивают способность быстро адаптироваться, они обычно менее креативны, чем их молодые коллеги.
Для привлечения на работу людей пожилого возраста требуются социально ориентированные программы. И хотя большинство общенациональных исследований показывают, что пожилые работники предпочитают неполную занятость и гибкий график работы, опросы в сфере ресторанного бизнеса не подтверждают этого мнения. Пожилые люди отождествляют себя с людьми более молодыми, по этой причине реклама, герой которой лет на десять моложе своей возрастной группы, которой она адресована, воздействует куда эффективнее, чем обращение героя явно того же возраста.
Людей старшего возраста на работе мотивирует желание социального взаимодействия, а следующий по значимости фактор их мотивации — наличие ясной жизненной цели. Поэтому, желая привлечь таких людей в компанию, нужно подчеркивать важность такой составляющей работы, как взаимодействие с клиентами и другими работниками, и всячески давать понять, что компания ценит их жизненный опыт и знания. Ведущие операторы быстрого питания во главе с McDonald's и KFC (бывшая Kentucky Fried Chicken) особенно преуспели в привлечении на работу пожилых людей.
Согласно рекомендациям Американской ассоциации пенсионеров (American Association of Retired Persons), программы профессионального обучения, адресованные пожилым работникам, должны обучать только тому, что имеет непосредственное отношение к ожидаемой работе, только той работе, которую пожилой человек может получить, программы должны быть скорее активными, нежели пассивными, индивидуализированными и позволяющими самостоятельно выбирать темп обучения, краткосрочными, нежели долгосрочными.