Почему так важны лояльность и признание?
Цель изучения. Разобраться, как эффективно реализовать четыре аспекта создания организационного климата, благоприятствующего мотивации:
Управление по целям
Реорганизация должностных обязанностей
Позитивное подкрепление
Создание атмосферы доверия
В сети закусочных фастфуда Chick-fil-A придумали гениальный рецепт мотивации сотрудников. Они создали «Team member Loyalty and Recognition Program» (программу лояльности и признания заслуг членов команды), призванную поднять работу до вершин совершенства. Благодаря этой программе руководство имеет возможность проявлять признательность и вознаграждать самых ценных участников команды. Управляющим всех закусочных сети ежеквартально направляют пакеты материалов программы, причем с учетом особенностей кадрового состава заведения.
Система ценностей Chick-fil-A, положенная в основу программы, включает пять равнозначных компонентов.
Клиент прежде всего — особого признания и наград заслуживают те члены команды, которые на практике применяют главные навыки отличного обслуживания, как-то: перекрестные продажи, оптимизация ценности заказа (value sizing).
Командная работа — особое признание заслуг тех работников, которые оказывают помощь товарищам по работе и участвуют в обучении новичков.
Личное совершенство — наград заслуживают те участники команды, которые подают хороший пример своим товарищам как на работе, так и в свободное время.
Рачительность — поощрения заслуживают те, кто бережно относится к ресурсам и имуществу заведения, поддерживает чистоту, аккуратно обращается с оборудованием, следит за его состоянием.
Личные качества — вознаграждаются участники команды, подающие пример другим проявлением лучших человеческих качеств, как-то: лояльность к своей компании, честность, порядочность, уважительность.
Большинство ресторанных операторов возводят эти пять ценностей в ранг ключевых для успеха заведения.
Источник: Winning Workforce Ideas, Employer of Choice Awards, «A Great Team Gets Better», pp. 22—25.
Вопросы для обсуждения. Можно ли трансформировать эти пять ценностей для использования в ходе тренингов персонала? Предложите свой вариант и приведите примеры. Подходят ли эти ценности для других ресторанных сетей той же категории, что и Chick - fil-A? А для ресторанов других категорий?
Положительное подкрепление направлено на увеличение вероятности демонстрации работниками желаемого поведения. Вернемся к нашему постоянно опаздывающему соне. Чем ругать его за эти опоздания, лучше объявить коллективу, что в конце недели каждый, кто не допустил опозданий, получит право участвовать в розыгрыше призов. Иными словами, идея в том, чтобы вознаградить за правильное поведение.
Как реализовать положительное подкрепление? Отправной точкой послужит аудит нынешней эффективности работы с точки зрения демонстрируемого работниками поведения. Предположим, замечено, что официанты не предлагают десерт клиентам в конце обеда.
Далее руководство определяет, какой цели в этой области желательно добиться. Например, демонстрация образцов десертных блюд может иметь целью продать десяток десертов за смену.
Следующий шаг — определить характер поведения, требуемый для достижения поставленной цели. Для того чтобы успешно продавать десерты, нужно:
знать, какие десерты сегодня в меню;
предлагать каждому гостю выбрать десерт;
красочно описать каждый десерт, чтобы клиент решился на заказ.
Если официант выполняет эти три предписанных действия, вероятность дополнительных продаж десертов больше.
Четвертый шаг — ключевой момент успеха положительного подкреплении — это вознаграждение правильного поведения. Существует несколько типов положительного подкрепления. Постоянное подкрепление означает положительную реакцию руководителя всякий раз, когда работник демонстрирует правильное поведение. Это как покупка газировки в автомате: опускаешь требуемую сумму мелочи — стакан наполняется сладкой шипучкой. Постоянное положительное подкрепление требуется для внедрения нового типа поведения.
Развитие концепции положительного подкрепления предполагает идею разделения подкрепления на постоянное (или непрерывное) и прерывистое подкрепление, через нефиксированные промежутки времени. Постоянное подкрепление предполагает получение обратной связи от руководителя «по расписанию», в ходе регулярных, введенных в распорядок встреч. Самый яркий пример постоянного положительного подкрепления — еженедельный или раз в две недели чек на получение работником его заработка. С другой стороны, будучи строго регламентированным, срок получения чека известен заранее, его предвидят и знают, что он все равно будет выдан. С этой точки зрения его потенциал как поощрения правильного поведения несколько ослабляется, это перестает быть мотиватором. Прерывистое положительное подкрепление осуществляется нерегулярно, заранее невозможно узнать, последует оно или нет.
С точки зрения мотивации прерывистое подкрепление гораздо более действенно для поддержания уже установившегося правильного поведения персонала. Разницу в эффектах постоянного и прерывистого подкрепления поможет понять сравнение автомата с газировкой и игрового автомата. Представьте, что вы опустили монеты в автомат по продаже газировки — причем требуемую сумму! — но ожидаемого не происходит: газировка не льется, стакан как был пустой, так и остался. Что вы сделаете? Отойдете прочь, бормоча под нос проклятия; или с досады пнете ногой упрямый автомат; если же вас мучает жажда, попробуете еще раз опустить требуемую сумму в надежде, что автомат сработает. Если и это окажется бесполезно, то останется только оставить эту затею — не будете же вы снова и снова рисковать своей мелочью, верно? Так и с постоянным подкреплением — работники настолько привыкают к нему, считая обязательным, что при его прекращении тут же перестают демонстрировать правильное поведение, за которое их всегда поощряли. Таким образом, переход от постоянного положительного подкрепления к прекращению подкрепления ведет к немедленному прекращению правильного поведения.
Как менеджер ресторана обычно работает со своими подчиненными? Постоянно уделяет внимание тем, кто не справляется, осуществляет повседневное сопровождение, хвалит и поощряет, когда работа выполняется хорошо. Но вот отстающий подтянулся и может прекрасно справляться с работой и без опеки менеджера. Что делает менеджер? Переключает внимание на другого отстающего или новичка. А что делает исправившийся работник? Обнаружив, что теперь его правильное поведение не вызывает положительной реакции менеджера, разочарованный, он возвращается к прошлому неэффективному стилю работы — зачем стараться, если не замечают.
Теперь обратимся к игровому автомату. Вот вы вводите купюру в щель автомата и с легким волнением ожидаете результата. А результата-то никакого и нет, вы проиграли. Но ведь он мог быть! Пожертвуете ли вы еще одной купюрой, чтобы проверить, не улыбнется ли вам удача? Безусловно! Ваше «правильное» с точки зрения игрового автомата поведение продлится намного дольше, чем попытки извлечь воду из неисправного автомата для газировки, — в первом случае вы почти уверены, что выигрыш в конце концов получите. Иными словами, прерывистое положительное подкрепление со стороны игрового автомата закрепляет правильное поведение.
Пятый шаг тоже важен — поощрение работников самим вести учет своим достижениям или ошибкам. Такая самооценка означает, что работник будет стараться постоянно держаться правильного курса действий. Каждый раз, продав очередной десерт, официант будет фиксировать у себя в записях этот успех. Иными словами, он сам себя оценит положительно — чем не подкрепление, причем немедленное? Работник четко понимает взаимосвязь между своим поведением и его последствием. Интервал успеха, т. е. промежуток времени между правильным поведением и его позитивной оценкой, сокращается.
И наконец, результативность работы оценивает непосредственный начальник, особо отмечая позитивные аспекты работы каждого. Для действенного подкрепления надо, чтобы работники видели четкую связь между своим поведением и его последствиями. Так, постоянное подкрепление должно быть как можно ближе придвинуто по времени к демонстрации работником правильного поведения. Кроме того, суть подкрепления должна быть значимой для работника, поскольку жизненные приоритеты, определяющие значимость вознаграждения, индивидуальны. Они будут совершенно разными, например, у немолодой официантки, которая в одиночку воспитывает двоих детей, и у студента колледжа, зарабатывающего на развлечения.