ОРИЕНТАЦИЯ РАБОТНИКОВ
Под профессиональной ориентацией понимают «формальный процесс ознакомления новых работников с организацией, с существом порученной им работы и со структурными подразделениями, где им предстоит работать»1.
Считается, что подобающим образом организованная программа ориентации способствует2:
снижению текучести кадров;
повышению производительности труда;
улучшению трудовой дисциплины;
эффективному обучению;
уменьшению беспокойства и неуверенности новичков.
Как следует из определения, комплексная программа ориентации должна затрагивать три области: организацию-работодателя, порученную работу и рабочее подразделение. Типовая комплексная ориентационная программа включает три раздела3.
История деятельности, размер, цели организации.
Корпоративные стандарты поведения на рабочих местах и эффективности работы.
Порядок оплаты, продолжительность рабочего дня, выходные.
Высшее руководство, порядок соподчиненности.
Подробности трудовых обязанностей, ответственность работы, ее важность и место в деятельности организации.
Разъяснение содержания и приемов предстоящего тренинга.
Разъяснение порядка оценки эффективности его работы.
Санитарно-гигиенические нормы и правила.
Цель этого раздела ориентации — ознакомить новичка с тем, как выглядит обычный рабочий день.
Подразделение, в котором предстоит работать
Знакомство новичков с сотрудниками подразделения.
Представление наставника — сотрудника подразделения, который на первых порах будет помогать новичку войти в курс дела и решать возникающие в ходе работы проблемы.
Экскурсия по всем подразделениям организации.
Объяснение правил внутреннего распорядка, внутренней политики организации.
Ресторанная сеть Old Spaghetti Factory включила в свою программу ориентации новичков следующие пункты4.
Краткая история ресторанной сети и данного заведения.
Философия отношения к клиентам.
Имена менеджеров.
Имя инструктора по тренингу.
Распорядок работы и смены.
Дисциплина посещаемости и санкции в случае опоздания.
Правило «отказа в просьбах» (это запрет работникам заведения продавать какие-либо товары и услуги и распространять что-либо среди посетителей без предварительного разрешения администрации; призван предотвратить распространение официантами и прочими работниками обслуживания профсоюзной литературы).
Порядок фиксации прихода/ухода.
Предоставляемое питание.
Порядок начисления заработной платы и политика ее повышения.
Дни зарплаты, процедура получения чека на получение зарплаты.
Внутренний распорядок и правила обеспечения безопасности заведения.
Стандарты одежды и личной гигиены.
Прочие правила заведения.
Правила мытья рук и санитарно-гигиенические требования.
Очень важно подготовить к приходу новичков рабочий коллектив, а новичков — к знакомству с будущими коллегами. Работники могут с недоверием отнестись к новичкам и невольно задаются вопросом, как его приход может отразиться на их собственном положении и обязанностях. Что касается новичков, то у них нужно создать ощущение принадлежности к новому коллективу.