ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА
Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association, AMA) определяет маркетинг как «процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг для создания обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций»1. Как следует из этого определения, маркетинг не исчерпывается одной лишь рекламой или продвижением продаж. Он вбирает в себя все этапы процесса создания и реализации продукта — от разработки концепции, товара и/или услуги до методов ценообразования, продвижения и создания для потребителя удобного доступа к нему. Маркетинг работает только при условии обмена между покупателем (индивидуумом) и продавцом (организацией), причем обмена, выгодного обеим сторонам. Покупатель получает некую ценность, а продавец — доход.
Роберт Рейд (Robert Reid) разработал определение, в котором финансовые концепции менеджмента сочетаются с необходимостью удовлетворить потребности потребителя. В его определении соединены три элемента2:
(1) выявление потребностей и запросов потребителей;
(2) создание набора продуктов и услуг, способных удовлетворить эти потребности и запросы.
(3) продвижение и продажа набора продукт—услуга в целях создания дохода такого уровня, который удовлетворял бы руководство и акционеров организации.
В крупной розничной сети J. C. Penney эту идею сформулировали по-своему: «если вы удовлетворяете клиентов, но не можете обеспечить прибыль, вы рискуете в самом скором времени вылететь из бизнеса; если же вы обеспечиваете прибыль, но не можете удовлетворить клиентов, вы рискуете в самом скором времени лишиться клиентов». В общем, идея состоит в том, чтобы получать прибыль, удовлетворяя потребности клиентов.
Моментальный Тест 3.1
Какая доля в потреблении говядины в заведениях общественного питания приходится на гамбургеры и чизбургеры?
(a) 55%
(b) 62% (c) 76%
Источник: Hickok, Allan F. and Lana E. Lazarus, Restaurant Industry Review, U. S. Bancorp Piper Jaffray Equity Research, March 2003, pр. 54—55.