Обучение в группе
Групповое обучение считается особенно эффективным методом обучения навыкам межличностного взаимодействия. В принципе этот метод применяется, когда надо обучить группу работников выполнению какого-либо вида работы. ИнстРукторы, занимающиеся обучением в группах, делают непростительную ошибку, ограничивая занятия лекционным форматом. Непосредственная вовлеченность участников группы в процесс обучения, постоянный контакт инструктора с группой значительно повышают мотивацию и степень усвоения материала.
Имеется целый набор партисипативных методов группового тренинга, способствующих мотивации и эффективному усвоению материала. Метод мозгового штурма вовлекает обучаемых в процесс совместного интенсивного поиска новых идей или решений поставленной проблемы. Если группа невелика по численности, каждый участник старается выдвинуть как можно больше идей. Вначале не предполагается никакой критики идей. Просто составляют их список, а затем приступают к анализу выполнимости каждой.
Другой полезный метод группового обучения — кейсы, т. е. ситуации, взятые из реальной практики. Сначала обучаемым представляют подробное описание ситуации, желательно в письменном виде. Затем проводится обсуждение, в ходе которого участники группы выявляют проблему и коллективно ищут способ ее разрешения. В данном случае важнее не итоговое решение группы, а сам процесс его выработки, когда каждый представляет свои аргументы.
Еще один метод — ролевые игры. Инструктор задает ситуацию, разъясняет детали, распределяет роли и просит проиграть их. В сфере ресторанного бизнеса для ролевых игр часто выбирают ситуацию, когда клиент недоволен поданным блюдом и предъявляет претензии к ресторану.
Существует еще и метод моделирования ситуаций непосредственно на рабочем месте. Так, перед официальным открытием нового ресторана персонал привлекают к действу, схожему с костюмным прогоном в театре перед премьерой. Приглашают «гостей» — группу людей, с которыми заранее договорилась администрация, и они производят все те же действия, что и обычный гость, — заказывают еду и напитки, советуются с официантами, выдвигают особые требования и т. п. Затем анализируются действия персонала и всех служб и выносится окончательное решение о готовности заведения к открытию для публики.
Девять из каждых десяти штатных сотрудников полносервисного ресторана начинали как почасовые работники.
Источник: National Restaurant Association, «Restaurant Industry Facts», http://www. restau- rant. org/ind_glance. cfm#employment, November 7, 2005.