МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА Роль менеджеров
У менеджеров нет возможности напрямую мотивировать своих работников, потому что мотивы — это внутренние побуждения, импульсы или намерения индивида. В то же время обязанность менеджера — создать в рабочей среде климат, который мотивирует работников к результативной деятельности. Однако исследования показали, что климат, который создает в рабочей среде руководство, не обеспечивает желаемого поведения работников. После того как в ряде ресторанов в течение целого года проводили исследования, выявилась любопытная картина: некоторая часть респондентов демонстрирует, по их собственному утверждению, следующие особенности поведения на рабочих местах1:
44% сознательно игнорируют установленные правила обращения с пищевыми продуктами;
37% насмехаются над произношением своих коллег или клиентов;
31% сознательно подают клиентам неправильно или плохо приготовленную пищу;
26% дотрагиваются до своих коллег в манере, которую можно счесть сексуальным поползновением;
24% принимают запрещенные медицинские препараты прямо перед выходом на работу;
22% называют кого-то их своих коллег обидной кличкой;
21% видят, что кто-то из коллег ворует из кассы деньги, но не сообщают об этом;
13% сознательно создают другим препятствия в выполнении их работы;
12% намеренно заражают подаваемую клиентам пищу в процессе ее приготовления или подачи;
10% сознательно подают клиентам зараженную или испорченную пищу.
Многие менеджеры утверждают, что мотивировать работников — вовсе не их
Обязанность. По их мнению, работники сами несут ответственность за то, чтобы приспособиться к требованиям компании. А если не могут — пожалуйте на выход, вы уволены. С экономической точки зрения такой подход следует признать дурным управлением. Произвол и отсутствие гибкости в отношении к персоналу неизбежно обернутся ростом текучести кадров, потому что все большее число работников не пожелает мириться с таким отношением. Но даже если они решат остаться, велика вероятность, что работать они станут непродуктивно, будут допускать прогулы и всячески пытаться мстить компании за плохое отношение.
Когда индивид поступает на работу, предполагается, что он заключает с компанией-работодателем контракт, подразумеваемый, а часто и в формальном виде. Индивид предлагает свой труд и свое время взамен за плату; компания со своей стороны обеспечивает ему гарантию рабочего места за то, что он соглашается работать у нее.
Конечно, каждый работник — личность со своими запросами и особенностями, однако компания не может угодить каждому работнику. Должна существовать здравая середина между требованиями компании и запросами работника — соглашение достаточно гибкое, чтобы учитывать потребности работника, но вместе с тем обеспечивать эффективную работу предприятия питания. Работник со своей стороны должен пожертвовать частью своей независимости и удовлетворением некоторых из своих потребностей ради благополучия компании. В этом контексте на первый план выходит понимание стимулов, которые мотивируют работников действовать эффективно на рабочем месте.