Кривая обучения
Каждый человек обучается своими темпами — одни быстрее, другие медленнее, к тому же многое зависит и от существа изучаемого материала. В целом выделено три модели обучения. Обучение навыкам рутинной работы обычно начинается с быстрого улучшения эффективности работы, а потом темп улучшения замедляется и в конечном итоге стабилизируется на «нормальном» уровне эффективности выполнения данной работы. Кривая обучения сначала быстро растет, потом рост замедляется.
Если работник приступает к изучению совершенно нового для себя дела, новых обязанностей, то здесь картина с темпами освоения прямо противоположная. Сначала освоение нового происходит медленно, почти не отражается на эффективности выполнения работы, зато позже, по мере накопления знаний, темп усвоения материала и соответствующих улучшений в выполнении работы нарастает. Иными словами, кривая обучения сначала демонстрирует медленный рост, а потом быстрый.
Третий вариант — кривая обучения S-образной формы: обучение начинается медленно, результаты едва отражаются на работе, на следующем этапе обучение ускоряется и эффективность работы быстро растет, а затем стопорится. Так обычно бывает при освоении сложных видов работы, которые требуют не только изучения ее приемов, но и освоения базовых знаний.
Таким образом, в каждой из трех моделей обучения присутствует период замедления темпов освоения и улучшения эффективности работы. Это часто приводит обучающихся работников в отчаяние, и их рвение к учебе пропадает. Важно, чтобы инструктор подмечал, когда наступает такой период, и вовремя сообщил работнику, что это вполне естественная вещь, что так происходит со всеми. Здесь очень нужно положительное стимулирование, оно необходимо для обеспечения долгосрочного роста эффективности работы.