Когда им двадцать с хвостиком: Как управлять новым поколением работников
Цель изучения. Разобраться, что побуждает работников вести себя так, а не иначе.
Как только ни называют поколение Х — бэби-бастерами, пост - бумерами, 13-м поколением, двадцать с хвостиком, разгильдяями и т. д. — всего и не перечислишь. К нему относят тех, кто родился после бэби-бума, в годы спада рождаемости, между 1965 и 1985 гг. Как работники, они снискали репутацию лентяев, которые не слишком напрягаются на работе и постоянно опаздывают. А справедливо ли навешивать на них такой, прямо скажем, неприглядный ярлык?
Эффективное управление персонала начинается с понимания ценностей работающих под твоим началом людей, а также их ожиданий и целей в жизни. Тут рестораторам и менеджерам следовало бы на время отставить в сторону свою систему ценностей и свои ожидания и постараться понять ожидания и жизненные ценности своих работников, скажем, тех же представителей поколения Х. Так поступила несколько лет назад Клэр Рейнс (Claire Raipes), консультант по организационным проблемам и соавтор книги Twenty- something: Managing and Motivating Today's New Work Force («Те, кому двадцать с хвостиком: Как управлять и как мотивировать рабочую силу сегодняшнего дня»). Она провела серию занятий с фокус - группами работников как раз в возрасте 20 и более лет в пяти городах США. И вот какие результаты получила, назвав их «Х-реквизитами».
Цените нас. Все эти программы наград и признания заслуг — вещь замечательная, но если к ним не прикладывается искреннее уважение и понимание менеджером истинных ценностей своих молодых работников, то грош им цена.
Проявляйте гибкость. Менеджер, если он действительно эффективный, проводит политику и устанавливает график работы, имея в виду, как это повлияет на каждого работника.
Создавайте команды. Многим из тех, кому 20 с небольшим, не посчастливилось жить в крепких сплоченных семьях, поэтому они стремятся обрести семью хотя бы на работе — группу людей, которые поддерживают и ободряют друг друга.
Развивайте нас. Бэби-бастеры считают себя товаром, востребованным рынком товаром. Поэтому эффективный менеджер должен убедить их, что в компании у них будет возможность получить новые знания и навыки, а это повысит их рыночную ценность.
Вовлекайте нас. Людям свойственно работать лучше, если они ощущают свою причастность к общему делу, если они убеждаются, что их идеи и мнение ценят и уважают. К бэби - бастерам это относится как ни к кому другому.
Развлекайте нас. Те, кому за 20, всегда хотят интересно проводить время. Им подавай работу, которая развлечет. Это их главный приоритет при выборе.
Пусть слова не расходятся с делом. У 20-летних с хвостиком острый глаз — они прекрасно все понимают и сразу замечают, если менеджер делает не то, к чему с таким пафосом призывает.
Источник: National Restaurant News, «Twenty-Somethings: Managing a New Breed of Employee», September 1996.
Вопросы для обсуждения. Почему так важно, чтобы менеджер понимал, какие ценности, ожидания и цели у его подчиненных? Не разумнее ли для подчиненных постараться соответствовать тому образу работника, который составил для себя их менеджер? Обоснуйте свою точку зрения.
Трудно определить, какое место в иерархии потребностей занимают деньги. С точки зрения одних, деньги необходимы для обеспечения базовых потребностей и представляют собой критически важное условие удовлетворения физиологических потребностей. Другие рассматривают деньги как один из символов своего жизненного статуса. Тем, кто пожелал бы на основе теории Маслоу выявить потребности индивидуума в интересах мотивации, следует иметь в виду, что для индивидуума с достаточно высоким вознаграждением деньги уже могут и не служить мотивом к улучшению работы, поскольку они уже обеспечили удовлетворение базовых потребностей. Однако для тех, кто одержим честолюбием и желанием доказать миру, на что он способен, деньги останутся мощным мотивирующим фактором и после полного удовлетворения базовых потребностей.
Задача менеджеров — постараться определить круг потребностей своих работников и создать условия, позволяющие удовлетворить эти потребности. Поясним это на примере некой Сары, которая поступила в ресторан на должность бухгалтера. 25 лет она была домохозяйкой, вела дом и воспитывала детей. Устав от домашней рутины, Сара решила пойти поработать, благо работать надо было не полный рабочий день. Через несколько недель менеджер заведения заметил, что Сара часто отсутствует на своем рабочем месте, то и дело бегая поболтать с официантами и поварами. Мало того, что ее работа продвигалась медленно, она еще отвлекала и других. Недалекий менеджер потребовал бы немедленного увольнения нарушительницы дисциплины. Однако вместо этого менеджер обстоятельно побеседовал с Сарой и установил, что ее единственным мотивом при поступлении на работу было стремление работать в коллективе, совместно с другими. Муж Сары неплохо зарабатывал, поэтому деньги как таковые не слишком интересовали ее, когда она решила пойти работать. И тогда Саре поручили работу хостесс. После менеджер ни одной минуты не пожалел об этом решении: теперь гостей ресторана встречала приветливая радушная хозяйка, что всем очень нравилось, а ресторан приобрел в лице Сары отличного сотрудника, полностью удовлетворенного своей работой.
Альдерфер Теорию А. Маслоу переработал К. Альдерфер — он объединил потребности индивидуума в три категории: потребности существования (Existance), потребности отношений (Relatedness), потребности личностного роста (Growth), создав ERG-теорию. Первая категория аналогична базовым потребностям по Маслоу (физиологические и потребность в укрытии). Вторая — потребность в отношениях с другими людьми аналогична потребности в безопасности, а также в социализации и самоуважении, а вот третья потребность, в личностном росте, может рассматриваться как аналогичная самоуважению и самореализации. По мнению Альдерфера, поведением индивидуума в конкретный период не обязательно управляет одна потребность, а, может, две или более. Альдерфер в принципе согласен с трактовкой иерархического воздействия потребностей, считая при этом, что индивид, разочаровавшийся в достижении потребности высшего порядка, может сосредоточиться на более полном удовлетворении потребностей более низкого уровня.
Мюррей Уровень эффективности работы во многом, считает Г. Мюрей, можно объяснить с точки зрения потребности в достижении. Индивиды с высокой потребностью в достижениях предпочитают работу с умеренной степенью риска, они настойчивы, осознают личную ответственность за эффективность своей работы, нуждаются в информации обратной связи о степени успешности работы и проявляют инновационность2. И наоборот, индивид, у которого потребность в достижениях не выражена, испытывает потребность в работе с высокой степенью риска.
Ученик Мюррея Дэвид Макклелланд рассматривает мотивацию как функцию трех потребностей: потребности в причастности к действиям, потребности во власти и потребности в достижениях (в успехе). Индивид, обладающий потребностью во власти, стремится к контролю, доминированию или иному способу воздействовать на других. Власть при этом может быть как индивидуализированной, так и социально ориентированной. В первом случае индивид стремится к власти как таковой, ему требуется эмоциональное удовлетворение от применения своей власти. Социально ориентированная власть предполагает использование личного влияния ради достижения целей, приносящих пользу обществу. Очевидно, что стремление к такой власти делает индивида хорошим управленцем.
Мотивы, определяющие поведение, развиваются в процессе научения — индивид научается, как вести себя самым выгодным для себя образом ради получения того, что составляет суть его потребностей.
Герцберг Два аспекта влияют на уровень эффективности работы — гигиенические и мотивационные факторы, считает Ф. Герцберг. Первый аспект касается всего того, что позволяет работникам восстанавливать творческие и жизненные силы и разрядить напряженность на рабочем месте. Отсутствие гигиенических факторов приведет к неудовлетворенности индивида, хотя их наличие не заставит его работать эффективнее. К самым значимым гигиеническим факторам Герцберг относит3:
политику и методы управления компанией;
стиль руководства;
уровень заработка;
межличностные отношения в коллективе;
условия работы
К мотивационным факторам, или мотиваторам, Герцберг относит те, наличие которых активно побуждает работников эффективно трудиться. Самые важные из них4:
трудовые достижения;
признание;
интересное содержание работы;
самостоятельность в выполнении заданий;
служебный рост.
Ключевым фактором мотивации, по мнению Герцберга, служит обогащение трудовых обязанностей, которое делает работу интересной, содержательной и общественно полезной.
Рассмотренные нами содержательные теории мотивации позволяют сделать следующие важные выводы5.
Потребности индивида имеют разную приоритетность для него, он действует таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности.
В один и тот же период времени доминирующими для индивида могут быть потребности одного или более уровней приоритетности. При невозможности удовлетворить потребности более высокого порядка удовлетворение потребностей низшего порядка приобретает больше значимости.
Степень эффективности работы индивида во многом можно объяснить потребностью в достижениях.
Одни факторы мотивируют индивидов и называются мотиваторами, другие — непосредственно не мотивируют, хотя их отсутствие негативно сказывается на мотивации, — это гигиенические факторы.
Ситуационные (процессуальные) теории мотивации Ситуационные теории, не задаваясь источником мотивации, концентрируют внимание на факторах, направляющих поведение индивида, и методах закрепления положительных примеров поведения. Здесь также имеются четыре ведущие теории: теория справедливости, теория ожиданий, теория подкрепления и теория постановки целей.
Теория справедливости Согласно этой теории индивид сравнивает усилия, затрачиваемые на работника, и получаемое за это вознаграждение с уровнем усилий и заработков других работников, выполняющих аналогичные функции. Индивид, который считает свое вознаграждение несправедливым, склонен уменьшить интенсивность работы, считая, что тем самым восстанавливает несправедливость по отношению к себе. Чем больше несправедливость, тем сильнее стремление устранить ее. Теоретики выделяют несколько способов, при помощи которых работник может преодолеть несправедливость, по его мнению, допущенную в отношении его6:
сократить затрачиваемые на работу усилия;
потребовать повысить свое вознаграждение;
изменить отношение к ситуации и внушить себе, что все по-честному;
уволиться или допускать прогулы;
призывать остальных сократить усилия (не стараться так сильно);
избрать для сравнения кого-то другого, у кого заработок ниже или работы больше.
При этом индивид всегда выберет самый простой для себя способ.
Ключевые моменты этой теории заключаются в том, что (1) работники всегда сравнивают; (2) работники всегда руководствуются своими представлениями (иногда не совпадающими с действительностью) о том, что важно; (3) в ответ на несправедливость они действуют одним из указанных способов.
Теория ожиданий Согласно теории ожиданий индивид мотивирует выполнение работы в той степени, в какой он ожидает получить значимое для него вознаграждение. Он приложит больше усилий, чтобы повысить свою производительность, получив вознаграждение, которое более всего значимо для него. Интенсивность усилий снизится, если:
награда не имеет для индивида особой значимости;
индивид не верит, что получит за это награду.
Следовательно, менеджер должен понять, что важно для конкретного работника, а также заставить его поверить, что его усилия будут вознаграждены.
Если связать эту теорию с двухфакторной теорией Герцберга, то такие гигиенические факторы, как, скажем, условия работы, менее существенны с точки зрения мотивации, чем, например, возможность профессионального роста. Это позволяет оценить сравнительную значимость для повышения продуктивности работы двух факторов — улучшения условий работы и перспективы повышения по службе. Очевидно, что последний фактор — более действенный мотиватор.
Теорию ожиданий можно исследовать и в свете иерархии потребностей Маслоу. Усилия, направляемые индивидом на выполнение работы, будут продуктивны, если он верит, что получит за них значимую награду, которая позволит в определенной степени удовлетворить значимую для него потребность.
Теория подкрепления В основе этой теории лежит идея о том, что производительность индивида улучшается, когда за интенсификацию усилий он получает вознаграждение или позитивный отзыв. Эта идея корректировки поведения гласит, что индивид действует так, как ему выгодно. Вознаграждая демонстрируемое правильное поведение, организация стимулирует стимулирования и закрепляет такое поведение.
Как гласит теория подкрепления, во внешней среде имеется некая предпосылка, стимулирующая поведение, которое имеет определенные последствия. Таким образом, управлять поведением можно через управление предпосылками и создание соответствующих последствий. Управление предпосылками может осуществляться в форме устранения барьеров для эффективной работы или оказания помощи работникам в качественном выполнении работы7. Барьером может выступать недостаточный уровень квалификации (можно предложить работнику пройти тренинг) или противоречивые правила или порядки. К факторам, стимулирующим к хорошей работе, относятся четкие планы и толковые инструкции, реальные сроки выполнения заданий.
Существует четыре типа последствий, обусловленных тем или иным характером поведения: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, гашение (отсутствие всякой реакции, отсутствие последствий, убеждающее, что такого поведения следует придерживаться и дальше) и наказание. Положительное подкрепление — менеджер или непосредственный руководитель замечают хорошую работу и вознаграждают за нее — считается самым действенным последствием, которое создает условия для демонстрации желаемого поведения в будущем.