Индивидуальная подготовка
Для индивидуальной подготовки чаще всего выбирают такой метод, как обучение на рабочем месте. Преимущества — быстрота обучения, оперативность, гибкость и малые затраты. Организация индивидуального обучения предполагает четыре этапа: подготовку курса обучения, проведение курса обучения, практические занятия и обратную связь.
Подготовка На этом этапе определяют содержание программы обучения, выбирают методы обучения, обосновывают важность изучаемого и устанавливают уровень компетенции, достижение которого должно стать результатом обучения. Затем работу, которая является предметом обучения, разбивают на отдельные операции и каждую описывают, акцентируя самые важные моменты. Вот как, например, будет выглядеть описание работы кассира ресторана21:
Задача кассира ресторана — обеспечить, чтобы каждый гость покидал заведение, удовлетворенный дружелюбным, быстрым и точным обслуживанием, при необходимости имея возможность воспользоваться помощью других сотрудников ресторана, а также поддерживать чистоту и привлекательный вид рабочего места. Кассир несет ответственность за наличные денежные средства в кассе, за правильное проведение чеков гостей и расчеты по причитающимся по чекам суммам и всю связанную с движением наличных средств отчетность перед рестораном во время своей смены.
Элементы, или составляющие, данной работы следующие:
дружелюбие (приветливость);
подобающий внешний вид;
работа в команде;
процедуры приема смены и начала работы;
текущие обязанности по расчетам с гостями;
процедуры окончания работы и сдачи смены;
подготовка отчетности;
использование оборудования.
Каждый из перечисленных элементов может стать основой для отдельного модуля обучения.
Затем инструктор описывает содержание работы и объясняет, как она вписывается в общую деятельность организации. Это создает контекст, в котором обучаемому легче будет понять смысл и важность работы. Зная, какое место их работа занимает в общем процессе, работники с большей ответственностью относятся к ней. Затем инструктор демонстрирует весь цикл операций, из которых состоит вся работа, с той скоростью, с какой она должна выполняться. Затем повторяет все это, только медленнее. Здесь по мере выполнения операций инструктор подробно разъясняет, что он делает, в чем суть каждой операции и почему важно, чтобы она выполнялась именно таким образом. По ходу демонстрации операций инструктор задает обучаемому вопросы, определяя, хорошо ли он понимает объяснения.
Практические занятия После разъяснений обучаемый (при условии, что он все понял) приступает к практическому выполнению операций. Здесь следует сначала сконцентрировать внимание на точности выполнения каждого действия, а потом уже — на быстроте выполнения. По ходу выполнения каждого действия обучаемый поясняет, что именно он делает и в чем важность того или иного действия. Такое озвучивание каждого действия имеет большой смысл, поскольку позволяет инструктору проверять, хорошо ли работник понимает, что он делает и зачем.
Обратная связь Для того чтобы инструктор мог убедиться в том, что обученный им работник продолжает правильно выполнять все операции, и существует обратная связь. Если это так, работник должен получить позитивный отзыв. Давно замечено, что от позитивных отзывов о своих действиях персонал начинает работать гораздо лучше. Похвала куда действеннее, чем хула. Доброе слово и кошке приятно. Если замечено, что работник что-то делает не так, следует сосредоточить его внимание на неправильно выполняемом действии и скорректировать его, а не выяснять, кто виноват в промахе.
Иногда инструктор на первых порах выполняет работу вместе с обучаемым работником, подстраховывая его. Убедившись, что работник уже может работать самостоятельно, инструктор переключает внимание на других обучаемых. На этом этапе есть один важный момент. Если вначале самостоятельной работы работник постоянно получает положительное подкрепление от инструктора, то позже, когда считается, что он полностью освоил новую работу, инструктор уже не сопровождает его постоянными похвалами. Это может расхолодить работника и лишить желания и дальше демонстрировать должный уровень работы. Чтобы избежать этого, следует давать положительное подкрепление периодически — к этому, вероятно, следует подключить и супервайзера (руководителя линейного уровня). Кстати, и в дальнейшем при наблюдении за работой своих подчиненных супервайзеру следует взять на вооружение эти принципы обратной связи, в частности положительного подкрепления.