Финансовые коэффициенты важны для руководства
Цели изучения. Выявить пять типов относительных финансовых показателей, используемых руководством ресторана. Ознакомиться с систематическим подходом к анализу отчета о доходах и расходах. Определить, при помощи каких финансовых коэффициентов анализировать продажи, расходы и прибыль ресторана.
В отрасли общественного питания до сих пор не проводилось широкомасштабного исследования, которое выявило бы набор финансовых коэффициентов, наиболее часто используемых менеджерами или считающихся ими самыми значимыми для отрасли. Однако такое исследование проводилось среди финансовых руководителей сферы недвижимости. Оно показало, что среди финансовых коэффициентов, касающихся ликвидности, платежеспособности, деловой активности, доходности и операционной эффективности, самыми значимыми по праву считаются коэффициенты, отражающие операционную эффективность и доходность.
Среди коэффициентов операционной эффективности к числу самых важных можно отнести те, что касаются максимизации выручки. В контексте ресторанного бизнеса таковыми считаются два относительных финансовых показателя: средняя сумма чека (размер выручки с одного клиента) и оборот посадочных мест (число клиентов на одно посадочное место заведения). Это два самых важных показателя, по которым можно судить о степени эффективности функционирования ресторана. Кроме того, для ресторана представляют важность и такие коэффициенты, как процент затрат на оплату труда (совокупные затраты на труд в процентах от совокупной выручки), процент прибыли от продаж блюд (отношение прибыли службы закупки продуктов питания и приготовления блюд к выручке от продаж блюд), процент прибыльности напитков (отношение прибыли службы закупки напитков к выручке от продаж напитков), процент себестоимости проданной пищи (отношение себестоимости продаж блюд к выручке от продаж блюд) и процент себестоимости продаж напитков (отношение себестоимости продаж напитков к выручке от продаж напитков).
Среди финансовых коэффициентов, связанных с доходностью, самыми важными можно считать рентабельность продаж, или маржу прибыли (отношение чистого дохода к совокупной выручке), и операционную эффективность (отношение дохода после вычета операционных расходов, которые обеспечивают функционирование бизнеса, к совокупной выручке).
Указанное исследование позволяет сделать вывод, что по мере роста ресторанной компании и усиления зависимости ее бизнеса от внешнего финансирования, равно как и при усложнении организационной структуры (что характерно для крупных ресторанных сетей, например McDonald's и Burger King), финансовые менеджеры будут сосредоточивать больше внимания на анализе балансовых коэффициентов, коэффициентов платежеспособности и рентабельности инвестиций.
Источник: Singh, A. J., and Schmidgall, Raymond S., «Analysis of Financial Ratios Commonly Used by US Lodging Financial Executives», Journal of Leisure Property, vol. 2, no. 3, August 2002, pp. 201—204.
Вопрос для обсуждения. Приведите примеры коэффициентов, которые раскрывают потенциал максимизации прибыли и важны с точки зрения финансового менеджера ресторанного бизнеса.