Факторы, влияющие на спрос
Магазины автозапчастей и сервисы используют, как правило, два способа повышения своей конкурентоспособности:
1) предложение рынку более низкого уровня цен (ценовая конкуренция);
2) предложение рынку более высокого качества оказываемых услуг (конкуренция по товару). Причем под товаром понимаются не столько сами запчасти, сколько уровень развития бизнеса: качество обслуживания потребителей, предоставление гарантийных обязательств и пр.
Под формальной конкуренцией подразумевается такой вид конкуренции, который возникает в связи с тем, что разную потребность можно удовлетворить по-разному, так как на рынке существует множество различных товаров и услуг, призванных выполнять одну и ту же функцию. Если задаться вопросом, что хочет получить покупатель, когда приходит в магазин за запасными частями, то единственно правильным ответом будет— исправный автомобиль. Но эту потребность можно удовлетворить как минимум двумя способами: приобрести запчасть и заменить ее самому или отогнать автомобиль на сервис и получить его обратно уже исправным.
В Москве сегодня заметна тенденция организации пунктов ремонта автомобилей непосредственно при магазинах, торгующих автозапчастями. Это позволяет получить более высокую прибыль от каждого покупателя и полнее удовлетворять потребности клиентов. В Европе доля магазинов запчастей, при которых отсутствует пункт их установки, чрезвычайно мала. Вероятно, через несколько лет в России это будет также обычной практикой.
Для уменьшения формальной конкуренции используются те же методы, что и для уменьшения отраслевой конкуренции.
Факторы, влияющие на спрос
Анализ рынка автосервисных услуг свидетельствует о том, что прогнозирование спроса на услуги этой отрасли является очень сложной задачей. Спрос может измеряться как в натуральных показателях (число заявок на ремонт и обслуживание автомобилей), так и в стоимостных (общая стоимость выполненных услуг). Уровень спроса на услуги автосервиса зависит от многих факторов:
■ парка автомобилей, находящихся в личном пользовании и собственности граждан. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;
■ уровня организации автотехобслуживания— количества станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственных возможностей, номенклатуры и комплексности производственных работ; времени обслуживания клиента, зависящего от пропускной способности постов по каждому виду ремонта; удобства для клиента размещения сети автосервисных услуг; резервов запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи); среднего уровня качества производимых работ, а также ряда экономических показателей — цены на услуги и запасные части, обеспеченности ресурсами и т.д;
■ состояния дорожной сети, протяженности и плотности автомобильных дорог и их состояния, интенсивности дорожного движения и соответствия ему размещения СТО по территории города, района, области;
■ комплекса социальных условий — демографической характеристики населения, структуры занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификации владельцев автомобилей как водителей, общего уровня их технического образования, навыков, склонности к самообслуживанию, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.
Критерии оценки конкурентоспособности предприятий автосервиса
Эффективное развитие любого бизнеса ограничивается активной деятельностью конкурентов. Единственным решением этой проблемы является систематический анализ и понимание конкурентной среды, т.е. создание системы критериев оценки аналогичных участников рынка с целью выявления их недостатков и преимуществ. Важно отметить, что подобный анализ необходимо проводить постоянно. Это позволит предприятию оперативно реагировать на изменения на рынке.
Основой, на которой возможно построение системы критериев оценки, являются следующие направления:
■ месторасположение СТО;
■ ценообразование;
■ ассортимент услуг и запчастей в наличии;
■ технологическая оснастка СТО;
■ срок исполнения услуг и доставки запчастей на заказ;
■ уровень техшйогии обслуживания клиента (культура обслуживания);
■ уровень технологии управления запасами;
■ квалификация персонала;
■ качество обслуживания и ремонта;
■ имидж;
■ режим работы;
■ правовая защита клиентов и реакция со стороны СТО на претензии;
173
Анализ динамики основных показателей рынка услуг автосервиса позволил определить основные тенденции его развития:
■ рост числа автотранспортных средств — основного источника формирования спроса на услуги, тенденция к преобладанию автомобилей и мотоциклов как отечественного, так и иностранного производства с длительным сроком эксплуатации;
■ общая тенденция к росту объемов оказания услуг;
■ увеличение доли ремонтных работ по сравнению с профилактическими;
■ рост объема услуг, оказываемых в теневом секторе, повышенная криминализированность;
■ неравномерность территориального размещения предприятий автосервиса; большая часть предприятий существующей сети автосервиса сосредоточена в промышленных и коммунальных зонах;
■ снижение уровня качества обслуживания, квалификации кадров и специализации предприятий, отсутствие нормального снабжения запасными частями и др.
В целом по результатам проведенного анализа выявлены следующие проблемы развития рынка услуг автосервиса в Москве, которые можно считать характерными для всей России:
■ потребности в услугах автосервиса не удовлетворены количественно и качественно;
■ предприятия и услуги автосервиса не всегда доступны для потребителя (территориально и по ассортименту);
имеет место неэффективное использование земельных участков, отведенных под объекты автосервиса;
, низкий уровень производственно-технической базы и квалификации персонала приводит к снижению качестаа услуг;
■ предприятия автосервиса по ряду причин представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды и зд#|ювья населения.
Организационно-экономический механизм и нормативно-правовая база функционирования предприятий автосервиса
Современные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств — это многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности и назначения производят:
■ техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации;
153
■ диагностирование узлов и агрегатов, антикоррозионную защиту кузовов, капитальный ремонт агрегатов;
■ подготовку автомобилей к техническому осмотру;
■ продажу и предпродажную подготовку автомобилей;
■ продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автопринадлежностей;
■ оказание технической помощи на дорогах;
■ консультации по вопросам технической эксплуатации автомобилей.
Деятельность предприятия по техническому обслуживанию и ремонту может быть представлена в виде составных элементов, показывающих взаимосвязи внутри системы, и внешних факторов, влияющих на эти процессы (рис. 2.7).