TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Примечаниа. Перед снятием поршней в сборе с шатунами снимите головку ци­линдрое, масляный поддон и верхнюю (алюминиевую) секцию месляного под­дона (см. главу 2А или 2Б). Кроме того, на четырехцилиндровых двигателях они мите еалы системы уравноеешиеания (см. параграф 9).

1 Проверьте ногтем поверхность ци­линдре: не обрезовелся ли гребень не верхнем крею зоны перемещения колец при возвретно-поступетельном движе­нии поршня в цилиндре [приблизительно 6 мм от верха каждого цилиндра). Если отложения нагере или износ цилиндре вызвели обрезование гребня, следует полностью уделить его с помощью спе - циельного инструменте [рис. 10.1). Сле­дуйте инструкциям изготовителя инстру­менте. Если перед извлечением поршней е сборе с шетунами гребни не уделить, зто может привести к поломке поршня.

2 После удаления гребней в цилиндрах переверните деигетель теким обрезом, чтобы коленчетый вал находился сверху.

3 Перед снятием поршней е сборе с шатунами с помощью щупа проверьте осевые зезоры в голоеках шетунов. Встееьте щуп между первым шетуном и упорной поверхностью коленчетого еале (рис. 10.3). Щуп должен входить по плот­ной скользящей поседке. Повторите эту процедуру не кеждом шетуне. Осевой зе - зор ревен толщине щупе. Узнейте не стенции технического обслуживения пре­дельное сервисное значение для зезоре. Если зезор превышает предельное сер­висное знечение. потребуются новые шетуны. Если устеневливеются ноеые шетуны (или новый коленчетый вел), осе­вой зезор может окезеться меньше ми - нимельного допустимого знечения. В этом случее шетуны потребуется мехени - чески обреботетъ для восстановления правильного зезоре. При необходимости консультируйтесь не специелизирован - ной стенции технического обслуживения.

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.3. Проверьте есевые зазоры в швтунах

4 Проверьте шатуны и крышки на на личие идентификационной меркировки (рис. 10.4). Если четкой меркировки нет, ненесите кернером соответствующее ко­личество точек на каждый шатун и соот­ветствующую крышку [1. 2.3 и т. д.. в зе - висимости от цилиндра, к которому они относятся).

5 Отпустите кеждый из болтов крепле­ния крышек подшипников шетунов, вы винчивея не 1 / 2 обороте зе подход, до появления возможности вывинчиеения болтов рукой. Снимите крышку подшип­ника шатуне № 1 и соответствующий вкледыш подшипнике. Не извлекайте вкледыш подшипника из крышки.

6 Снимите вкледыш подшипнике и из­влеките поршень в сборе с шетуном че­рез еерх двигателя. Используйте дере­вянную или плестиковую ручку молотке для нежетия на поседочную поверхность для верхнего вкледыше е шетуне.

7 Если чувствуется сопротивление, еще рез проверьте, полностью ли удален гребень в цилиндре.

8 Повторите процедуру на остальных цилиндрех.

9 После снятия соберите крышки и вкледыши подшипников шетунов с соот­ветствующими шатунами, вверните бол ты и зетяните их усилием руки. Остееле - ние старых екладышей подшипника на месте до сборки поможет предотеретить случайное повреждение ребочих поверх­ностей в шетунах.

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.13. Вставьте иершненее кольце в ци­линдр, в затем с номещью нершня втолкните его вииз на ютатную глубину, чтобы кольцо ие было лерекошене в цилиндре

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.4. Если шатуны н крышки нодшилников шатуиов не имеют маркиревки, наиесите на

крышки лодшинников номера соответствующих цилиндров. Пе нерепутайте маркировку, показвн - ную здесь, с иомервми шатунев; это идентифи­кационная мархиревка рвзмера подшипника

10 Поршни и шетуны теперь готовы к осмотру и ремонту, который следует вы­полнить на стенции технического обслу­живания.

Установка поршневых колец

11 Перед устеноекой новых поршнееых колец следует проверить зезоры в зам кех колец Принимеется, что зезор порш­невого кольца е кенаеке уже проверен и признен превильным. Примечание. Поршни и шатуны можно устанавливать только после установки коленчатого вала (см. параграф 11).

12 Резложите поршни в сборе с шату­нами и новые комплекты колец тек. что­бы при измерении зезоров в стыке и сборке двигетеля комплекты колец были согласованы с одним и тем же поршнем и цилиндром.

13 Встееьте верхнее (№ 1) кольцо в первый цилиндр и ресположите его пер­пендикулярно стенкем цилиндра, нежи мея не него днищем поршня (рис 10.13) Кольцо должно располегеться около ос - новения цилиндра, не нижнем краю зоны перемещения колец.

14 Для измерения зезоре в стыке вве­дите щуп между торцами замка кольце, поке не найдете щуп, толщине которого равна ширине зезора (рис. 10.14). Щуп должен входить между торцами земке

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.14. Расположив кольци лерлеиднкулярив стеиквм циливдра, измерьте щупом звзор в замке кольца

Рис. 10.19,6. НЕ используВте приспособление для усталовки иоршиевык колоц ири установке верхнего и нижнего элемеитев маслосъемного кольца

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.19,а. Установка дистанционного элемонта/расширнтольиого кольца в канавку длв маслосъемного кольца

Рис. 10.15. Если зазор в замке кольца слишком мал, зажмите напильник в тисках, как показано, п припилите торцы замка поршневого кольца, ■озаботьтесь об обеспечении параллольиости вривиливаемык торцав п надфилем удолите все неровности и звусеицы

кольца с незначительным сопротивле­нием. За сведениями по правильным значениям зазора в замке для конкрет­ного двигателя обратитесь к дилеру. Если зазор больше или меньше нормы, прежде чем продолжить, снова убеди­тесь в правильности типа используемых колец.

15 Если зазор слишком мал. его следу­ет увеличить, так как в противном случае торцы замка кольца при работе двигате - пя могут войти в контакт друг с другом, что может привести к серьезному по­вреждению двигателя. Зазор в замке можно увеличить, очень аккуратно при­пилив торцы стыка мелким напильником. Зажмите напильник в тисках с мягкими губками и надвиньте кольцо на напиль­ник таким образом, чтобы концы кольца контактировали с поверхностью напиль­ника. Затем медленно перемещайте кольцо, чтобы снять материал с концов. При выполнении этой операции переме­щайте копьцо только от внешнего края зажатого напильника в направлении тис­ков (рис. 10.15).

16 Повышенный зазор в замке не кри­тичен, если он не превышает приблизи­тельно 1 мм. Снова убедитесь в правиль­ности типа используемого кольца.

17 Повторите процедуру для каждого кольца, которое будет установлено в ци­линдр No 1. и для каждого кольца в ос­тальных цилиндрах. Не забывайте о под­держании соответствия колец, поршней и цилиндров.

18 После проверки зазоров в замках ко­лец и выполнения необходимой корректи­ровки кольца можно установить на порш­ни. Применение. На двигателях V6 поршни для левого ряда цилиндров отме­чены или буквой L, или одиночной круглой меткой на передней стороне поршня. Пор­шни для превого ряда цилиндроа отмече­ны или буквой R. или двумя круглыми мет­ками на передней стороне поршня.

19 Обычно первым устанавливается маслосъемное кольцо (самое нижнее на поршне). Оно состоит из трех отдельных элементов. Вставьте расширительный элемент в канавку (рис. 10.19,а). Если име­ется выступ, препятствующий вращению кольца, вставьте его в отверстие, про­сверленное в канавке. Затем аналогич­ным способом установите верхний эле­мент кольца (рис. 10.19.6). Не используйте приспособление для установки поршневых колец на крайних элементах маслосъемно­го кольца, так как они могут быть повреж­дены. Вместо этого введите один конец этого крайнего элемента в зазор между дистанционным элеме» ггом/расширите­лем и стенкой канавки, надежно придер­жите его на месте и проведите пальцем по периметру поршня, вталкивая крайний элемент маслосъемного кольца в канавку. В заключение установите нижний элемент кольца.

20 После установки трех элементов маслосъемного кольца убедитесь в том, что и верхний и нижний элементы кольца могут свободно и плавно проворачивать­ся в соответствующих канавках.

21 Следующим устанавливается кольцо № 2 (среднее). Обычно на нем выбита маркировка, которая должна быть обра ­щена к днищу поршня. Не перепутайте верхнее и среднее кольца, поскольку они имеют различное поперечное сечение. Примечание. Обязательно следуйте ин­струкциям, данным на упаковке с кольце - ми. Различные изготовители могут пред­писывать различные способы устаноаки.

22 Используйте приспособление для установки поршневых колец и позаботь­тесь о том, чтобы маркировка была об­ращена к днищу поршня, а затем вставь­те кольцо в среднюю канавку на поршне (рис. 10.22). Не разжимайте кольцо больше, чем зто действительно необхо ­димо для его надевания на поршень.

23 Аналогично установите кольцо Ns 1 (верхнее). Проследите за тем, чтобы мар­кировка была обращена кверху. Будьте внимательны, чтобы не перепутать коль­ца N5 1 и № 2.

24 Повторите процедуру для остальных поршней и колец.

Установка

25 Перед установкой поршней в сборе с шатунами следует тщательно очистить стенки цилиндров, убедиться в наличии фаски на верхнем краю каждого цилинд­ра и расположении коленчатого вала на штатном месте.

26 Снимите крышку с шатуна № 1 (обра­титесь к меткам, сделанным при снятии).

27 Уберите «старые» вкладыши под­шипников и протрите рабочие поверхно­сти под подшипники в шатунах и крыш­ках чистой безворсовой тканью. Они должны быть безупречно чистыми.

Проверка радиальных зазоров в подшипниках шатунов

28 Очистите тыльные стороны новых верхних вкладышей подшипников и уста новите их в шатуны. Проследите за тем, чтобы выступ на вкладыше входил в вы емку в шатуне. Не используйте молоток при установке вкладыша на место и будь­те очень осторожны, чтобы тем или иным образом не повредить поверхность под­шипника. Не смазывайте подшипник на этой стадии.

29 Очистите тыльную сторону другого вкладыша подшипника и установите его в крышку шатуна. И на этот раз позаботь­тесь о том. чтобы выступ на вкладыше входил в выемку в крышке. Не наносите смазку. Очень важно, чтобы при сборке сопрягаемые поверхности подшипника и шатуна были абсолютно чистыми и на них не было смазки.

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.22. Используйте специальное приспособление для установки иоршиевык колец № 2 и № 1 (воркиего). Проследите за том, чтобы устаиовочиап метка иа иоршиевом кольца(ая) былв обращоиа к диищу поршня

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.30,а. На четырехцилиидровых двигателях иеред уствиввквп поршня в сборе с шатунвм рвсположите замки поршилвых колпц, как виказаио здесь

А — Замок верхнего компрессионного кольце и звмок дистанционного элемента/ ре сширителя мвслосъвмного кольце В — Звмок второго компрессионного кольца

С — Звмок верхнего элемента маслосъвмного кольца D Замок нижнего элементе маслосъемного кольца

, НИЖНИЙ ЭЛЕМЕНТ МАСЛОСЪЕМНОГО Г КОЛЬЦА

ВТОРОЕ

КОМПРЕССИОННОЕ

КОЛЬЦО

ВЕРХНЕЕ

КОМПРЕССИОННОЕ

КОЛЬЦО

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

РАСШИРИТЕЛЬ

МАСЛОСЪЕМНОГО

КОЛЬЦА

^ ВЕРХНИЙ ЭЛЕМЕНТ МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА

f9209S-2C-10.30b HAYNESl

Рис. 10.30,6. На двигателях V6 лвред устаиввкий пвршип в сбвре с шатуном расположите замки поршневых колпц, кок показало здесь

30 Расположите земки поршневых ко­лец по окружности поршня, как поквзано (рис. 10.30,8,6).

31 Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и уствновите нв пор­шень приспособление для сжвтия порш­невых колец. Чтобы нвпревить поршвнь в цилиндр, оставьте свободный участок юбки поршня длиной приблизительно 6 мм. Кольца следует сжвть настолько, что­бы они были рвсположены звподлицо с поршнем.

32 Провернитв коленчвтый вал нв - столько, чтобы шатуннвя шейка № 1 была расположвнв в положении НМТ (нижней мвртвой точки), и обильно на­несите моторное мвсло нв стенки ци­линдре.

33 Расположив поршень таким обрв - зом, чтобы маркировкв на его днище (одна или двв точки, см. примечвние в п. 18) была обращвнв в нвпрввлении пе­реднего крвя двигателя (к ремню/цепи гвзораспределительного механизмв), ак­куратно встввьтв поршвнь в сборе с ша­туном в цилиндр № 1 и упритесь нижним концом приспособления для сжвтия пор­шневых колец в блок цилиндров. Приме­чание. На швтуне твкже имеется отмет­ка, которая должна быть обращена в правильном напревлении. На всех моде лях маркировке на шатунах должна быть обрвщенв к переднему крею двигвтеля (к ремню/цепи гвэореспределительного мехвнизмв).

34 Обстучитв верхний крвй приспособ­ления для сжатия поршневых колец, что­бы ввести вго в контакт с блоком цилин­дров по всему периметру.

35 Лвгкими удерами по днищу поршня концом дврввянной или пластиковой ручки молоткв (рис. 10.35) введите пор­шень в цилиндр, нэпрввляя конвц швтунв на шейку коленчатого вала. Непосред­ственно первд входом в цилиндр порш - невыв кольца могут пытаться выскочить из приспособления, поэтому продол - жвйтв удерживать приспособление при введении поршня. Рвботайте медленно, и если при входе поршня в цилиндр по­чувствуете квкое-либо сопротивлвнив, немедленно остановитесь. Выясните причину зведания и, прежде чем продол­жить. устраните ае. Ни в коем случав не вставляйте поршень в цилиндр принуди­тельно. со знвчительным усилием. Мож­но сломать кольцо и/или поврадить поршень.

36 Посла уствновки поршня в сборе с шатуном пвред окончательной уста­новкой крышки швтуна следувт прове­рить радивльный звзор в подшипнике швтунв.

37 Отрежьтв кусок нити из комплекте PlBStigage (комплекте для измерения зв - зоров в подшипниквх скольжвния) под­ходящего рвзмера длиной чуть короче, чем ширине подшипника швтунв, и поло­жите нить нв шатунную шейку коленчв того ввлв N2 1, пвраллвльно оси швйки (рис. 10.37).

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Ряс. 1В.35. Исвользпваппе олвстмассвввй или деревялппй ручки молотка для устапввки лоршпя в цялпедр

38 Очистите рабочую поверхность крышки подшипникв швтуна и уствно­вите крышку. Прослвдитв зв тем, чтобы уствновочнвя меткв на крышке нвходи - лвсь нв той же сторонв, что и меткв на шатуне.

39 Вверните болты шатуна и затяните их в две стадии предписанным усилием, уквзвнным в Спецификациях в начале зтой глввы. Примечание. Во избежание ошибочных покаэвний моменте затяжки, которые могут последовать, если торце­вая головка будет зеклинена между крышкой шатуна и болтом, используйте тонкостенную торцевую головку. Если торцевая головка склоняется к заклини - ввнию непосредстаенно между болтом и крышкой, слегка приподнимите ее до ус - тренения контакта с крышкой. НЕ прово - речивайте коленчатый вал при выполне­нии этой операции.

40 Отвврните гайки и снимите крышку швтунв. работвя очень осторожно, чтобы нв сместить нить PlBStigBge.

41 Чтобы определить величину рвдиаль - ного звзора, срввнитв ширину раздавлен­ной нити PlBstigBgB со шквлой. нвпвчв - твнной на кромке упвковки комплекте

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.37. Лпложите пить PlBStigege (из комплекта длв измереппя звзоров в подшплликех скольжеппя) лв каждую шатунную шейку лараллольио всевой линии колпочитега вол в

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рис. 10.41. Оцепите радиальный зазор в подшипнике с пемещыо кжалы иа упакевке кемллекта для лзмерепил звзерев в лодшппииках скольжепля. Измерелле выполняйте пе семей шлрекой члсти лити Plastigage л используйте лравольиую шкалу (предусметрелы бритвлскал и метрпческал ■калы)

для измерения зезоров в подшипниках скольжения (рис. 10.41). Радиальный зезор обычно находится в диапазоне 0.025-0.050 мм. Зе сведениями по точ­ному значению зазора в подшипниках шатунов не конкретном двигателе обра­титесь к дилеру.

42 Если звзор не соответствует норме, зто может быть вызеэно неправильным резмером вкладышей подшипника (зне - чиг. потребуются другие аклэдыши). Прежде чем принять решение о необхо­димости использования других вклады­шей. убедитесь в отсутствии грязи или масла между вкладышами и шатуном или крышкой не момент измерения зазора. Еще раз проверьте диаметр шеек. Если один конец нити Plestigage шире другого, шейка может быть сведенв на конус. Если зазор все равно превышает предписан­ное предельное значение, следует заме­нить вкладыши еклэдышеми уменьшен­ного ремонтного размере. Предостережение. Приустеноакеноао - го коленчатого аала обязательно исполь­зуйте акладыши стандартного размера.

Заключительная установка

Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие

Рлс. 11.1. Преверка есевего звзера коленчатого ввлв с лемещьш стрелочного лпдлкятера

43 Тщательно удалите все следы нити Plastigage с шатунной шейки и/или опор­ной поверхности. Будьте очень осторожны, чтобы не поцарапать подшипник, восполь­зуйтесь ногтем или краем пластиковой карточки.

44 Убедитесь в ебсолютной чистоте по­верхностей вкладышей, а затем нанесите равномерный слой чистой смазки на мо­либденовой основе или моторного масле на оба вкладышв. Вем потребуется втол­кнуть поршень е цилиндр, чтобы открыть поверхность вкледыше в шетуне.

45 Надвиньте шатун назад на шейку, установите крышку шетуне и затяните болты в дее стадии предписанным уси­лием. указанным в Спецификациях в на­чале этой главы.

46 Повторите всю процедуру для ос - твльных поршней в сборе с швтунеми.

47 Помните о следующем:

а) при сборке поддерживайте тыльные стороны акладышей и анутренниа стороны шатуноа и крышек а абсо­лютной частоте;

б) тщательно следите за соответстви­ем поршней а сборе с шатунами и цилиндрами:

е) маркировка на поршне должна быть обращена к переднему краю двига­теля (к ремню/цепи газораспреде­лительного механизма);

г) обильно смажьте стенки цилиндроа чистым маслом;

д) после проверки радиального зазора при установке крышек шатунов смажьте рабочие поверхности под­шипников.

48 После правильной установки порш­ней в сборе с шатунами несколько раз проверните коленчатый вал вручную, чтобы проверить его на наличие очевид - ного заедания.

49 И в звключение снова проверьте осевой звзор в шатунвх. Если перед раз­боркой он был правильным и были воз врэщены на место исходный коленчатый вал и «старые» шатуны, он должен быть првеильным. Если были установлены но­вые шатуны или новый коленчатый вел. осевой зазор может оказаться непра­вильным. В этом случае следует снять швтуны и обратиться на станцию техни­ческого обслуживания для их дорвботки.

TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330

Электрооборудование кузова

1 Общие сведения и меры предосторожности Электрическая системв имеет нвпряжение питвния 12 В. отрицвтельные клеммы соединены с «массой». Питание всех осветительных и дополнительных элект­рических приборов обеспечиввется сеин - цово-кисгютным вккумупятором. …

Кузов

1 Общие сведения Кузов ввтомобилей, рвссметриввемых в настоящем Руководстве, имеет несущую конструкцию. Основным его элементом является пвнель полв с лонжеронвми, к которой крвпятся кузовные пвнели, эле­менты передней и зедней подвески …

Подвеска и рулевое управление

Спецификации Моменты затяжки резьбовых соединений Нм [если иное не оговорено) Передняя подвеска Шаровой шарнир Гайка крепления шарового шарнира TOC o "1-5" h z к поворотному кулаку............................. ...................... 123 Гайки и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua