TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Коленчатый вал — снятие и установка Снятие
Рве. 11.3. Преверка есевеге эвзерв коленчатого вала с помощью щупа в шейке уперлего лодшнполка |
Применение. Коленчатый аал можно снять только после снятия даигателя с автомобиля. Предполагается, что планшайба, шкиа коленчатого вала, ремень/ цепь газораспределительного механизма, масляный поддон, масляный насос, масляный фильтр и поршни е сборе с шатунами уже сняты. На двигателях V6 перед началом снятия коленчатого вала следует снять корпус задней манжеты коленчатого вала, для чего следует вывернуть соответствующие болты.
Примечание. На двигателях V6 имеются крышки коренных подшипников, которые крепятся четырьмя болтами каждая, и предусмотрены боковые болты (по одному на каждой стороне), которые проходят через блок цилиндроа и ааорачиеа - ются а установленные крышки коренных подшипников.
1 Перед снятием коленчатого вала из мерьте его осевой зазор. Установите стрелочный индикатор таким образом, чтобы его плунжер располагвлся соосно с коленчатым велом и находился в контакте с торцом коленчатого еала (рис. 11.1).
2 С помощью отвертки отожмите коленчатый вал до упора назад и обнулите шкалу индиквтора. Зетем отожмите ко - леннвтый вал до упора вперед и снимите показание со стрелочного индикатора. Расстояние, на которое перемещается вал, — зто осевой зазор. Типичный осевой зазор коленчатого ввпа попедает в диапазон 0.075-0.250 мм. Если зазор превышает зто значение, проверьте упорные поверхности коленчатого вала после его снятия на наличие износа. Если износ не выявлен, устеновка новых коренных подшипников должна позволить откорректировать звзор.
3 Если стрелочный индикетор отсутствует, можно использоветъ щупы. Аккуратно отожмите коленчвтый вал до упо - рв в напревлении переднего конца двигателя. Чтобы определить зазор, вставьте щуп между коленчатым валом и передней стороной упорного подшипника или шейбы (рис. 11.3). Подберите толщину щупа так. чтобы он входил по плотной скользящей посадке.
4 Отпустите болты крышек коренных подшипников, отпуская каждый на 1/4 оборота за подход и добиваясь того, чтобы их можно было вывернуть рукой (рис. 11.19,а). Нв двигателях V6 сначала выверните боковые болты (в предписанной последовательности) (рис. 11.19.в). а затем внутренние болты (рис. 11.19,6).
5 Аккуратно постучите по крышкем коренных подшипников молотком с мягким бойком. Потяните крышку коренного подшипника прямо вверх и снимите с блока цилиндров. Постарвйтесь не уронить вкладыши подшипников, если они снимаются вместе с крышкой.
Рис. 11.17. Положите нить Рlastigаде иа шейку кереииего подшипника, как неказане |
6 Аккурвтно снимите коленчетый вал с двигателя. Рекомендуется привлечь к этому помощника, тек квк коленчетый ввл доствточно тяжел и громоздок. Рее - положив вклвдыши подшипников нв штатных мествх в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников, усте - новите крышки кора иных подшипников не блок цилиндров и затяните болты усилием руки. Крышки коранных подшипников следует устанавливать так, чтобы стрелке была обращене к передку двигателя.
7 Установке коленчвтого веле — зто первый шег в сборке двигетеля. На этот момент считается, что блок цилиндров и коленчетый вел очищены, осмотрены и отремонтиров вны.
8 Рвсположите блок цилиндров нижней чветью вверх.
9 Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников.
10 Снимите «стерые» вкладыши подшипников с блоке цилиндров и с крышек коренных подшипников, если они все еще на штатных мествх. Протрите поверхности под подшипники в блоке и крышках чистой безворсовой тканью. Эти поверхности следует поддерживеть в безупречной чистоте. Это очень важно для задания прввильного редиального звзоре в подшипниках.
Проверка радиальных зазоров в коранных подшипниках
11 Очистите тыльные стороны новых верхних вкладышей коренных подшипников (с кенввкеми и смезочными отверстиями) и установите кеждый нв штатное место в блоке. Будьте вккуратны, чтобы не перепутать их. Каждый верхний подшипник имее*1 масляную квнввку и емв - зочное отверстие.
Предостережение. Смазочные отверстия в блоке цилиндров должны быть совмещены со смазочными отверстиями в верхних вкладышах подшипников.
Если вы работеете с двигателем V6, упорные подшипники [шайбы) следует устеновить в крышку и посадочное место в блоке N° 2. Не четырахципиндровых двигателях упорные подшипники (шайбы)
Рис. 11.19,а. Песледевателыюсть затяжки болтоа крышек керениын яедшииямев — четырехцилнодреяые двигатели |
Рис. 11.19,6. Песледовательиесть затяжки болтов врышяя яереиных иодшинвияов — модели с двигателем V6 |
следует устеновить в крышку № 3 (центральную). Установите упорные швйбы так, чтобы стороне с кеневкой быле обраще - нв неружу. Установите упорные шейбы тек, чтобы один комплект был расположен в блоке, в другой комплект — в крышке коренного подшипнике. Очистите тыльные стороны нижних вклвдышей коренных подшипников (без канввок) и вложите в соответствующие ниши. Проследите эе там, чтобы выступ на вклвдыше подшипнике входил в выемку в блоке цилиндров или крышке коренного подшипнике. Предостережение. Не используйте молоток при установке вкладышей подшипников на место и не повредите рабочие поверхности. НЕ наносите смазку на зтой стадии.
12 Очистите поверхности вкладышей в блоке цилиндров и коренных шеек коленчвтого валв чистой безворсовой тканью
13 Проверьта или очистите смазочные отаерстия в коленчетом ввле, поскольку любея грязь, присутствующая твм, может идти только по одному пути — прямо через новые вкладыши.
14 После тщательной очистки коленчатого вала положите его на штатное место в блоке цилиндров.
15 Перед окончетельной устеновкой ко - ленчетого вела следует проверить ради - вльный зазор в коренных подшипникех.
16 Отрежьта несколько нитай Plestigage подходящего резмерв (из комплекте для измерения звэоров в подшипниквх скольжения). Они должны быть чуть короче ширины коренной шейки.
17 Устеновите по одной нити не кеждую коренную шейку коленчетого велв, пв - раллельно оси шейки (рис. 11.17).
18 Очистите поверхности вклвдышей подшипников в крышкех коренных подшипников. Придержита вкладыши и устеновите крышки не коленчетый ввл и блок цилиндров. НЕ сместите нити PlBstigBge. Проследите зв тем. чтобы крышки были уствновлены тек, чтобы стрелки были обращены к переднему крею двигателя.
19 Перед вворачиванием болтов нанесите нв их резьбу чистое моторное мес - ло. е зетем звтяните болты усилием руки. Затяните болты крышек коренных подшипников в две ствдии в покезенной последоввтвльности (рис. 11.19,в-в)
| twot-tc w 1>С KAYMCSI |
предписенным усилием, укезенным в Спецификациях в нвчвле зтой глввы НЕ проворечивейте коленчетый ввл при выполнении этой опервции.
20 Выверните болты, работвя в последо - ветельности, обратной последовательности зетяжки. и аккуратно снимите крышки коренных подшипников, нвпрввляя каждую прямо вверх и в сторону от блока. Не сместите нити Plastigage и не прово - речиввйте коленчвтый вал Если крышкв подшипнике не снимеется. чтобы стронуть ее, вккуратно постучите по ней с обоих боков молотком с мягким бойком.
21 Сравните ширину рездаеленной нити PlestigBge со шкелой. нвпечвтвнной не кромке упаковки комплекте для измерения звзоров в подшипникех скольжения (рис. 11.21 ]. Типичный рвдиельный зезор в коренном подшипнике должен попадать в диепезон 0.04 — 0.06 мм. Зв сведениями по точному знвчению зазорв в коренных подшипниквх нв конкретном дви - гетале обратитесь к дилеру.
22 Если звзор не соответствует норме, зто может быть вызвано непревильным размером вкладышей подшипников (знв - чит, потребуются другие вклвдыши). Прежде чем принять решение о необходимости использовения других вклвдышей. убедитесь в отсутствии грязи или мвелв между вкладышами и крышкой или блоком цилиндров не момент измерения звзора. Если один конец нити Plastigage шире другого, шейка может быть сведена нв конус. Если зазор все ревно превышеет
Рис. 11.21. Оцените радиальный зазор в подшипнике с илмощью шкалы ив упвкевхе комилектв для измерения зазоров в лодшниилках скольжения. Измерение выполняйте не самой шнрекей части нити PlBStigoge и кспекьзуйте нравальную шкалу (иредусмотревы британская и метрическая шкалы) |
предписанное предельное значение, следует заманить вкладыши вкладышами уменьшенного рамонтного размара. Предостережение. При установке нового коленчатого вала используйте комплект вкладышей стандартного размара.
23 Тщательно уда ли та все слады нити Plastigage с коранных шаак и/или акла - дышей подшипников. Убедитесь а чистота смазочных отварстий. Будьта очань осторожны, чтобы не поцарапать подшипник. воспользуйтесь ногтам или краем пластиковой карточки.
24 Аккуратно извлеките коланчатый вал из блока цилиндров.
2 5 Очистита поверхности под акладыши подшипников а блока цилиндров, затам нанесите тонкий, равномерный слой смазки на молибданоаой осноае или моторного масла на каждую из рабочих поверхностей подшипников. Нанвсита смазку на упорныа поверхности, а такжа на повархности шейки, сопрягаамыа с упорным подшипником.
26 Очистита шайки коланчетого аала и положите коланчатый аал на штатное масто в блока цилиндроа.
27 Очистите поверхности акладышей подшипников и нанасита на них такую жа смазку.
28 Придаржита акладыши подшипников на места и устаноаите крышки коранных подшипников на коланчатый вал и блок цилиндроа. Подкорректируйте положение крышак подшипников на месте с помощью латунной выколотки или молотка с мягким бойком.
29 Нанасита чистое моторноа масло на резьбу болта, аытрите излишки масла и затам аварнита болты и затянита их усилиам руки.
30 Затянита болты крышак корвнных подшипникоа в указанной посладоаа - телъности (рис. 11.19,а или 11.19.6) усилиам 13 или 16 Нм.
31 Отварткой или монтировкой отожмите коланчатый вал аперед, чтобы упорный подшипник принял заданное положание.
После того как коланчатый еал будет от - аеден полностью впаред, оставьте отвертку на места, чтобы усилиа остеаалась приложенным к коленчатому валу до полного затягивания асех болтов крышак коренных подшипникоа.
32 Затянита болты крышак коранных подшипников в дае стадии в указанной последовательности (рис. 11.19,а или
11. 19.6) прадписанным усилиам и на заданный угол в соответствии со Спецификациями а начала этой главы. На двигателях V6 последними затянита боковые болты (рис. 11.19,а).
33 Сноаа проаарьте осавой зазор коленчатого аала с помощью щупа или стрелочного индикатора. Если упорныа поверхности коленчатого вала не изношаны и на повражданы и на были установлены ноаыа подшипники, осеаой зазор должан быть правильным.
34 Насколько раз проварнита коленчатый вал вручную, чтобы проварить аго на наличие возможного заадания. Момент проворачивания на должан превышать 5.6 Нм. Если момент проворачивания слишком аелик. сразу жа выясните и устраните причину этого.
35 Установита новую заднюю манжету (см. главу 2А или 2Б).