Тиристорные электроприводы постоянного тока
ТОРМОЖЕНИЕ
В предыдущих главах были подробно рассмотрены двигательные режимы работы электропривода при регулировании скорости. Для остановки двигателя необходимо обеспечить тормозной режим. Классическим способом торможения является механическое фрикционное торможение. Тормозное усилие при этом обычно регулируется пневмоприводом. Фрикционные тормоза весьма надежны и продолжительное время использовались в электроприводе. Однако тормозные колодки подвержены износу и разрушению. Применение механических тормозов для приводов с частым торможением, таких, например, как транспортные, экономически неоправдано, так как требует постоянного технического обслуживания и замены колодок.
Благоприятное свойство электродвигателя — его способность работать в генераторных режимах-—дает возможность обеспечить два электрических способа торможения: динамическое и рекуперативное. В обоих случаях кинетическая энергия, запасенная в механической части, преобразуется в электрическую. При этом двигатель работает в качестве генератора, развивая момент, направленный в сторону, противоположную движению, таким образом, что скорость уменьшается. На малых скоростях обычно используется механическое торможение. Однако его сфера применения сокращается.
При динамическом торможении электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах. Схема проста, однако такой способ приводит к значительному нагреву помещений, например туннелей метрополитена. При рекуперативном торможении энергия возвращается в сеть, схемы сложнее, однако потери энергии меньше. В современных средствах транспорта высокие скорости обусловливают важность проблемы экономии энергии. При правильном выборе способа торможения в транспортных приводах удается уменьшить потребляемую из сети энергию на 40%. Для электромобилей с дефицитом энергии на борту проблема рекуперации приобретает первостепенную важность. При уменьшении скорости до малых значений количество отдаваемой в сеть энергии уменьшается, и электрическое торможение используется вместе с механическим.
В следующих параграфах подробно описаны процессы при динамическом и рекуперативном торможении. В качестве примера Рассматривается электрическое торможение в транспортных приводах, для которых оно наиболее целесообразно.