Тиристорные электроприводы постоянного тока
Реверс по цепи якоря
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
В схемах с реверсом по цепи якоря поток двигателя сохраняется постоянным. Ток якоря изменяет знак, при этом изменяется направление электромагнитного момента, что в свою очередь приводит к изменению направления вращения. Реверс тока якоря осуществляется либо с помощью тиристорного преобразователя с реверсором, либо с помощью двухкомплектного тиристорного преобразователя.
Реверсивные приводы с реверсорами дешевле ввиду наличия в них лишь одного комплекта вентилей. Однако для применения в электроприводах с частыми реверсами, например в металлургическом производстве, наиболее приемлемы двухкомплектные преобразователи, несмотря на их большую стоимость, так как контактные реверсоры требуют постоянного ухода и периодической замены.
Схема с контактным реверсором. Структурная схема тиристорного реверсивного электропривода с контактным реверсором
Рис. 3.24. Структурная схема электропривода с реверсором |
Приведена на рис. 3.24. Сигнал задания скорости определяет скорость двигателя и ее направление. Сигнал с выхода регулятора скорости поступает на вход контура регулирования тока. В процессе реверса на вход контура тока подается большой сигнал, однако звено токоограничения в переходных режимах лимитирует ток якоря заданным значением. При наличии сигнала определенной полярности на выходе регулятора скорости соответствующая группа контактов реверсора замкнута. Коммутация должна осуществляться во избежание дугообразования лишь при нулевом токе в якорной цепи, что обеспечивается благодаря детектору нуля тока.
На рис. 3.25 представлены диаграммы токов и напряжений в процессе реверса [5—7] скорости, изменяющейся от номинального значения в прямом направлении до номинального в противопо - ложйом. При этом предполагается, что двигатель не нагружен. В процессе реверса ток якоря не превышает заданного значения, поэтому и момент, развиваемый двигателем, ограничен. Если пренебречь потерями на трение в подшипниках и вентиляторными потерями, то скорость будет изменяться по линейному закону, сначала уменьшаясь до нуля, а затем увеличиваясь до установившегося значения. При линейной зависимости момента сопротивления на валу двигателя от скорости последняя изменяется при реверсе, как показано ниже, по экспоненциальному закону.
Электромагнитный момент двигателя при реверсе может быть выражен следующим образом:
М = — к! я. (3.79)
Уравнение движения для" вала двигателя имеет вид
— Ып = / — + Ва. .. (3.80)
I
J------- L |
Реверсора: а — схема силовой цепи; б — диаграммы скорости, напряжений и токов
Решая (3.80) относительно скорости, получаем
Со = — KljB + Ае~и%М, (3.81)
Где А — постоянная интегрирования; хM=J/B — механическая постоянная времени электропривода.
Начальное значение угловой скорости примем равным базовому:
Подставив это значение в (3.81), получим
(Og = — kljB + А, (3.82)
Откуда определим постоянную интегрирования:
А = (об + KljB. (3.83)
Из (3.81) и (3.83) получаем уравнение экспоненциального изменения скорости двигателя при реверсе
Диаграммы изменения скорости, токов и напряжений на рис. 3.25 представляют три характерных этапа реверса.
Установившийся режим вращения в прямом направлении. В момент ti двигатель вращается в прямом направлении. Контакты В (вперед) замкнуты, и через эти контакты, преобразователь и двигатель течет ток якоря /я- Предполагается, что двигатель не нагружен, поэтому для преодоления моментов сопротивления в подшипниках и вентиляторе требуется небольшой ток.
Реверс скорости. В момент T2 при соответствующем изменении задающего напряжения начинается цикл реверса. Управляющие
Рис. 3.26. Характерные диаграммы рекуперативного торможения и реверса электропривода с контактным реверсором:
А — выходное напряжение преобразователя; Б — скорость; в — ток якоря
Импульсы задерживаются, и преобразователь переходит в инвер - торный режим. Ток якоря становится равным нулю, так как напряжение на выходе преобразователя становится меньшим ЭДС двигателя. Сигнал с выхода датчика нулевого тока воздействует на релейную схему управления таким образом, что она переключает силовые контакты реверсора. Размыкание контактов В и. замыкание Я (назад) происходит в течение 50—100 мс. На интервале T3—Ti двигатель не связан с питающим напряжением и вращается по инерции. Относительно большая механическая инерционность двигателей позволяет считать скорость на этом интервале постоянной.
При срабатывании контактора Н двигатель вновь подключается к преобразователю, который работает уже в режиме инвертора. Электропривод отдает энергию в питающую сеть при неизменном токе якоря. Двигатель тормозится, и его скорость достигает нуля в момент T5. На интервале фаза угла управления •непрерывно изменяется так, что максимальное значение тока якоря остается постоянным. Двигатель работает в режиме рекуперативного торможения. В момент T5 скорость и ЭДС двигателя становятся равными нулю, и напряжение преобразователя, работающего в выпрямительном режиме, уравновешивает падение напряжения в якорной цепи.
Далее путем изменения угла управления ток якоря поддерживается на прежнем уровне, преобразователь работает в выпрямительном режиме, а двигатель вращается в обратном направлении с увеличивающейся скоростью.
В момент /6 скорость достигает установившегося значения. Изменение угла управления прекращается, и ток уменьшается до значения, соответствующего моменту сопротивления.
Наброс нагрузки. При увеличении нагрузки в момент Ti ток якоря двигателя растет. При этом уменьшаются скорость, ЭДС двигателя и напряжение на выходе преобразователя.
На рис. 3.26 представлены осциллограммы переходных процессов в реальном электроприводе с контактным реверсором. На осциллограммах отражены изменения напряжения преобразователя, скорости или ЭДС двигателя и тока якоря при отсутствии нагрузки на валу. Видно, что в процессе реверса регулятор тока
поддерживает ток на постоянном уровне. Характерно также, что продолжительность процесса зависит в основном от механической инерционности привода, поскольку время коммутации контактов реверсора относительно мало.
Данный реверсивный электропривод при экономии затрат на силовое оборудование и относительно простой схеме управления позволяет обеспечить удовлетворительное быстродействие. Однако наличие контактов в силовой цепи требует постоянного обслуживания.
Схема с двухкомплектным преобразователем. Двухкомплектный преобразователь обеспечивает работу электропривода в четырех квадрантах с реверсом напряжения и тока в цепи якоря и изменением направления вращения двигателя. Эта схема построена на бесконтактных элементах, что обусловливает ее быстродействие и надежность. В ней могут быть использованы рассмотренные выше преобразователи как с раздельным, так и с совместным управлением комплектами.
В схеме с использованием двухкомплектного преобразователя с совместным управлением (схема 2 в табл. 3.3) оба комплекта регулируются одновременно. Через преобразователи постоянно течет небольшой уравнительный ток, составляющий менее 20 % тока полной нагрузки. Поскольку один из преобразователей работает в выпрямительном режиме, а другой — в инверторном, переход от двигательного режима к режиму рекуперативного торможения происходит практически мгновенно. Этапы реверса без нагрузки проиллюстрированы на рис. 3.27.
В момент t двигатель вращается в прямом направлении. Преобразователь 1 работает в выпрямительном режиме и проводит ток холостого хода якоря и уравнительный ток. Через преобразователь 2, работающий в инверторном режиме, течет только уравнительный ток. Уравнительный ток в процессе реверса может быть принят постоянным.
В момент поступает команда на реверс. Напряжения преобразователей изменяются таким образом, что ток якоря в процессе изменения скорости ограничен заданным значением. Этот ток начинает протекать через преобразователь 2, который отдает энергию в сеть. Двигатель, таким образом, работает в режиме рекуперативного - торможения, его скорость уменьшается и достигает нуля в момент
С момента T3 преобразователь 2 работает в выпрямительном режиме и разгоняет двигатель в обратном направлении. Преобразователь 1, работая в инверторном режиме, нагружен уравнительным током.
В момент 4 скорость двигателя достигает установившегося значения, и ток уменьшается до значения тока холостого хода.
В момент tb к валу двигателя прикладывается нагрузка.
В схеме с раздельным управлением двухкомплектным преобразователем (схема 3 в табл. 3.3) уравнительный реактор отсутствует. В каждый момент времени во избежание появления ко-
Рис. 3.27. Реверс по цепи якоря в электроприводе с двухкомплектным преобразователем при совместном управлении: А — схема силовой цепи; б — диаграммы скорости, напряжений и токов |
Роткозамкнутых контуров допускается работа лишь одного из преобразователей. В результате в момент переключения преобразователей образуется небольшая бестоковая пауза продолжительностью до 20 мс, которая начинается в момент срабатывания датчика нулевого тока. Данная схема описывается при анализе электроприводов с реверсом по возбуждению.