Тиристорные электроприводы постоянного тока
ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
При динамическом торможении двигатель переводится в генераторный режим. Якорь отключается от сети, однако продолжает вращаться и вырабатывать ЭДС. При неизменном направлении потока полярность ЭДС остается прежней, однако если к якорной цепи подключить резистор, направление тока в ней изменится на противоположное, поскольку якорь двигателя как источник энергии будет определять направление тока. Таким образом, возникает тормозной момент, противодействующий движению. Момент можно регулировать, изменяя возбуждение или ток якоря. Отметим, что область регулирования при этом ограничена в первую очередь условиями коммутации и нагрева и в меньшей степени напряжением якоря. Поэтому при высоких частотах вращения ток якоря следует поддерживать на номинальном уровне. В двигательном режиме максимальная скорость при ослабленном потоке может в 2—3 раза превышать номинальную. При динамическом торможении на этой скорости напряжение якоря в 2— 3 раза превышает номинальное, поскольку процесс целесообразно осуществлять при полном потоке для увеличения тормозного момента до уровня номинального. Такое перенапряжение допустимо, поскольку при динамическом торможении цепь якоря не связана с сетью. Это означает, что мощность при динамическом торможении, которая определяется произведением напряжения на ток, может быть большой. Если ток возбуждения максимален, а привод необходимо замедлять с постоянным отрицательным ускорением, как это делается в транспортных механизмах, тормозное сопротивление должно уменьшаться таким образом, чтобы ток
Рис. 5.1. Классическая схема ступенчатого регулирования скорости с дополнительными сопротивлениями в якорной цепи
И момент оставались на постоянном максимальном уровне. В промышленных приводах, где, как правило, нет необходимости в обеспечении постоянного тормозного момента, сопротивление остается постоянным и момент уменьшается практически по линейному закону при падении скорости до нуля.
В схемах со ступенчатым регулированием резисторы включаются последовательно с якорем для обеспечения пуска либо динамического торможения, как показано на рис. 5.1. В переходном процессе ток якоря регулируется при поочередном закорачивании резисторов. В одних случаях обеспечение как пуска, так и торможения осуществляется одним и тем же комплектом резисторов. В других, когда для каждого режима необходимо обеспечить свой закон изменения момента в переходном процессе, для пуска и торможения применяются различные комплекты резисторов.