Технология переработки эластомеров
Особенности конструкции протектора и боковины шин Д и Р. Типы протекторных рисунков и их характеристика и влияние на эксплуатационные свойства шин
Протектор – наружный резиновый слой покрышки, расположенный по короне. Протектор защищает каркас от механических повреждений, передает теговые и тормозные усилия автомобиля на дорогу, увеличивает сцепление покрышки с поверхностью дороги, поглащает толчки и удары при качении шины. Протектор имеет расчлененную поверхность, состоящую из выступов и канавок. Рельефная часть протектора называется протекторным рисунком, которая увеличивает сцепление покрышки с дорогой и предохраняет ее от боковых заносов. Протектор имеет беговую часть, т. е. сам рисунок протектора, и подканавочный слой – основание протектора. Подканавочный слой – амортизатор толчков и ударов.
Боковина – наружное резиновое покрытие, которое накладывается на боковые стенки покрышки. Она предохраняет каркас от механических повреждений и внешних воздействий. В отличие от беговой части протектора боковина не подвергается износу, но при этом испытывает значительные деформации изгиба, поэтому боковина выполняется тонкой и должна иметь высокое сопротивление действию многократных деформаций и атмосферных воздействий.
Протектор шины Р изготавливается более толстым по сравнению с шиной Д, но при этом масса протектора не увеличивается за счет особенностей рисунка протектора. Рисунок выполняется с более глубокими канавками, что увеличивает ходимость шин. Боковина, в виду меньшего количества слоев корда в каркасе шины Р испытывает большие деформации, поэтому резина для боковин должна обладать высокой эластичностью и высоким сопротивлением действию многократных деформаций и сопротивлением раздиру. Мягкость езды, благодаря повышенной эластичности шины Р, способствует большей площади контакта шины с дорогой и меньшему износу протектора.
В зависимости от условий эксплуатации и размера шины выбирается тип рисунка протектора:
1). Дорожный – образуется относительно узкими продольными канавками, которые дополняются узкими и щелевидными канавками, имеющими поперечное или диагональное направление. Шины с дорожным рисунком эксплуатируются на дорогах с усовершенствованным покрытием и отличаются увеличенной износостойкостью и грузоподъемностью. Данный тип рисунка используется на легковых шинах.
2).Универсальный рисунок применяется для шин, работающих как на дорогах с усовершенствованным покрытием, так и на обычных дорогах. Применяются преимущественно для грузовых шин. Шины с универсальным рисунком имеют меньшую износостойкость по сравнению с шинами с дорожным рисунком. Универсальный рисунок образуется узкими различного направления канавками в средней части беговой дорожки и широкими канавками поперечного направления по краям беговой дорожки. Такой рисунок обеспечивает высокое сцепление на грязных заснеженных дорогах, а также на грунтовых дорогах.
3). Рисунок повышенной проходимости образуется массивными выступами – грунтозацепами, между которыми располагаются широкие канавки. Грунтозацепы могут быть расчленены щелевидными канавками, что увеличивает сцепление с дорогой. Применяется на шинах, работающих в условиях бездорожья. Износостойкость этого рисунка еще ниже, чем у универсального и дорожного.
4). Карьерный рисунок – применяется для шин, работающих в карьерах, образуется массивными выступами и узкими канавками между ними. Этот рисунок обладает высокой износостойкостью, стойкостью к механическим повреждениям, но имеет удовлетворительное сцепление с дорогой.
5). Зимний рисунок – образуется множеством глубоких и щелевидных канавок поперечного и диагонального направления, которые обеспечивают концентрацию давления шины на дорогу, что увеличивает сопротивление пробуксовыванию колеса на обледенелой дороге. Также для увеличения сцепления шины с дорогой в протектор вставляются металлические шипы в определенной последовательности.