ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Необходимость аксиоматики
К началу XX в. теория вероятностей, с одной стороны, получила блестящее развитие в трудах ученых русской школы и нашла глубокие применения в физике. С другой стороны, в этот же период появляются совершенно необоснованные приложения теории вероятностей.
Отдельные математики стали использовать теорию вероятностей в политических целях. Особенно в этом отличился П. А. Некрасов (1853—1924 гг.). С 1893 г. Некрасов— ректор Московского университета, вскоре он назначается попечителем Московского учебного округа, а затем — членом ученого совета Министерства народного просвещения.
В своих многочисленных работах Некрасов стоял на идеалистических позициях. Для характеристики Некрасова приведем только некоторые примеры. Он утверждает, что «раб чувствует стационарную зависимость от господина» (117, стр. 19], преступник — от суда и полиции и т. п., и меру этой зависимости может дать теория вероятностей. «Теория вероятностей может дать числовую меру как стационарных, так и нестационарных влияний зависимостей» [117, стр. 21].
В 1896 г. Некрасов издает «Теорию вероятностей», которая является изложением его лекций в Московском университете и Межевом институте. В 1912 г. эта книга выходит вторым изданием, существенно дополненным.
При чтении этой книги поражает обилие бессвязных наукообразных фраз, хотя они часто относятся к основным принципиальным понятиям и понятиям теории вероятностей.
т
Приведем пример: «Теория вероятностей есть врожденная категорическая функция, мысленно предвосхищающая сменные явления природы и многообразно согласуется с функциями души и тела. Роль вероятностей, т. е. условных и безусловных достоверностей, по вопросам жизни познавательная и многосторонне посредническая, междусубъективная в регулировании течений блага, строящая систему посредствующих, ограждающих и искупающих запасов, залогов, божков для умного выпуска явлений против многообразных типических „огневых" народных бедствий и устанавливающая исчислением, измерением, формулами и словом или иными знаками и графиками критерии средства и соотношение или связь интеграцию, интерполяцию между составными частями, секциями и самостоятельными органами живого Всего (Целого) и их функциями» [119, стр. III].
Такого типа высказываний у Некрасова о теории вероятностей и ее основных понятий много не только в цитируемой выше книге (см., например, [118]).
Говоря о социальных проблемах, Некрасов резко выступает против политических преобразований, в которых участвует народ. Он считает, что высшим принципом является частная собственность, которую призван охранять царский режим.
Некрасов пишет о том, что человек науки обязательно приходит к вере в бога, что должен наступить наиболее тесный союз бога и человека. Он уделяет внимание толкованию положений священного писания и т. п. Все это излагается в книге «Теория вероятностей» причем Некрасов свои высказывания «подкрепляет» и «выводит» из законов теории вероятностей, прибегая часто, для большей убедительности, к сложным математическим выкладкам.
В 1915 г. Некрасов как член Совета министерства народного просвещения создал комиссию для введения элементов теории вероятностей в программу средних школ. По проекту этой программы предполагалось использовать теорию вероятностей для воспитания в духе послушания царю, восхваления порядков самодержавия и т. п.
После того, как А. А. Марков узнал о создании подобной комиссии, по его инициативе в Академии наук была создана другая комиссия в составе Д. К. Бобылева, А. Н. Крылова, А. М. Ляпунова, А. А. Маркова и
В. А. Стеклова. Комиссия приняла по этому вопросу решение, в котором, в частности, говорилось: «Взгляды Некрасова давно известны математикам, но пока они находили место в специальных математических журналах, их можно было считать безвредными. Дело меняется, когда распространителем их является официальный орган. Поэтому Академия наук обязана высказать свое суждение об основных ошибках и неправильных, а потому вредных, идеях, распространяемых П. А. Некрасовым с целью проведения их в обиход средней школы... Комиссия полагает, что вышеупомянутые заблуждения и ... злоупотребление . математикой с предвзятой целью превратить науку в орудие религиозного и политического воздействия... принесут неисправимый вред делу просвещения» [120, стр. 178].
Получив такой отпор, Некрасов решил обвинить А. А. Маркова в пропаганде материализма. Он писал: «Для суждения о том, что действительно непригодными для подготовления учителей средней школы являются не инкриминируемые мне идеи, а идеи А. А. Маркова, предложу вниманию читателя руководство А. А. Маркова „Исчисление вероятностей44» [121, стр. 12]. Далее Некрасов ссылается на приведенную выше цитату из книги Маркова, в которой последний не соглашается с Буня- ковским относительно существования известного класса рассказов, сомневаться в которых, даже если они кажутся невероятными, предосудительно. После этого Некрасов заявляет:
«Разрушая приведенные выше основоположения академика Буняковского, Марков тем самым облегчает насаждение основоположений исторического материализма... Лучшего, чем книга Маркова, руководства не требуется для систематической пропаганды крайнего беспочвенного материализма... Ныне мне остается апеллировать к миру ученых и педагогов, прося обсудить, кто из нас превращает чистую науку в орудие воздействия вредного относительно здравости гражданского и религиозного культа, коим подрастающие поколения воспитываются» [121, стр. 16].
В этой развернувшейся борьбе нас интересует не столько позиция реакционера Некрасова, которой свои лженаучные выводы прикрывал ссылками на теорию вероятностей, сколько прогрессивная, материалистическая по-
зиция А. А. Маркова. В этой борьбе раскрылся благородный образ ученого-материалиста *.
Потребность в пересмотре логических основ теории вероятностей, закрепление за ней права настоящей математической дисциплины чувствовалось все сильнее.
В связи с тем, что не было ясности в вопросе о предмете теории вероятностей, даже такой крупный математик, как Э. Борель (1871—1956 гг.), не избежал увлечения совершенно необоснованными ее применениями, распространяя ее на такие области, которые не имеют отношения к математической дисциплине.
В 1914 г. вышла его очень интересная книга «Случай», которая в 1923 г. была переведена на русский язык. В этой книге рассматривается очень много важных вопросов. После подробного обсуждения основных законов теории вероятностей с глубокими историческими и философскими отступлениями Борель говорит о проникновении вероятностных методов в физику, биологию и другие науки, о связи теории вероятностей с другими разделами математики. Несмотря на неоспоримые положительные качества этой книги, мы должны отметить, что в ряде принципиальных вопросов теории вероятностей он стоял на ошибочных позициях.
Например: «Представим себе тысячу парижан, проходящих мимо семиэтажной недвижимости; они все согласятся назвать это домом; между тем как они откажут в таком названии каменной постройке, могущей служить приютом двум кроликам и трем курицам. Возьмем теперь среднюю постройку; тут мнения могут разделиться; если 748 из 1000 подающих голос выскажутся за название данного здания домом, то будет правильно утверждать, что вероятность, чтобы здание было домом, равна 0,748, а противоположная вероятность — 0,252» [125,
стр. 88].
Такое произвольное толкование вероятности могло возникнуть только в результате неотчетливости и неочерченное™ этого понятия.
Борель привлекает теорию вероятностей к социальным, моральным и другим подобным вопросам: «Можно ли идти дальше и построить на основе теории вероят-
1 О борьбе А. А. Маркова за материализм в науке против всяких идеалистических извращений, а также о его активной поддержке всего передового в культурной жизни России см. [122—124].
10 Л. Е. Майстров ностей настоящую индивидуальную и социальную мораль? Самое возвышенное правило морали, когда-либо предлагавшееся людям, казалось бы, заключается в евангельской заповеди: „люби ближнего, как самого себя"» [125, стр. 168—169]. Далее он обсуждает эту евангельскую заповедь и приходит к выводу: «Единственное разумное толкование, которое можно дать евангельскому изречению, следующее: рассматривай каждого твоего ближнего, как величину эквивалентную во всяком случае не тебе самому, а какой-нибудь части тебя, заключающейся между нулем и единицей, но никогда не достигающей нижнего предела нуля и иногда достигающей верхнего предела единицы. Не думаю, чтобы такую формулировку можно было назвать эгоистической; если хорошенько понять ее значение,, то становится ясным, что она, напротив, является самым широким и самым полным выражением разумного альтруизма. Различные степени альтруизма и эгоизма проявляются при определении коэффициентов: скольким лицам каждый из нас припишет коэффициент 1, скольким коэффициент 0,9, коэффициент 0,5 ..., коэффициент 0,00001, 0,000001. Я не стану входить в обсуждение этих величин; которое входит в компетенцию практической морали; существенно то, что эти коэффициенты не должны равняться нулю, и это положение можно принять за основу теоретической морали. При установлении этого факта и при изучении его последствий теория вероятностей появляется на каждом шагу» [125, стр. 169— 170].
Сейчас никто из изучающих теорию вероятностей, даже в самом элементарном объеме, не может принимать серьезно такие высказывания.
Мы привели эти цитаты не для того, чтобы создать впечатление, что вся книга Бореля состоит из подобных выражений. Повторяем, это очень интересная и полезная книга. Но даже такой математик, как Борель, довольно расплывчато представлял себе предмет и метод теории вероятностей. Борель понимал, что теорию вероятностей необходимо усовершенствовать. Он писал: «Применение к точным наукам усовершенствует теорию вероятностей» [125, стр. VI].
Интересно отметить, что другая его книга «Вероятность и достоверность», написанная в 1950 г. [177], затрагивает многие принципиальные и важные вопросы тео-
рии вероятностей, но не содержит никаких необоснованных применений, так как в это время теория вероятностей уже была полноправной математической дисциплиной.
Нечеткость, непонимание и путаница относительно вероятностных и статистических методов существовали довольно долго. Приведем еще один пример. В предисловии к русскому переводу книги Бореля редактор перевода В. А. Костицин писал: «Успехи физики и астрономии выдвинули статистический метод на первое место в современном естествознании» [125, стр. VIII]. И далее: «Поле гипотез относительно молекулярного мира все более сужается, и недалек тот день, когда строение атома и меж- дуатомные силы нам будут хорошо известны. Тогда снова вступит в свои права здоровый научный детерминизм, а статистические естественные законы будут лишь временным этапом нашего познания» [125, стр. X].
Мы видим, что этот прогноз не сбылся, статистические законы проникают во все более широкие сферы современного естествознания, и это определяется не уровнем наших знаний, а структурой явлений, которые изучаются естествознанием.
Непосредственным предшественником создания аксиоматики в теории вероятностей был А. Пуанкаре (1854— 1912 гг.)—крупнейший математик и известный физик конца XIX и начала XX в. Ему принадлежат замечательные работы по дифференциальным уравнениям, интегральным уравнениям, по алгебре, по теории чисел, геометрии, по теории электричества, теплоты, по теории волн Герца, по кинетической теории газов и т. д. Среди всех этих вопросов, вопросы теории вероятностей занимают довольно скромное место.
Пуанкаре принадлежит ряд книг и статей философского характера, в которых он иногда затрагивает и философские, методологические вопросы теории вероятностей. Креме того, он написал книгу «Исчисление вероятностей», изданную в 1912 г. [127].
В своих философских работах Пуанкаре стоял на позициях идеализма и махизма. В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» дал справедливую критику философских взглядов Пуанкаре, назвав его французским махистом, а его гносеологические выводы — идеалистическими (см. [113]). Философские взгляды Пуанка
ре неоднократно подвергались критике в нашей литературе. Однако это не должно умалить его специальных работ по физике и математике. Пуанкаре был крупнейшим ученым. В. И. Ленин называет его известным французским физиком.
Книга Пуанкаре «Исчисление вероятностей» является одной из строгих и интересных книг по теории вероятностей начала нашего столетия. Мы остановимся на некоторых общих положениях этой книги.
Он определяет случайное событие с позиций детерминизма. «Очень малая, ускользающая от нас причина определяет значительный результат, который мы не можем не видеть; если- это происходит, мы приписываем результат случаю.
Если бы мы точно знали законы природы и положение вселенной в момент ее возникновения, то мы могли бы точно предсказать положение этой вселенной в последующий момент». И далее: «Может случиться, что небольшие различия в первоначальных условиях порождают значительные различия в конечных явлениях: маленькая ошибка относительно первых может породить громадную ошибку относительно вторых. Предсказание становится невозможным, и мы имеем случайное явление» [127, стр. 4—5].
Пуанкаре рассматривает ряд примеров случайных событий. 1) Неустойчивое равновесие конуса, поставленного на вершину. Нам не известно, в какую сторону упадет конус. 2) Метеорологические явления. Мы не можем предсказать точно, где зародится' циклон. «Здесь мы вновь находим тот же контраст между весьма малой причиной, не поддающейся оценке наблюдателя, и весьма значительными результатами, которые иногда представляют собой опустошительные бедствия» [127, стр. 6].
- Распределение малых планет между зодиакальными созвездиями. «Весьма небольшие первоначальные различия между их расстояниями от Солнца, или что сводится к тому же, между их средними движениями, в конце концов дали громадные различия между их современными долготами ... Малая причина и большой результат; или лучше малые различия в причине и большие различия в результате» [127, стр. 6]. 4) Игра в рулетку.
Во всех этих примерах случайные события рассматриваются как события, у которых очень малые различия в
первоначальных условиях приводят к ощутимым различиям в результатах. Кроме таких случайных событий, Пуанкаре рассматривает события, случайный результат которых объясняется сложностью и большим количеством причин. К такому типу случайных событий он относит различные события, взятые из кинетической теории газов, а также случайное распределение дождевых капель на какой-нибудь поверхности, распределение взвешенных крупинок в сосуде с жидкостью, распределение карт в колоде, в результате хорошей тасовки, случайные ошибки в наблюдениях и т. п. «Здесь опять мы имеем малые причины, но каждая из них порождает малый результат; их результат становится страшным, в силу их соединения и их большого числа» [127, стр. 10].
Пуанкаре рассматривает еще третий тип случайных явлений, который, как он сам считает, сводится к первым двум типам. Он рассматривает следующий пример: кровельщик роняет черепицу, которая убивает проходящего мимо человека. «Человек не думает о кровельщике и кровельщик о человеке, они представляются принадлежащими к двум совершенно чуждым друг другу мирам. И, однако, кровельщик роняет черепицу, которая убивает человека, и никто не поколеблется сказать, что это случай.
Наша слабость не позволяет нам обнять целиком всю вселенную и заставляет нас разделять ее на части. Мы пытаемся делать это, насколько возможно менее искусственно, и тем не менее время от времени происходит, что зїи части влияют друг на друга. Результаты этого взаимного действия представляются нам тогда вызванными случаем... Всякий раз, когда два мира, совершенно чуждые друг другу, приходят во взаимодействие, законы этой реакции могут быть только очень сложными, и, с другой стороны, было бы достаточно Весьма малого изменения в первоначальных условиях этих двух миров, чтобы эта реакция не имела места. Нужно было очень немного, чтобы человек прошел секундой позже, или чтобы кровельщик уронил свою черепицу секундой раньше» [127, стр. 11].
Далее Пуанкаре ставит вопрос: почему случай подчиняется закону? Он возвращается к примеру с рулеткой. Игла рулетки остановится в том или ином секторе в зависимости от получаемого импульса. Вероятность того, что импульс будет заключен между а и а 4-е, равна вероятности, что он заключен между а + е и а+2е, при достаточно малых є. «Это свойство всех аналитических функций. Малые изменения функции пропорциональны изменениям аргумента» [127, стр. 12]. Пуанкаре считает, что случай подчинен закону, потому что распределение случайностей носит характер непрерывности. Но, с другой стороны, объясняя, почему в природе существует непрерывность, он говорит, что сама непрерывность определяется взаимодействием множества случайностей. «В беге... истории действовали разные сложные причины и действовали долго: они способствовали смеси элементов и стремились сделать все однообразным, по крайней мере в небольших пространствах; они сглаживали углы, сравнивали горы, заполняли долы. Какая бы ни встретилась им капризная и неправильная кривая, какая только возможна была первоначально, они столько работали над ее выправлением, что, в конце концов, она стала непрерывной. Вот почему мы и получили право с полной уверенностью допускать непрерывность» [126, стр. 67].
Пуанкаре считает, что «наука детерминична; она таковой является a priori, она постулирует детерминизм» [64, стр. 127]. Пуанкаре отводит вероятности только области, которые нами не изучены, которые мы не знаем. «Проблемы вероятности могут быть, таким образом, классифицированы по большей или меньшей глубине незнания» [128, стр. 207].
«Случай — только мера нашего невежества. Случайными явлениями, если попытаться дать им определение, будут те, законов которых мы не знаеде» [126, стр. 51].
Исходя из таких, позиций, Пуанкаре в своей книге по теории вероятностей приходит к довольно странным выводам. «Мы не .знаем, чем вызываются случайные ошибки, и именно потому, что мы не знаем этого, мы знаем, что они будут подчиняться закону Гаусса. Таков парадокс» [127, стр. 16]. Так из незнания, в духе детерминизма конца XVIII в., делаются положительные выводы.
Свою вероятностную концепцию Пуанкаре распространяет на всю историю человечества.
«Что означают слова „очень малый"?... Разница является очень малой, интервал является очень малым, когда в границах этого интервала вероятность остается постоянной. Почему эта вероятность может рассматриваться в малом интервале как постоянная? Потому, что мы допускаем, что закон вероятности выражается непрерывной кривой... Что дает нам право сделать это предположение? ...Это то, что в течение столетий существуют сложные причины, которые не прекращают своего действия в одном и том же направлении и которые постоянно ведут вселенную к однообразию, без возможности возврата назад. Именно эти причины постепенно смягчили выступы и заполнили углубления, и именно поэтому наши кривые вероятностей имеют легкую волнистость.
В течение миллиардов столетий будет сделан дальнейший шаг к однообразию, и эти колебания станут в десять раз меньшими: средний радиус кривизны нашей кривой станет в десять раз больше. И тогда такая длина, которая сегодня не кажется нам очень малой, потому что в нашей кривой дугу этой длины нельзя рассматривать как прямую линию, должна будет, наоборот, в ту эпоху рассматриваться как очень малая, поскольку ее кривизна в десять раз меньше и дуга этой длины может быть приравнена к прямой.
Таким образом слова «очень малый» остаются относительными, но они являются относительными не по отношению к тому или иному человеку, а лишь по отношению к современному состоянию вселенной. Они изменяют свой смысл, когда мир станет более однообразным, когда все вещи смешаются более тесно. Но тогда, без сомнения, люди не смогут жить и должны будут уступить место другим существам» [127, стр. 16—17].
Переходя к определению вероятности и останавливаясь на классическом определении, он пишет: «Как определить, что все случаи являются равновозможными? Математическое определение в данном случае не является возможным; мы должны будем при каждом применении ставить условия, оговаривать, что мы будем рассматривать такой и такой случай, как равновозможные. Эти допущения не являются совершенно произвольными, но ускользают от математика, который после того, как они сделаны, не подвергает их анализу» [127, стр. 28].
Мы видим, что Пуанкаре своей поддержкой парадоксов Бертрана и другими критическими замечаниями требовал более четкого и строгого отношения к основным понятиям теории вероятностей. Его курс теории вероятностей был одним из лучших курсов для своего времени.
Но наряду с этим, его идеалистические философские позиции сказывались в трактовке многих принципиальных вопросов теории вероятностей.