ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
М. В. Остроградский
Крупным представителем русской теории вероятностей был М. В. Остроградский *. Его работы в этой области, как и работы Буняковского, были вызваны в первую очередь практическими потребностями.
В 1856 г., после поражения в войне, Россию лишили права иметь флот на Черном море. Предстояли массовые увольнения не только матросов, но и служащих. Для улучшения их положения решили устроить эмеритальную кассу, которая должна была начать выдавать пенсии с 1859 г. К расчету устройства этих касс были привлечены Буняковский и Остроградский, которые вошли в комис-
1 Творчеству="M. В. Остроградского посвящено много работ, мы обращаем внимание на [100] и [141].
сйю по выработке положения о кассе. 5тому BoripocV посвящена заметка Остроградского — «Записка об эмеритальной кассе», опубликованная в сборнике «Предположение об учреждении в Морском ведомстве эмеритальной пенсионной кассы» в 1868 г. В этой .работе Остроградский отмечает, что эмеритальные кассы должны строиться на принципе страхования.
Основное содержание своей работы Остроградский характеризует так: «Мы представляем решение вопроса о наименьшей пенсии и доводим его до такой степени простоты, что оно не затруднит и наименее сведущих в арифметике; достаточно будет знать одно сложение чисел. Три таблицы, которые мы прилагаем, доставляют такие решения» [99, стр. 298]. Далее идут упоминаемые таблицы, при помощи которых можно легко подсчитать величину пенсии для различных случаев.
В статье приводятся подробно разобранные числовые примеры. Это работа Остроградского явилась вкладом в страховое дело и долго использовалась в практике страхования.
Почти во всех работах Остроградского по теории вероятностей, как правило, ощущается влияние книги Лапласа. Остроградский считал, что теория вероятностей является важным орудием в изучении закономерностей, которые возникают в массовых явлениях. Но он часто впадал в ошибки философского и методологического характера. Он вслед за Лапласом говорил о принципе недостаточного основания, применял теорию вероятностей к нравственным проблемам, и в первую очередь — к судопроизводству.
Первая работа Остроградского по теории вероятностей «Извлечение из мемуара о вероятности судебных ошибок» была сообщена на заседании Академии наук 12.VI.1834 г. и опубликована в 1838 г. В этой работе Остроградский рассматривает такой суд, когда судьи не в одинаковой мере обладают правильным суждением. Предположив, что границы для правдивости каждого судьи известны, Остроградский дает формулы для определения вероятности ошибки суда, состоящего из данного числа судей.
Решая, по существу, такие беспочвенные задачи, Остроградский делает довольно остроумные замечания. Он приходит к выводу, что если все судьи способны прийти к
правильному решению с одной и той же вероятностью, то вероятность судебной ошибки оказалась бы зависящей только от большинства голосов и не зависела бы от общего числа судей. Этот результат не совпадает с мнением Лапласа, который считал, что вероятности принять ошибочное решение различны в случае, если оно принимается единогласно 12 судьями, и в случае, если оно принимается большинством в 12 голосов при составе суда в 212 судей.
По этому поводу Остроградский пишет:
«Выявляют величайшее доверие беспристрастному суду, состоящему из 12 человек, принявшему решение единогласно, но если суд состоит из 212 судей, из которых известно мнение лишь 12, согласных друг с другом, то следовало бы для ориентировки подождать, пока не станет известным мнение большинства. Однако, не зная мнения двухсот судей, мы приходим как раз к случаю, когда суд состоит из 12 человек, единогласно вынесших решение. Откуда берется та большая разница в доверии, которое мы выявляем одному и тому же числу судей, одинаково справедливых и находящихся в одном и том же положении по отношению к нам? Этого различия вовсе не существует, мы впали в ошибку из-за того, что недостаточно углубились в вопрос» {99, стр. 66].
В работе «Об одном вопросе, касающемся вероятностей», доложенной 23.Х. 1846 г. в Петербургской Академии наук и опубликованной в 1848 г., Остроградский рассматривает один из вопросов приемочного контроля, для чего он приводит такую задачу: «В сосуде имеются белые и черные шары, общее количество которых нам известно, но мы не знаем, сколько из них какого цвета. Мы извлекаем некоторое количество этих шаров и, подсчитав, сколько среди них белых и сколько черных, снова кладем их в сосуд. Требуется определить вероятность того, что общее число белых шаров не выходит из наперед назначенных пределов. Или лучше сказать, мы ищем зависимость между этой вероятностью и пределами, о которых идет речь» [99, стр. 215].
Эта задача рассматривается не как вывод некоторых аналитических выражений, а как задача, имеющая практический характер. Он пишет: «Чтобы понять важность этого вопроеа, представим себя на месте того, кто должен получить большое чцсло предметов, причем должны выполниться некоторые условия, и кто, чтобы проверить эти условия, должен на каждый предмет потратить некоторое время.
Перед армейскими поставщиками часто стоят такого рода задачи. Для них шары, содержащиеся в сосуде, представляют получаемые предметы, белые, например,— предметы приемлемые, как удовлетворяющие определенным условиям, а черные — неприемлемые. Извлечение некоторого числа предметов, чтобы убедиться в их цвете, сводится к проверке части получаемых предметов, чтобы определить их качество. Определим эту часть как пять, шесть или семь процентов, выбираемых наудачу из общего числа, затем берем их и, подсчитав, что при этом получено, найдем вероятность того, что общее число приемлемых предметов не выходит за пределы, которые можно заранее установить. Это вычисление производится так, как если бы речь шла о содержащихся в сосуде белых и черных шарах. При подходящем выборе как пределов, так и количества предметов, подлежащих проверке, рассматриваемая вероятность могла бы отличаться от достоверности как угодно мало.
Таким образом, если бы вопрос, который мы перед собой поставили, был решен, поставщик мог бы воспользоваться этим, чтобы свести приблизительно к двадцатой доле часто очень утомительную механическую работу, как, например, проверку очень большого количества мешков муки или штук сукна» [99, стр. 215].
Решение задачи он начинает с рассмотрения следующего вопроса. В сосуде, содержащем данное число шаров, находятся в неизвестной пропорции белые и черные шары. Из сосуда извлекается I шаров. Требуется найти вероятность того, что среди этих I шаров будет п белых и т черных.
Статья Остроградского «О страховании», опубликованная в журнале «Финский вестник» в 1847 г., представляет большой интерес, так как она в основном посвящена философским и методологическим вопросам. Статья эта осталась неоконченной.
В ней содержатся критические замечания по адресу недавно вышедшей книги В. Я. Буняковского «Основания математической теории вероятностей» (1846 г.), хотя фамилия автора при этом не приводится.
Статья начинается словами:
«Теория страхования не может быть изложена без помощи анализа вероятностей, на котором она основана, и поэтому мы постараемся сперва дать ясное понятие о том, что такое вероятность» [99, стр. 238].
Затем он переходит к критическим замечаниям в адрес В. Я- Буняковского. «Автор хочет показать, что вероятность, которую он называет правдоподобием, есть величина. Для этого доказательства он старается убедить нас, что правдоподобия могут быть одни других и больше, и меньше. Потом, когда приведены все доводы, по его мнению, достаточные для полного убеждения, то он заключает, что правдоподобие, как и всякая математическая величина, подлежит измерению и допускает меру.
Итак, по мнению ученого автора, правдоподобие есть математическая величина, потому только что правдоподобия одни могут превосходить и быть меньше других.
Мнение это не совсем правильно. И действительно, не говорим ли мы и, говоря, не ясно ли понимаем, что такой- то ученый совестливей другого, что француз храбрее немца, что читатель благоразумнее писателя и цроч. Таким образом, совесть, храбрость, благоразумие и т. д. могут быть и больше, и меньше, следовательно, они суть математические величины, их можно измерять, выражать в числах и производить различные над ними действия. Рассуждая таким образом, круг математических наук весьма
бы расширился, могли бы появиться основания математических теорий: бессовестности, нелепости и проч.» [99, стр. 238].
Понятие вероятности Остроградский трактует с субъективных позиций, как меру уверенности познающего субъекта.
Он пишет: «В природе нет вероятности. Все, что происходит в мире, непременно и несомненно. Вероятность есть следствие слабости человеческой; она относится к нам, существует для нас и может быть только для нас. Рассматривание ее есть важное, даже необходимое дополнение к тем немногим истинам, которые мы знаем с относительною достоверностью.
Явления в природе заменяются в совершенно определенной последовательности. Эту последовательность существа, высшие нас, могли бы открыть и доказать. Но мы, не зная ни начала, ни взаимной связи явлений, ни их отношений к нам, наблюдая только ничтожную часть тех, которые происходят вблизи нашей планеты, мы не только не в состоянии предсказывать их последовательности, но останемся навсегда в совершенном неведении существования большей части из них. Те же, о которых знаем из наблюдения, для нас только вероятны в различных степенях» {99, стр. 240].
Остроградский подробно говорит о том, что вероятность есть мера нашего незнания, что это субъективное понятие, что у вероятности в объективном мире нет никакого соответствия, что весь мир детерминистичен и случайного в нем нет, есть только то, что мы не знаем или не познали, которое мы и называем случайным.
«Если явление совершенно зависит от несколько других явлений или случаев, из которых одни могут его произвести, другие ему противны, и если притом все эти случаи таковы, что для нас, мы повторяем, для нас, нет причины одни из них предпочитать другим, то вероятность ожидаемого явления измеряется дробью, которой числитель равен числу случаев, доставляющих явление,— а знаменатель числу всех случаев» {99, стр. 240—241]. Это утверждение совпадает с так называемым классическим определением вероятности Лапласа с толкованием равновозможщ&ти, как недостаточности оснований давать предпочтение одним событиям перед другими.
Рассматривается пример. В урне находится 5 шаров (3 белых и 2 черных), из нее извлекают один шар. Какова вероятность, что этот шар будет белым? Относительно этого примера Остроградский пишет: «Пять шаров находятся в вазе; нет никакой причины думать что один из них попадет в руку скорее, нежели другой. Говоря, нет никакой причины, разумеем, что ее нет для нас,— она есть, но совершенно нам неизвестна... И как мы не можем дать одному шару преимущество пред другим, то все шары представляют для нас случаи равновозможные. Тот, кто знал бы расположение шаров в урне и мог бы вычислить движение вынимающей руки, тот сказал бы наперед, какой именно выйдет шар,— для него не было бы вероятности.
Если бы для нас в самом деле не было причин вынуть такой-то шар, а не другой, тогда появление шара было бы действительно невозможно, как невозможно действие без причины.
Мы повторяем, что вероятность и одинаковая возможность случаев и мера вероятности существуют только для нас. Для существ же всеведущих, т. е. имеющих все сведения о всех явлениях, вероятность не может иметь не только меры, но и никакого значения» (99, стр. 241].
Это высказывание является типичным высказыванием в духе механического детерминизма, который был в то время широко распространен в теории вероятностей.
Далее Остроградский переходит к вопросам, связанным со страхованием и устройством лотерей, объяснив предварительно понятие математического ожидания. Рассмотрев один числовой пример расчета страхового взноса, Остроградский предупреждает: «Больше не давайте, напротив, старайтесь дать меньше, чтобы иметь некоторую выгоду. Не заботьтесь о страховом обществе — оно в убытке не останется» [99, стр. 244]. Он подвергает также критике лотереи, приносящие большие доходы устроителям.
На этом статья заканчивается. Обещанного же продолжения в дальнейшем не последовало.
В статье Остроградского «Игра в кости» (1847 г.) рассматриваются некоторые игры в кости и производится элементарный расчет ставок в безобидных играх.
Эти две статьи фактически были направлены против азартных игр и лотерей, получивших в то время широкое распространение. Игры и лотереи во многих случаях были основаны на том, что стоимость билета или ставки значительно превышала математическое ожидание выигрыша, которое тщательно скрывалось.
Имеются сведения, что в 1858 г. Остроградский читал необязательный курс теории вероятностей в Михайловском артиллерийском училище. Всех лекций было 20. По-видимому, литографированным способом были изданы 3 первые лекции. Но это издание не обнаружено.
Б. В. Гнеденко приводит текст краткого исторического обзора теории вероятностей, хранящегося в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки УССР, и делает предположение, что это, возможно, набросок вводной лекции Остроградского в Михайловском училище [35].
Из всего сказанного следует, что работы Остроградского по теории вероятностей были на уровне науки того времени.
Мы полностью согласны с оценкой Гнеденко творчества Остроградского в области теории вероятностей: «Несмотря на то, что в определении вероятности Остроградский допускал ошибки методологического характера, скатываясь на позиции субъективизма, общая направленность его творчества в теории вероятностей должна быть оценена как стихийно-материалистическая. Для Остроградского теория вероятностей имеет ценность лишь как орудие познания материального мира, и этого вывода не могут затемнить даже его философские шатания, допускаемые в даваемых им определениях. Действительно, темы его работ тесно связаны с вопросами практики» [35, стр. 123].
В заключение данного параграфа отметим, что Буня- ковский и Остроградский много сделали для распространения теории вероятности в России. Но их труды были в основном в русле старой тематики, они не затрагивали центральных вопросов теории вероятностей, без решения которых нельзя было найти выход из создавшегося тупика.
Для того чтобы дать теории вероятностей новый толчок в развитии, нужен был материалистический подход к основным вопросам, нужны были новые идеи и новые методы.
Их внес в теорию вероятностей П. Л. Чебышев.