ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Лаплас и его роль в теории вероятностей
П. Лаплас (1749—1827 гг.) начал свою деятельность в 70-х годах XVIII в. В 1773 г. его избирают адъюнктом Парижской Академии наук, а с 1785 г. он — полноправный ее членг1 ’•
Это были годы сложной обстановки кануна буржуазной революции. Деятельность Академии в какой-то мере отражала сложность политической ситуации. Хотя Академия продолжала оставаться в большой степени кастовой, замкнутой организацией она была вынуждена заниматься иногда вопросами, которые выдвигала революционная обстановка.
14 июля 1789 г. вооруженный народ взял Бастилию. Академия пыталась совсем не реагировать на начало революции. Она продолжала свою работу, делая вид, что ничего не произошло. Через 4 дня после взятия Бастилии Лаплас на очередном заседании Академии доложил новые результаты своих исследований о колебании плоскости земной орбиты. Но как ни пыталась Академия отгородиться от окружающей жизни, это невозможно было сделать. Внутри Академии стали все чаще слышаться голоса о перестройке устава Академии в сторону демократизации.
В декабре 1789 г. была избрана комиссия для выработки проекта нового устава в составе Борда, Боссю, Кондорсе, Лапласа и Тилле, которая вскоре и представила такой проект. Но проект этот не удовлетворил даже достаточно реакционно настроенную Академию, которая нашла его не отвечающим новым идеям и политической обстановке.
Многие члены Академии вступают в политическую борьбу и активно участвуют в ней.
Единственное упоминание о деятельности Лапласа в этот период мы находим в связи с избранием его 8 мая 1790 г. в Метрическую комиссию. Но вскоре из состава этой комиссии Лаплас и Лавуазье были отозваны в связи с недостаточностью «республиканских добродетелей и слишком слабой ненависти к королям» [68, стр. 34].
В связи с нарастанием революции и увеличением опасности находиться в центре ее — в Париже — Лаплас весной 1793 г. переехал из Парижа в провинцию, в Мелен.
На этом кончается первый период деятельности Лапласа. И нам кажется неверным мнение большинства пишущих о Лапласе, что он «увлекся политикой и показал себя в ней довольно неустойчивым. Вначале пылкий республиканец...» [69, стр. 366], что Лаплас принадлежит к тем ученым, которые стали «вначале на службу революции» [70, стр. 340].
Лаплас предлагает убежище члену Парижской Академии наук, астроному Ж- С. Байи, который, скитаясь по Франции, избегает наказания за расстрел на Марсовом поле 17 июля 1791 г. Будучи в то время мэром Парижа, Байи дал приказ национальной гвардии открыть огонь по республиканской демонстрации.
Когда Байи был уже по дороге к Лапласу, в Мелене расположилась дивизия революционных войск. Лаплас предупреждает об этом Байи, находящегося еще в пути. Но Байи все же приехал. Вскоре он был узнан одним из очевидцев расстрела, задержан в доме Лапласа и по постановлению Революционного трибунала гильотинирован.
20 апреля 1794 г. был казнен другой близкий Лапласу человек — Бошар де Сарой, 8 мая — Лавуазье.
Над Францией нависла угроза интервенции. Такие известные ученые, как Л. Карно, Монж, Фурье, Фуркруа, Вандермонд и многие другие, отдавали все свои силы для защиты Франции. Лаплас же в это время отсиживался в провинции.
С середины 1794 г. наступает буржуазная реакция. 27 июля 1794 г. казнили Робеспьера. Только теперь Лаплас вернулся в Париж. Он был приглашен преподавать в Нормальную школу, организованную декретом Конвента от 30 октября 1794 г. для подготовки преподавателей. Свои лекции, читанные в 1795 г. под названием «Опыт философии теории вероятностей», он опубликовал в качестве введения ко второму изданию «Аналитической теории вероятностей» в 1814 г. (первое издание вышло в 1812 г.) *. Но и до опубликования, в период чтения, эти лекции имели широкое распространение, так как записывались специальными стенографами и распространялись по всей Франции.
В 1795 г. вместо упраздненной Академии был учрежден Национальный институт. Лаплас был назначен членом этого института и вскоре избран президентом подсекции математики. Членом института был также Наполеон, с которым Лаплас был в хороших, даже дружеских отношениях. Вначале Лаплас относился к Наполеону осторожно. И когда Наполеон отправился в африканский
1 Русский перевод под редакцией А. К. Власова сделан с издания 1820 г. '
6 Л. Е. Майстров
поход, Лаплас с ним не поехал, хотя Наполеон захватил с собой большую группу крупнейших ученых (Монж и др.). Но после переворота 18 брюмера (8 ноября 1799 г.), когда Наполеон разогнал Совет Пятисот и Директорию, Лаплас увидел в нем диктатора, предугадал «вершителя судеб Франции», монарха. Лаплас полностью стал поддерживать Наполеона.
Вышедший в 1802 г. 4-й том «Небесной механики» Лаплас посвятил Наполеону — «умиротворителю Европы, которому Франция обязана своим процветанием и самой блестящей эпохой своей славы».
После коронации Наполеона и провозглашения его императором (1804 г.) Лаплас писал ему: «Я хочу к приветствиям народа присоединить и свое приветствие императору Франции» [73, стр. 182]. Нужно напомнить, что многие ученые того времени были возмущены превращением Франции в империю и выражали свой протест в той или иной форме (Монж, Араго и др.).
Лаплас полностью поддерживал Наполеона и в то время, когда «после победы реакции внутри страны контрреволюционная диктатура Наполеона превратила войны со стороны Франции из оборонительных в завоевательные» [74, стр. 190].
Но, несмотря на такие взаимные симпатии между Лапласом и Наполеоном, в 1814 г., когда положение Наполеона стало неустойчивым, Лаплас один из первых его оставил. Понимая, что дело идет к реставрации королевской власти, Лаплас никак себя не проявлял в период «100 дней».
Не успели Бурбоны водвориться на трон, как Лаплас приносит им присягу верности. Людовик XVIII осыпает его наградами. Лаплас, как убежденный монархист, выступает с речами в палате пэров. Когда Карл X ввел цензуру, Национальный институт выразил свой протест. Лаплас отказался председательствовать на собрании членов института, обсуждавших протест Карлу X; кроме того, Лаплас опубликовал' специальное заявление о том, что он не принимал никакого участия в этом протесте.
Политические взгляды Лапласа, если и менялись, то не очень сильно: он все время был монархистом, то считая конституционную форму правления во главе с просвещенным монархом самой лучшей формой правления, 162
то примыкая к ультрароялистам. В последние годы жизни Лаплас неоднократно проявлял себя как убежденный монархист. Поэтому вряд ли можно считать верным распространенное утверждение, что «политические умонастроения Лапласа менялись всегда в такт со всеми вариациями режима во Франции, начиная от Конвента и вплоть до Реставрации 1815 г.» [75, стр. 824].
Широко распространен в литературе якобы имевший место разговор Лапласа и Наполеона, в котором Лаплас заявил Наполеону, что он в гипотезе бога не нуждается. На самом деле такого разговора, по-видимому, никогда не было. Во время жизни Лапласа и несколько позже этот разговор приписывался и другим ученым. Однако известно, что, когда этот разговор еще при жизни Лапласа хотели поместить в печатавшемся сборнике биографий, Лаплас протестовал против этого.
Рассмотрим теперь его общие методологические установки, которые, пожалуй, наиболее ярко изложены в его «Опыте философии теории вероятностей».
В начале своего курса Лаплас останавливается на соотношении случайного и необходимого. Согласно воззрениям Лапласа, в природе существует лишь необходимость: «Кривая, описанная простою молекулою воздуха или пара, определена так же точно, как и орбиты планет: разницу меж ними делает только наше незнание». И далее: «Все явления, даже те, которые по своей незначительности как будто не зависят от великих законов природы, суть следствия столь же неизбежные этих законов, как обращение солнца» [66, стр. 8, 11]. Эту мысль он повторяет и в других работах. «Кривая, описанная легким атомом, который как бы случайно носится ветрами, направлена столь же точно, как и орбиты планет» [71, стр. 175].
Вот еще более категорическое заявление: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, еели бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же, как и прошедшее, предстало-бы пред его взором» [66, стр. 9].
Это ярко выраженная позиция детерминизма, который был тогда распространен. Лаплас рисует здесь «идеальное» состояние науки, но наука, которая пыталась бы объяснить и установить траекторию отдельной молекулы со всеми ее случайными отклонениями, «была бы уже,— пишет Энгельс,— не наукой, а простой игрой», и даже «случайность не объясняется здесь из необходимости, скорее, наоборот, необходимость низводится до порождения голой случайности» [5, етр. 175].
Изгоняя полностью случайность, Лаплас должен был определить вероятные события, не опираясь на случайность. Он считает те события вероятными, о которых мы не все знаем. «Факт... получает различную степень вероятия, смотря по обширности знаний [66, стр. 9]. Лаплас вводит чисто субъективный признак равновозможности событий, полагая, что два события ра;вновозможны, если нет никакого основания считать наступление одного из них более возможным, чем наступление другого. Этот признак основан не на наших знаниях, а на отсутствии наших знаний.
Считая, что о многих (вещах и явлениях мы не все знаем, Лаплас предлагает применять теорию вероятностей ко всем вопросам естествознания и жизни общества. После такого введения он пишет: «Будем изменять лишь крайне осторожно наши учреждения и обычаи, к которым мы давно уже применились... Мы хорошо знаем по опыту прошлого неудобства, которые они представляют, но мы не знаем, как велико будет зло, которое может причинить их изменение... При такой неизвестности теория вероятностей предписывает избегать всякого изменения: особенно следует избегать внезапных изменений» [66, стр. 106].
Он выступает против суровых приговоров: «Мягкость судебных приговоров тем более вероятна, чем многочисленнее состав суда и просвещеннее судьи. Поэтому следовало бы, чтобы апелляционные суды удовлетворяли этим двум условиям» [66, стр. 127]. И далее звучит как насмешка разбор случая, когда в судебном процессе заняты 1001 судья.
Необходимость многочисленного состава суда Лаплас основывал примерно на следующих соображениях. Предположим, что л судьям необходимо ответить относительно виновности подсудимого «да» или «нет». Если решение, принимаемое каждым судьей, независимо, то в данном случае был бы применим закон больших чисел в форме Бернулли и вопрос о виновности или невиновности подсудимого считался бы решенным правильно, если за него подано большинство голосов судей. Следовательно, если судебный трибунал состоит из достаточно большого числа судей и решает вопросы большинством голосов, то он практически не должен допускать ошибок в своих решениях.
Эти рассуждения неоднократно подвергались критике. Например, по поводу них С. Н. Бернштейн пишет: «Здесь не принимается во внимание, что все судьи судят на основании тех же самых свидетельских показаний и вещественных доказательств, так что в простом деле все они более или менее одинаково разберутся, а если запутанные обстоятельства вводят в заблуждение одних, то и для других судей ошибка становится более вероятной, иначе говоря, в случае судебного приговора отсутствует условие независимости между суждениями отдельных судей, и это коренным образом изменяет положение вещей» [72, стр. 179].
Многие высказывания, касающиеся общественной жизни, Лаплас необоснованно подкрепляет выводами из теории вероятностей, считая, что важнейшие вопросы любой области «не что иное, как задачи теории вероятностей» [66, стр. 7].
Лаплас признавал наличие внешнего материального мира, существующего вне и независимо от нашего сознания. Внешний мир, по Лапласу, мы познаем посредством наших органов чувств, критерием знаний является соответствие с наблюдениями.
Лаплас считал, что явления и сущность не совпадают и что задача науки состоит в том, чтобы исправлять «иллюзия и обманы чувств, познавая истинные предметы в их обманчивых формах проявления» [71, стр. 5]. К сущности необходимо идти через сравнение различных фактов между собой, явления необходимо рассматривать с различных точек зрения в их развитии, одних собранных фактов недостаточно, необходимо сравнивать, сопоставлять, производить опыты. «Если бы человек ограничивался собиранием фактов, наука была бы бесплодною номенклатурою» [71, стр. 54]. Но с точки зрения Лапласа познать сущность всех явлений невозможно.
Лаплас считал, что закон всемирного тяготения не только «представляет все небесные явления в их мельчайших подробностях», но и объясняет все или почти все явления природы: «твердость, кристаллизация, преломление света, возвышение и понижение жидкостей в волосных пространствах и вообще все химические соединения представляют результаты сил» [76, стр. 2], которые Лаплас называет частными притяжениями, считая их какими-то частными случаями закона всемирного тяготения. Относительно этого закона он писал: «Мы увидим, что этот великий закон природы представляет небесные явления вплоть до их самых малых деталей; что не имеется ни одного неравенства в их движении, которое не вытекало бы из него с точной изумительностью; что он неоднократно опережал наблюдения, раскрывая нам причину некоторых особенных движений, о которых астрономы догадывались, но которые, в силу их сложности и чрезвычайной медленности, могли бы быть выведены из наблюдений через длинный ряд столетий. С помощью этого закона всякий эмпиризм совершенно изгнан из астрономии, которая является теперь обширной задачей механики» [75, стр. 733].
Лаплас поставил перед собой задачу показать, что в пределах солнечной системы природа подчинена единому закону всемирного тяготения.
По Лапласу, не вся природа познаваема. Мы познаем только связи между отдельными явлениями, сводим причины всех явлений к некоторому небольшому числу конечных причин, которые являются совершенно непознаваемыми. Об этом он говорит неоднократно. «Мы можем дойти до общих явлений, от которых происходят все частные факты. Открытие этих великих явлений и приведение их к возможно меньшему числу должно составить предмет наших усилий, потому что начальные причины и внутренняя природа существ останутся нам вечно неизвестными» [76, стр. 7].
«Общность законов, представляемых небесными движениями, кажется, указывает на существование единственного начала» [71, стр. 174]. Да, кроме того, это «единственное начало» непознаваемо. Конечно, можно по всякому понимать это «непознаваемое единственное начало», но при любом его толковании эта точка зрения
не так уж далека от признания существования бога, что Лаплас и сделал в период после реставрации.
Лаплас переносит законы механики в психологию, сводит чувства человека к механическим процессам. Он даже самой мысли придает вид простых механических колебаний. По Лапласу, «сложные идеи образуются из простых, как морской прилив образуется из частных приливов, вызываемых солнцем и луною» [66, стр. 185].
Основное научное наследие Лапласа относится к небесной механике. Но ему также принадлежат фундаментальные работы по математике и физике.
Работы.по теории вероятностей он начал публиковать с середины 70-х годов *. В 1810 г. Лаплас получил в теории вероятностей важнейший результат, который теперь носит название теоремы Лапласа: так называемый биномиальный закон распределения вероятностей, при подходящей нормировке и неограниченном росте числа испытаний стремится к нормальному закону распределения. Только после этого в 1812 г. он издает свой классический труд «Аналитическая теория вероятностей» [142]. Этот труд дважды переиздается еще при жизни Лапласа (в 1814 г. и 1820 г.).
В этой работе Лаплас изложил все основные свои результаты по теории вероятностей. Лаплас привел в систему существовавшие до него, часто разрозненные результаты, усовершенствовал методы доказательств, заложил основы для изучения всевозможных статистических закономерностей, успешно применял теорию вероятностей к учету ошибок наблюдений и т. п.
Лаплас является крупнейшим ученым, сделавшим неоценимый вклад в развитие теории вероятностей.
Из применения этой науки его также глубоко интересовали вопросы статистики населения. Об этом говорят не только соответствующие места из его основных сочинений по теории вероятностей, но и специальные работы.
Лаплас излагает свои взгляды на изменения состава количества населения; рассматривает вопрос о методах косвенного исчисления населения и об оценках точности
1 Первая его работа по теории вероятностей появилась в 1774 г. (Memoire sur Й-'-'probabilite des causes par les evenements; cm. Oeuvres completes, t. 8, 1891).
такого исчисления; разрабатывает теорию выборочных переписей и другие вопросы. В [66] Лаплас дает объяснения, как строятся таблицы смертности. Затем он вводит понятие средней продолжительности жизни; при этом он предполагает, что все умершие до одного года, живут в среднем шесть месяцев, до 2 лет — полтора года и т. д. «Таблица смертности представляет из себя, следовательно, таблицу вероятностей человеческой жизни. Отношение лиц, записанных рядом с каждым годом, к числу рождений есть вероятность, что новорожденное дитя доживает до этого года» {66, стр. 136].
Отметим, что тот подсчет вероятностей, который здесь рекомендует Лаплас, не соответствует классическому определению вероятности, данному Лапласом, как отношения равновозможных случаев.
Лаплас рассматривает вопрос о вычислении количества населения по таблицам смертности. Он говорит, что таблицы смертности справедливы только на определенное время и в определенном месте.
Рассматривая разные причины, влияющие на смертность населения, Лаплас пишет: «В большей или меньшей степени здоровая почва, высота ее, ее температура, нравы жителей и мероприятия правительств имеют сильное влияние на смертность» [66, стр. 138].
Переходя к влиянию болезней на смертность, Лаплас останавливается на оспопрививании. Излагая спор Д. Бернулли и Даламбера по этому вопросу, Лаплас поддерживает Бернулли. При определении средней жизни для случаев, когда уничтожается какая-нибудь причина смертности, Лаплас рассуждает следующим образом [142].
Пусть N — общее число рождений, х — рассматриваемый возраст, U — количество детей, которые из общего числа рождений остаются в живых через х лет, при условии, что одна причина смертности уничтожена; и — число детей, достигших возраста х при существовании этой причины, которую назовем В.
Пусть zAx — вероятность того, что человек, имеющий х лет, умрет от В в небольшой промежуток времени Ах. uzAx — количество людей, которые из числа и умрут от болезни В в промежуток Ах, если и велико. уАх — вероятность того, что человек в возрасте х умрет от других причин за Ах; иуАх — количество людей, которые из числа и умрут от остальных причин за Ах.
Общая убыль людей за Ах будет:—Au=u{y+z)Ах. Аналогично
— AU = UyAx; — ^- = уАх\
Дм = иуАх -f uzAx; у Ах = — —— zAx;
и
_Д1/____Ди______ Дл.. AU _ Ац , zj^x
U и 2 Х> U м + •
Если Дх мало, то приращение можно заменить дифференциалами
X
— = — -{- zdx; Inf/ = In и + С zdx, при х =0,
J
U — не" . U = u= N.
Если бы z как функция от х было известно, то мы получили бы зависимость между U и и. Тогда легко можно было бы преобразовывать одну таблицу смертности в другую, предполагая, что некоторая причина смертности
X
уничтожена. Но эта функция (z от х) не определена. \zdx
о
вычисляют приближенно следующим образом. uzAx — количество людей возраста х, умирающих в Ах от В. Положим Ах, равным 1 году, z будет равно дроби, в которой числитель равен числу умерших от В в рассматриваемом году, а знаменатель равен числу детей, которые из числа N остаются в живых в середине того же года. Так вычисляется и для каждого возраста.
Относительно увеличения средней продолжительности жизни на три года в связи с оспопрививанием Лаплас писал:
«Столь значительное увеличение вызвало бы очень большое приращение населения, если бы, с другой стороны, это приращение не ограничивалось соответственно убылью средств существования» [66, стр. 141].
«Если почва, благодаря легкости разработки, может доставлять обильное пропитание новым поколениям, то уверенность в возможности прокормить многочисленную семью поощрйет браки и делает их более ранними и плодовитыми. На подобной почве население и рождение должны оба возрастать в геометрической прогрессии» [66, стр. 141—142].
С 1745 г. в Париже в метрических книгах стали делать отметку о поле. С этого года до конца 1784 г. в Париже окрестили 393 386 мальчиков и 377 555 девочек:
393 386 _ 25 377 555 24*
Говоря об отношении рождений мальчиков к рождениям девочек в различных странах Европы, Лаплас приходит к выводу, что «это отношение повсюду приблизительно равно отношению 22 к 21» [66, стр. 68]. Учитывая соответствующие наблюдения А. Гумбольдта в Америке, Лаплас пишет: «Он нашел между тропиками то же самое отношение рождений мальчиков к рождениям девочек, какое наблюдалось в Париже, что должно заставить рассматривать преобладание мужских рождений как общий закон для рода человеческого» [66, стр. 68—69].
Лаплас считает, что отношение 25/24, полученное для Парижа, отличается от 22/21, так как в парижских метрических книгах вписаны и дети из приютов, а в приют крестьяне отдают больше девочек, чем мальчиков.
Далее Лаплас рассказывает о выборочном обследовании населения Франции, которое он произвел в 1802 г. Были собраны точные данные по 30 департаментам, расположенным по всей территории Франции. Перепись 23.ІХ 1802 г. дала 2 037 615 жителей. В течение трех лет (1800, 1801 и 1802 гг.) было рождений мальчиков 110312, рождений девочек 105287; всего 215 599; смертей лиц мужского пола 103 659, лиц женского пола 99443; браков
.„ло_ 110 312 22 46037 3 л
46 037.----------- « —;------------- . Отношение числа насе-
105287 21 215559] 14
„ - 2037 615-3
ления к числу ежегодных рождении будет------------------------- «
215 599
«28,352845. Приняв, что число рождений во Франции ежегодно1 равно 1000000, Лаплас пришел к выводу, что население Франции составляет 28 352 845 человек.
Таким образом, из изложенного видно, что Лапласу принадлежит довольно большая роль в развитии статистики; в первую очередь эта роль оценивается применением теории вероятностей к демографии.
В «Аналитической теорий» дано так называемое классическое определение вероятности: вероятность Р(А) события А равняется отношению числа возможных результатов испытания, благоприпятствую- щих событию А, к числу всех возможных результатов испытания. В этом определении предполагается, что отдельные возможные результаты испытания равновероятны.
Этому определению вероятности Лаплас придал субъективный смысл, введя принцип недостаточности или отсутствия оснований. Этот принцип состоит в том, что если вероятность события неизвестна, то мы для ее значения назначаем некоторое число, которое нам представляется разумным. В случае, если мы имеем несколько событий, которые составляют полную систему, но не знаем вероятности каждого события в отдельности, то мы считаем, что все эти события равновероятны.
Лаплас, например, говорит, что если монета не симметрична и мы не знаем, какая сторона выпадает чаще, «то вероятность выпадения креста при первом бросании все еще будет Уз, потому что при нашем незнании стороны, которой благоприятствует это неравенство, вероятность простого события настолько же увеличивается, если это неравенство ей благоприятствует, насколько она уменьшается, если это неравенство ей не благоприятствует». По поводу этого места Б. В. Гнеденко делает следующее замечание:
«Понятно, что ни при первом, ни при втором и ни при каком бросании монеты нельзя говорить, что вероятность выпадения монеты равна половине; она попросту неизвестна. Определение же ее, оценку ее значения нужно производить не такими сомнительными средствами, отнимающими у самого понятия вероятности его объективную роль числовой характеристики определенных реальных явлений» [35, стр. 105].
Петербургскую задачу Лаплас решает с точки зрения нравственного ожидания.
Обсуждая вопрос о нравственном ожидании, Лаплас говорит, что человек, лишенный всякого имущества, обладает чем-то, что равносильно некоторому капиталу. Ведь он не. согласился бы взять единовременно незначительную сумму, с условием, чтобы, истратив ее, полностью отказаться от всяких средств к пропитанию.
Так как величина нравственного ожидания зависит от имеющегося капитала, то после разъяснения Лапласа совершенно неясно, как пользоваться этим понятием. Лаплас, конечно, не хотел дискредитировать понятие нравственного ожидания, но его несостоятельность становилась очевидной.
Если рассматривать разложение (лг+х2+л;[1]-|-л:4+.*5+ 4-дс6) «, то значение коэффициента х$ равно числу случаев, которые дают при бросании п костей сумму очков, равную s. Лапласом этот метод расчета был превращен в метод производящих функций.
Производящей функцией последовательности /о, / 1, .... /л,... называется функция
СО
/(0 = 2 /»*" = /« + /!* + /.*■+ ••• +fnf+ ....
л—о
при этом предполагается, что степенной ряд сходится хотя бы для одного значения t=f=0.
Последовательность /0, /і,..., /л может быть как числовая, так и функциональная. При этом в последнем случае производящая функция будет зависеть как от /, так и от аргументов функций /л*.
Лаплас решает задачу Бюффона и много других разнообразных задач. Рассмотрим некоторые из них.
Задача найти число т розыгрышей французской лотереи, при котором вероятность выхода всех 90 номеров была бы ’/г-
Лаплас нашел, что в этом случае т=85,53. Далее он ищет формулу для определения числа розыгрышей, при которых вероятность выхода всех номеров лотереи равна определенному числу. Лаплас решает и общую задачу. Лотерея состоит из s номеров, при каждом ее розыгрыше выходит по п номеров. Спрашивается, как велика вероятность р, что в т розыгрышах лотереи все s номеров выйдут.
Еще одна задача. Предположим, что при т+п наблюдениях, событие А повторилось т раз, а противоположное ему событие В — п раз (т>п). Какова вероятность того, что вероятность появления события А «больше вероятности появления В. Лаплас для этой вероятности получает выражение
_ (ц — т) (р — т +1) ... и- Г (Уг)ц , т] (1/2)м'~1 ,
1-2 •••т [ ц р р — 1
т т-1 (Ч^ j т т-1 _ 1 (Vs)»-"1]
|А (х —1 р—2 "" р р—1 р —m+1 р —т J*
где р=т+П+1.
Затем решается вопрос, как велика вероятность, что событие, которое наблюдалось т раз подряд, повторится
при k следующих наблюдениях (р = ■ \ ■
\ m + k+lj
Выше мы уже указывали на несостоятельность этих расчетов.
У Лапласа мы снова встречаем задачу о разделении ставки [142, стр. 22]: А п В играют до s выигранных партий. Игра прерывается, когда А выиграл р партий, а В — q. Как справедливо разделить ставку? Естественно, что ставку нужно делить пропорционально вероятностям А и В получить весь выигрыш.
Лаплас находит вероятность выигрыша для А, которая является функцией от V=s—р и W—s—q.
/(y,^=(7/[l+V-72 + ^^(V2)2 + •••
, V(V+1) ... <y + V*-2) /1)ЧГ-і1
- ••+----------- сг^їїі------------- (/г) J*
Вероятность выигрыша для В будет 1—f(V, W).
Лаплас поставил задачу: найти наилучшую комбинацию наблюдений для определения неизвестной величины при условии, что положительные и отрицательные ошибки равновероятны и число их неограниченно большое. Не делая никаких предположений относительно закона распределения ошибок, Лаплас нашел, что способ наименьших квадратов дает наилучшую комбинацию наблюдений.
Лаплас дал новое доказательство теоремы Я. Бернулли. Он находит асимптотическую формулу для вероятности суммы независимых случайных величин, каждая из которых может принимать лишь все целочисленные значения между —а и +а, используя при этом фактйче- ски элементы теории характеристических функций.
Фундаментальный труд Лапласа содержит очень большое число различных задач. Все эти задачи и приложения имеют большое значение в теории вероятностей. Но центральным местом всей книги, да и всего творчества Лапласа в области теории вероятностей, было доказательство одной из важнейшей предельной теоремы теории вероятностей. Эта теорема относится к распределению отклонений частоты появления события при независимых испытаниях от его вероятности. Эта теорема сейчас называется теоремой Лапласа. Один ее частный случай, как было указано выше, был известен уже Муав- ру (для р = 7г)- Теорема Лапласа состоит в следующем[2]: пусть при каждом из п независимых испытаний вероятность появления некоторого события Е равна р(0<р<1) и пусть т обозначает число испытаний, в которых событие Е фактически наступает; тогда вероятность неравенства
< т ЛР- <z% (q = 1— р)
У npq
при достаточно большом числе испытаний п сколь угодно мало отличается от
dz. |
Это утверждение еще называют интегральной теоремой Лапласа.
Вероятность точно т появлений события Е при п испытаниях приближенно равна
1 с-*/*7 У 2nnpq где
т — пр
У npq
Это последнее утверждение иногда называют локальной теоремой Лапласа.
Теорема Лапласа применяется на практике, начиная с п порядка нескольких десятков. Получаемые при этом погрешности достаточно малы.
Лаплас придавал своей теореме большое значение. Он считал, что открытый закон полностью объясняет поведение случайных массовых ансамблей, к которым он относил большинство явлений. Лаплас считал, что предложенная им схема почти всеобъемлющая. Схема состояла в следующем. Имеется большое число величин, изменяющихся случайным образом, но законы этих изменений нам неизвестны. Тогда оказывается, что результирующая этих случайных величин в ее колебаниях вокруг среднего значения подчиняется одному закону. Этот закон А. Пуанкаре назвал нормальным законом.
Только после работ Лапласа стало возможным широкое применение научно обоснованных методов в теории вероятностей.
Но при трактовке своих работ Лаплас иногда впадает в ошибки. Основная ошибка Лапласа в теории вероятностей состоит в том, что, считая историю человеческого общества областью, в которой всецело господствует слепой случай, он предполагает, что .теория вероятностей является той наукой, которая исчерпывающе объяснит эту историю, и поэтому анализом общественных явлений должна заниматься теория вероятностей. Лаплас считает, что все закономерности любой области массовых явлений полностью сводятся, возможно, к одному нормальному закону, так же как небесные явления сводятся к одному закону всемирного тяготения. Исходя из этой точки зрения, он пытается применить теорию вероятностей к судебным процессам, к решениям собраний и т. п. Подобное необоснованное и ошибочное распространение применений теории вероятностей оказало отрицательное влияние на развитие науки.
Современный немецкий историк математики К. Бирман отмечает, что Лаплас в теории вероятностей «затмил всех своих предшественников. Одновременно с этим мы должны констатировать распространенную переоценку по отношению к нему» [8].
[1] Производящие функции применяются не только в теории вероятностей, они нашли применение в алгебре и других разделах математики.
[2] Иногда эту теорему называют теоремой Муавра — Лапласа.