Читаемость рекламного текста
Понятие читаемости отражает уровень сложности при восприятии определенного текста. На читаемость текста влияют две важные характеристики. 1. Характеристики читателя Как воспринимающего текст: сюда I Относятся, с одной стороны, заинтересованность потребителя в прочтении конкретного рекламного текста, а с другой — его читательские умения (знание и понимание значений слов, умение следить за логикой развития основной мысли, способность выделить главное и сформулировать тему сообщения, способность сделать определенные выводы и определить авторскую точку зрения и т. п.).
2. Лингвистические особенности текста Включают лексические, морфологические и синтаксические характеристики текста.
К Лексическим характеристикам Относятся следующие:
1) длина слов. Чем Короче слово, тем выше читаемость. Мы не можем выбросить из текста все длинные слова, но мы можем свести их к рациональному минимуму. В русском языке длинными считаются слова с четырьмя и более слогами (будем обозначать их «слова 4+»). До 10% длинных слов — это высокая читаемость, 10—30% — средняя читаемость, более 30% — низкая читаемость;
2) использование абстрактных и конкретных слов. Чем больше конкретных слов, тем выше читаемость текста. Это связано с тем, что конкретные слова точнее воспринимаются и легче запоминаются по сравнению с абстрактными. Кроме того, рекламный текст призван представлять конкретный образ товара, а не давать его абстрактную схему, которую впоследствии
Потребитель не сможет точно соотнести именно с рекламируемым товаром. Примерно до 40% абстрактных слов — высокая читаемость, 40—70% — средняя читаемость, более 70% — низкая читаемость;
3) использование слов родного языка и иноязычных слов. Безусловно, слова родного языка воспринимаются легче, однако в данном случае следует учитывать уровень подготовленности целевой аудитории: если мы имеем дело с группой образованных людей (например, специалистов в данном направлении), то использование заимствованных слов снижать читаемость не будет;
4) частота использования слова. Чем чаще слово употребляется в обыденной речи, тем выше читаемость. Это связано, в первую очередь, со скоростью его узнавания и, следовательно, восприятия и запоминаемости.
Морфологические характеристики Читаемости рекламного текста зависят от следующих характеристик:
1) количество глаголов. Глаголы играют главную роль в предложении, так как обозначают действие, без передачи которого практически невозможно четко сформулировать мысль. Поэтому речь должна идти о «глагольной температуре текста»: чем выше глагольная температура текста, тем выше его читаемость. Высокая читаемость — более 10% глаголов, средняя — 7—10%, низкая — менее 7%;
2) количество предлогов. Большое количество предлогов затрудняет читаемость, так же как и частое употребление сложных и производных предлогов (в соответствии с..., независимо от..., в зависимости от... и т. п.). Более 20% — низкая читаемость, 10—20% — средняя читаемость, менее 10% — высокая читаемость;
3) количество аффиксов — приставок, суффиксов. Специалисты считают, что человек воспринимает сначала значение корня, а затем достраивает значение слова с учетом значения приставок и суффиксов. Следовательно, чем проще состав слова, тем лучше читаемость.
Синтаксические характеристики Предполагают учет следующих позиций:
1) длина предложения. Конечно же, более короткие предложения воспринимаются и запоминаются гораздо легче, чем длинные. Высокая читаемость — средняя длина предложения до 10 слов, средняя читаемость — 10—14 слов, низкая читаемость — более 14 слов;
2) уровень сложности предложения: соотношение простое — сложное предложение. Читаемость выше при большем использовании простых предложений. Высокая читаемость — 67—100% простых предложений, средняя — 34—66% (включительно),
Низкая — 1—33% (включительно). Однако следует помнить, что текст, целиком построенный только из простых предложений, будет восприниматься как однообразный и монотонный. Фразы более сложного синтаксического строения надо чередовать с фразами простейшей структуры. Следует избегать скопления фраз с одинаковым синтаксическим построением; 3) количество осложняющих конструкций (обособленные определения, дополнения, обстоятельства, ряды однородных членов, обращения, вводные конструкции). Чем меньше осложняющих конструкций, тем выше читаемость. Низкая читаемость — 67—100% обособленных оборотов (от количества предложений), средняя — 34—66% (включительно), высокая — 1—33% (включительно).
Индекс читаемости
В современной журналистике для определения уровня читаемости используют показатель Fog Index (FI):
FI= (X + Y) • 0,4,
Где X — среднее количество слов в предложении текста;
Y — Среднее количество слов с длиной три и более слогов в предложении текста (будем обозначать их «слова 3+»).
При подсчете количества слов необходимо учитывать следующее:
1) цифры считать не надо, так как они не снижают восприятие;
2) сложные слова через дефис считаются как одно слово. Значение FI Оценивается следующим образом:
• от 0 до 4 — высокая читаемость;
• от 5 до 7 — средняя читаемость;
• выше 7 — низкая читаемость.
Проанализируем читаемость трех небольших (для упрощения задачи) рекламных текстов.
Пример 1
Все, как в элитарном клубе. Джентльмены говорят о хобби. Здесь, в атмосфере роскоши и комфорта Вы сможете забыть о делах. Посвятите свое время часам. Уникальным часам, достойным истинного ценителя. Ведь Cassaforte — Клуб избранных.
33 слова, 6 предложений, 14 слов 3+.
Х= 33: 6 = 5,5;
Y= 14 : 6 = 2,33;
FI= (5,5+ 2,33)-0,4 = 3,13.
В ы в о д: Читаемость высокая.
Проанализируем читаемость данного текста по уровням. Анализ представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Анализ читаемости текста 1
Уровень читаемости |
Характеристика |
Оценка характеристик |
Оценка читаемости |
Общая оценка уровня |
Лексический |
Количество длинных слов (4+) |
7 (21,2%) |
Средняя |
Средняя |
Количество абстрактных слов |
Большое количество |
Низкая |
||
Количество иноязычных слов |
1 |
Высокая |
||
Количество редко употребляемых слов |
Небольшое количество |
Высокая |
||
Морфологический |
Количество глаголов |
4 на 33 слова (12%) |
Высокая |
Средняя |
Количество предлогов и частиц |
4 на 33 слова (12%) |
Средняя |
||
Количество аффиксов |
Среднее |
Среднее |
Синтаксичекий Длина пред 5,5 Высокая Высокая
ложения
Уровень Из 6 пред Высокая
Сложности ложений –
6 Простых
(100%)
Осложняю 2 на 6 пред Высокая
щие элемен ложений
ты (33%)
Общий вывод по уровням: Читаемость средняя.
Как мы видим, показатель читаемости Fog Index высокий, а по уровням — средний. Такое расхождение связано с тем, что при расчете Fog Index учитываются только две характеристики — длина слов и длина предложений. Анализ по уровням учитывает гораздо большее число факторов. Поэтому эти две части анализа читаемости дополняют друг друга.
Пример 2
Яркий дизайн влюбляет в себя с первого взгляда. Мощь и динамика завораживают. Выразительная внешность и спортивный
характер — Вот в чем сила Mazda. Один взгляд — И сердце забьется чаще. Ведь это мистическая сила.
32 слова, 5 предложений, 9 слов 3+.
Х= 32 : 5 = 6,4;
Y= 9 : 5 = 1,8;
FI= (6,4+ 1,8)-0,4 = 3,28.
Вывод: Читаемость высокая.
Проанализируем читаемость данного текста по уровням. Анализ представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Анализ читаемости текста 2
Уровень читаемости |
Характеристика |
Оценка характеристик |
Оценка читаемости |
Общая оценка |
Лексический Количество длин - 4(12,5%) Средняя Средняя
ных слов (4+)
Количество абстра Среднее количе - Средняя
ктных слов ство
Количество иноязы 1 Высокая
чных слов
Количество редко Небольшое коли - Высокая
употребляемых чество
слов
Морфологи - Количество глаго - 3 на 32 слова (9,3%) Средняя Средняя ческий лов
Количество предло 3 на 32 слова (9,3) Высокая
гов и частиц
Количество аффик Среднее количе - Средняя
Сов ство
Синтаксиче - Длина предложе - 6,4 Высокая
Ский ния
Уровень сложности Из 5 предложе - Высокая
ний — 5 простых
Осложняющие эле 2 на 5 предложе - Средняя
Менты ний (40%)
Общий вывод по уровням: Читаемость средняя.
Пример 3
В гранулах — Больше вкуса. Вы сразу увидите разницу между обычной приправой и СУПЕРПРИПРАВОЙ МАГГИ, ведь она состоит
Из особых золотистых гранул и содержит кусочки 10 овощей: морковь, репчатый лук, петрушка, сельдерей, белокочанная капуста, лук-порей, савойская капуста, пастернак, паприка, томаты. Они сделают вкус Ваших блюд гораздо ярче, придадут им больше свежести и аромата.
53 слова, 3 предложения, 27 слов 3+.
Х= 53 : 3 = 17,7;
У= 27 : 3 = 9;
FI= (17,7 + 9)-0,4 = 10,68.
Вывод: Читаемость низкая.
Проанализируем читаемость данного текста по уровням. Анализ представлен в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Анализ читаемости текста 3
Уровень читаемости |
Характеристика |
Оценка характеристик |
Оценка читаемости |
Общая оценка |
Лексический |
Количество Длинных слов (4+) |
5 (9,4%) |
Высокая |
Высокая |
Количество абстрактных слов |
Небольшое количество |
Высокая |
||
Количество иноязычных слов |
Отсутствуют |
Высокая |
||
Количество редко употребляемых слов |
Небольшое количество |
Высокая |
Морфологи Количество глаго - 5 на 53 слова Средняя Высокая
ческий лов (9,4%)
Количество предло - 4 на 53 слова Высокая
гов и частиц (7,5%)
Количество аффик - Небольшое коли - Высокая
cов чество
Синтаксиче Длина предложения 17,7 Низкая Низкая
Cкий Уровень сложности Из 3 предложе - Средняя
ний — 2 простых
(66,6%)
Осложняющие 5 на 3 предложе - Низкая
элементы ния (166%)
Общий вывод по уровням: Читаемость средняя.