СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОДАЖ КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Потребительские свойства товара
Первая заповедь маркетинга гласит: «Если у вас нет хорошего товара, у вас нет ничего». При этом под словом «товар» обычно понимается нечто, способное решить конкретную проблему потребителя и обладающее для него определенной полезностью. Важно всегда помнить, что с этой точки зрения нет никакой разницы между товаром в физическом исполнении, а также услугой, информацией и т. п.
Среди многообразия факторов, влияющих на коммерческий успех товара (услуги), на первое место ставится Качество, Затем могут быть названы кредитная политика, упаковка, реклама и только потом - Цена. Это говорит о том, что по мере роста покупательной способности акценты, определяющие выбор покупателя, могут существенно изменяться.
Само понятие «качество товара» как бы интегрирует в себе две составляющие:
• соответствие назначению;
• функциональную эффективность (экономичность потребления или эксплуатации).
Производители должны всегда помнить простой, но чрезвычайно важный факт: понятие «качество» (способность товара выполнять присущие ему функции) всегда имеет две составляющие - функциональную и техническую.
Фирмы обычно в большей степени ориентированы на техническое качество (можно назвать его формальным качеством), как соответствие стандартам, ТЗ, ТУ.
Функциональное качество - это, по сути, все аспекты взаимодействия фирмы с потребителем. Именно оно чаще всего должным образом не учитывается и недооценивается. Но как раз в этом направлении открываются очень большие возможности для развития конкурентоспособности бизнеса.
Еще один интересный нюанс, касающийся политики качества, заключается в том, что дальновидного производителя в первую очередь должно интересовать качество Воспринимаемое, Т. е. не то, что записано в стандартах (хотя с этим нельзя не считаться), а то, что Понимает под качеством Сам потребитель.
Так, при оценке конкурентоспособности различных моделей автомобилей обычно применяются следующие критерии: внешний вид, удобство салона, посадки/высадки, размещение водителя, органов управления, пользование приборным щитком и контрольными приборами, эффективность отопления и вентиляции, качество внутренней и внешней отделки и еще примерно два десятка других, не менее существенных параметров.
Все это, конечно, важно. Однако просто вспомните, что вы испытали, оказавшись впервые в жизни в салоне хорошей иномарки, особенно если до этого приходилось пользоваться продукцией только отечественного автопрома? Обычно в таких случаях произносятся слова типа: «Да это же просто другие ощущения...»
Именно поэтому крайне важно понять, на чем строится субъективная оценка потребителей, потому что за этим чаще всего стоят трудно описываемые и формализуемые, но чрезвычайно важные с точки зрения конкуренции характеристики и параметры товара, основанные именно на Ощущениях И понимании Степени его полезности.
Конечная цель дизайнеров - с чуткой восприимчивостью уловить ход мыслей клиента (Н. Кавамото, компания Honda).
Качество - это формальная (заданная) совокупность свойств, между тем как потребительная стоимость (ценность) определяется степенью Полезности Товара с точки зрения клиента. Таким образом, одно и то же изделие может получить разные оценки у различных групп потребителей в зависимости от способа, времени и места его применения. Кроме того, если свойства продукта не соответствуют условиям его эксплуатации (потребления), то он фактически утрачивает свою потребительную стоимость и тем самым перестает быть полезным при любом уровне формального качества.
Понятие потребительной стоимости можно «развернуть»:
• через набор полезных функций (или как совокупность параметров, связанных с назначением изделия и внешними условиями его функционирования);
• через качество функционирования (как совокупность свойств, характеризующих уровень исполнения функций изделия в заданных условиях эксплуатации);
• через функциональную отдачу (как размер полезного эффекта от его применения).
Измерить качество достаточно просто: базой для измерений обычно служат задаваемые извне нормы и требования.
Чтобы измерить потребительную стоимость, надо понять Сис-тему ценностей Клиента.