СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Сувенирная бутылка
В последние годы в нашей стране стал расширяться рынок сувенирной упаковки. Например, на российских ликероводочных заводах в сувенирные бутылки в среднем разливается 1–3 % всей производимой продукции.
Спектр сувенирной тары, используемой российской пищевой промышленностью достаточно разнообразен. Самой массовой сувенирной тарой стала бутылка в форме собора. Стекольщики и их заказчики идут в ногу со временем: мода на вероисповедание быстро отразилась на оборудовании заводов. Не менее популярна бутылка в форме туфельки. Причем не только в нашей стране — родине гусаров (именно они любили прикладывать свои уста к дамской обувке), но и за рубежом. В России в «туфельку» разливают водку, заграницей — брэнди и коньяк. Большим спросом у производителей алкоголя пользуются виноградные гроздья. Виноград, как известно, винная ягода, но почему-то вино в такие бутылки разливается крайне редко. Чаще такой тарой пользуются иностранцы. В нашей стране такие бутылки используются преимущественно под настойки из клюквы, брусники, рябины (рис.31).
Рис. 31 Сувенирные бутылки
На рынке стеклянной упаковки обыгрывается и музыкальная тематика. Но далеко не каждый инструмент удостаивается права на спиртное. На линии розлива встают в основном бутылки в виде скрипки и виолончели. Идеи подсказывает и животный мир. Кошка, орел, петух, рыба, тамбовский волк — далеко не полный перечень братьев наших меньших из стекла. Используют под тару и небесные светила — звезду, луну и месяц. Луну от месяца отличают более женственные черты «лица». Есть чисто мужские бутылки в форме мобильного телефона, ружья, каравеллы и женские — это сердце или изящный ключик.
Естественно, не остались в стороне и всевозможные персоналии. Сегодня в продаже можно увидеть бутылки в образе Арлекина, Матрешки, пузатого Чиновника. Отдельного внимания в стекольной отрасли заслуживают женские фигуры. Особо удивит ценителей прекрасного бутылка под названием «Венера». Правда, производители тары решили пойти наперекор гениальным скульпторам из прошлого. Они пренебрегли верхней частью тела девушки и оставили нижнюю, прикрыв интимное место золотой лентой. Более полноценная девушка-бутылка — девушка Лола, которая опустилась на колени, обратив руки и взоры к небу. На свет появились и бутылки только с намеками на очертания женского тела. Есть тара, которая появляется в продаже к определенному поводу. Например, бюст Пушкина — к юбилею великого поэта, Дед Мороз — к новогодним празднествам (рис.32).
Рис. 32. Разнообразие сувенирной упаковки
Себестоимость сувенирной тары зависит от тех же факторов, что и при изготовлении обычной. Это емкость (объем стекломассы), цвет и прочность бутылки, производительность и надежность станка (чем он надежнее, тем меньше требуется средств на его ремонт). Определенную роль в стоимости бутылки играет количество выбросов в окружающую среду. Иногда заводская администрация сознательно нарушает экологические нормы, предпочитая уплатить штраф, чем рвать с клиентом деловые связи. Все равно штраф войдет в стоимость заказа. Цена зависит и от режима работы оборудования — постоянного или временного.
Но основной ценоопределяющий фактор в сувенирной бутылке — это форма. Если она изготавливается в России, то обходится заводу-заказчику в $ 3-5 тыс.; если за рубежом — то в $30-100 тыс. В итоге конечная цена российской бутылки-сувенира более чем в 20 раз превосходит стоимость стандартной бутылки такой же емкости, зарубежной — более чем в 50 раз. Средняя стоимость обычной тары сейчас составляет 1,7 рублей, минимальная же стоимость сувенирной бутылки из России колеблется от 30 рублей и выше, зарубежной — от 85 рублей. То есть эксклюзивная тара стоит дорого, но оправдывает потраченные на нее средства. Такую бутылку приятно просто подержать в руках, и часто для потребителя на первый план выходит упаковка, а не содержимое.
Технология изготовления сувенирной бутылки ничем не отличается от обычной. Сначала изготавливаются чертежи, потом на компьютере проектируется форма. С сувенирными бутылками, которые в основном сложной конфигурации, достаточно трудно работать. Например, проблематично просчитать ее емкость, ведь бутылку готовят для определенного объема жидкости.
Саму же форму получают в специальных формовых мастерских, которых в нашей стране единицы. Основной используемый материал — легированный чугун, то есть чугун со специальными добавками (ванадий, кобальт). Из него создается черновая форма. Далее она обрабатывается на специальном станке, полируется ее внутренняя поверхность. Чем выше будет качество полировки, тем бутылка будет лучше. Из формовой мастерской эту заготовку отправляют на стекольный завод, где она устанавливается на машину и «включается» в работу.
Когда фигурная бутылка снимается с производства, форма отправляется на хранение. Если же заказчик планирует возобновить выпуск напитка в фигурной бутылке, то форму, успевшую износиться при первоначальных стадиях, приходится в определенной степени восстанавливать. После обработки горящей струей из специальной горелки, полировки она может служить еще несколько циклов (до 4 млн. бутылок).
Таким образом, сувенирная линия в российской стекольной индустрии представлена довольно широко, но надо отметить, что на Западе наблюдается обратное явление — от сложного к простому. Сейчас в Европе в моде бутылки спокойных, классических форм. Штаты тоже ориентированы на классику, но в меньшей степени, чем страны Старого Света. Тем не менее, эксперты отечественного рынка считают, что сувенирная упаковка нужна России. И с этим нельзя не согласиться. Спиртное в такой бутылке — наиболее оптимальный подарок.
Как известно, атмосфера «творческого беспорядка» в стекольной индустрии была далеко не всегда. Оборудование на стекольных заводах не менялось десятилетиями и не было приспособлено ни для чего другого, кроме как выдувать бутылки единственной формы. Тогда эту тару называли сэвовская бутылка или евро-бутылка.
Правда, в бутылках более сложных форм необходимости никакой не было. За долгие годы существования страны Советов дефицит алкогольных напитков наблюдался довольно часто: то «горячительное» днем с огнем не сыскать, то оно по талонам, то вообще сухой закон. Так что никакой разницы, в чем покупать «градус», не было.
В последнее время ситуация изменилась. Снятие ограничений по ГОСТам, современное импортное оборудование на российских заводах и конкуренция «развязали руки» всем участникам рынка.
Стекольные же заводы подобный поворот событий не очень-то вдохновлял. Объясняется это нежеланием перестраиваться на фигурные бутылки, которые в массовое производство запускаются крайне редко и изготавливаются, как правило, в ограниченных количествах. А смена одной линии на другую процедура трудоемкая и не сиюминутная. Машины простаивают со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому заводы берутся за заказ только в том случае, если он не менее миллиона штук. Хотя технологически процесс выдувания такой бутылки ничем не отличается от выдувания обычной.