СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ТАРЫ

История стеклянной тары насчитывает около 3500 лет. Самые древние находки этого вида тары относятся к 1500-м годам до нашей эры. Из стекла в те времена изготавливали маленькие пузырьки, в которых храни­лись лекарства, бальзамы и благовония, а также посуду и бутылки для вина и других жидкостей. Маленькие пузырьки сохраняли свою форму с античных времен до XVIII века. В них аптекари продавали лекарства, масла и дорогие бальзамы. Наиболее древние стеклянные бутылки имели шаровидный корпус с вдавленным коническим дном и узкой горловиной. Несколько позднее горловина бутылки стала делаться с наружным коль­цевым буртиком, облегчающим выливание жидкости. В XVI веке в Германии появились четырехгранные бутылки с короткой горловиной, вскоре распространившиеся по всей Европе. Их было удобно ставить в заплечные ящики, которые носили странствующие аптекари. В России и в Украине такие бутылки назывались штофами. Непрактичные шаро­видные бутылки с конца XVII века постепенно вытеснились бутылками цилиндрической формы, которые удобно было хранить в лежачем положении.

В России, как свидетельствуют архивные источники, один из первых заводов для производства стеклянной тары построил в 1625 году недалеко от Москвы, в селе Измайлово, итальянец Миньот, а в окрестностях Москвы стекольное пред­приятие было основано в 1635 году англичанином Коэтом.

Благодаря целому ряду ценных свойств (стекло химически инертно, обладает высокими барьерными свойствами, а также высокой механической прочностью на сжатие; прозрачно, легко формуется и перерабатывается) стеклянная тара стала широко использоваться для хранения напитков, пищевой продукции, косметических и лекарственных средств. С этого же времени изменился способ отображения информации о производителе. Трудоемкое теснение на стекле заменили этикетированием. Так постепенно из предмета роскоши и гордости владельцев, стеклянный сосуд превратился в предмет массового употребления.

В зависимости от вида упаковываемой продукции тара из стекла делится на три основные категории: пищевую (бутылки, фляги, банки), парфюмерную (флаконы) и фармацевтическую (пузырьки, ампулы). Независимо от своего назначения, стеклянная тара может быть стандартной или декоративной.

Стандартная стеклянная упаковка обладает фиксированными конструктивными и качественными параметрами, поставлена на поточное производство и выпускается многими стекольными предприятиями.

Декоративные бутылки и флаконы для ликероводочной и парфюмерной промышленности (аптечная тара до сих пор остается самой консервативной и стандартизированной) разрабатываются специально под заказ для конкретной линии продукции в соответствии с фирменным стилем компании-производителя и маркетинговой концепцией продвижения товара. По статистике, качественная упаковка увеличивает объемы продаж на 5 – 10 %. Стратегически продуманный дизайн в состоянии реально увеличить этот показатель в несколько раз. Эксклюзивная упаковка способна выделить продукцию из ряда аналогичных товаров, привлечь внимание потребителя и создать тесную эмоциональную связь между ним и предлагаемой продукцией. Кроме того, декоративная, сложная в изготовлении упаковка является хорошей защитой продукции от подделок и гарантом её качества. Именно поэтому отечественный потребитель все больше внимания уделяет дизайну упаковки и качеству её исполнения.

Впервые об эксклюзивной и декоративной таре заговорили в XVIII веке, во время невероятного взлета винной торговли, когда предприниматели бы­ли вынуждены решать проблему эксклюзивного обозначения марок своей продукции на бутылках.

Первоначально про­изводители ставили печати на сургуче, которым покрыва­лась пробка бутыл­ки. Сургуч - материал недолговечный и печати было легко подделать, поэтому к концу XVIII века распрост­ранился обычай метить печатями не сур­гуч, а саму винную бутылку на завершающем этапе ее произ­водства. Позднее ин­формация о содержи­мом стала наноситься на форму перед изготовлением стеклота­ры. Успехи химиков привели к созданию клея, способного крепить к бутылочному стеклу этикетку.

В XVII веке бутыли производили методом выдувания через полую трубку, и только в XIX веке Америка подарила миру технологию прессования стекла, и с того времени производство стеклянной тары перешло на промышленную основу.

К середине XIX века в Рос­сии освоили новую европейскую технику изготовления бутылок машинным способом, что было и дешевле, и быстрее. Техника литья позволяла придавать бутылке точную, геометрически выверенную форму. Они могли быть круглыми и раздутыми, с вытя­нутым горлом, с вы­боркой, с округлым оплечьем, граненые, украшенные орна­ментом и надписями. Особой популярнос­тью стал пользоваться штоф - четырехуголь­ная бутыль с коротким горлом. Виноторговцы изыскивали самые неверо­ятные формы бутылей для розлива алкоголя. Затем эти формы патен­товались.

В России штоф получил широкое распрост­ранение с петровских времен. Округ­лые бутылки, появившиеся в Европе уже в конце XVI века, на Руси стали известны после увлечения Петром Великим западными традициями, в том числе и обычаями застолья с раз­нообразными винами. Старинные штофы - объем некоторых доходил до пяти литров - часто украшали сложным изящным рисунком, нане­сенным методом шлифования стекла. Изготавливались штофы на самых разных русских стекольных заводах, а водку в них разливали самые име­нитые водочники - Иван и Петр Смирновы, Бекман, вдова Попова.

В России XIX века разным напит­кам соответствовала бутылка опреде­ленной формы и цвета. Была бутылка простая, столовая, рейн­ская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая, а также были бутылки для шампан­ского, для «английской горькой» и другие. Принципиальное значение имел и цвет стекла. Обыкновенную «казен­ную» водку разливали в бутылки бес­цветного стекла, темную и светлую зелень. Дорогую предпочитали разливать в фигурные бу­тылки из бесцветного, золотисто-ян­тарного или вишневого стекла, а также в тем­но-зеленые, рубиновые, из молочно­го и голубого глушенного стекла, из хрусталя и тончайшего фарфора, из серебра и эмалированного металла. В особо торжественных случаях стекло обрабатывали «под иней» или «под перламутр». Настойки, наливки и прочие ароматизированные водки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим, йодистым и темно-оливковым колером. Единственный цвет, не прижившийся массово в водочной бутылке, был черный. Некоторое исключение составляли «водочные медведи» черного цвета - бутылки такой формы использовали под водку «Сибирская».

Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о ее потребительской узнаваемости. Так, петербургская фирма «Бекманъ и К°» ввела в моду бутылку-фляжку. Продукция «Торгового дома П. А. Смирнова» узнавалась по конусообраз­ной бутылке «Нежинской рябины». «Коньячный король России» Н. Л. Шустов предпочитал графинчик.

Установить сегодня, какая из компаний первой «открыла» ту или иную вошедшую в моду форму, практически невозможно, так как удачное новшество конкуренты немедленно подхватывали и делали «своим». Иногда дело о подобной «краже» доходило до судебных разбирательств, попадало на страницы журналов и газет.

Еще при Николае II в Российской Империи было принято «Положение о стеклянной посуде». Согласно этому циркуляру, каждый «заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором должен был означать свое имя и фамилию хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Изображение российского орла на бутылке означало высшую государственную награду за победу на оче­редной выставке, которую отмечала своим посещением и царская семья. Под орлом, по положению о государственной геральдике, указывался год награждения фирмы государственным гербом.

В XX веке, в эпоху повсеместной стан­дартизации, возникли ведущие архетипы бутылок, которые использовали как избранные старые образцы (та­ра для шампанских вин), так и новые формы. Такая стандартизация была удобна, так как предполагала вторич­ное использование стеклотары.

В настоящее время бутылки являются одним из наиболее массовых видов продук­ции стекольного производства. Они разнообразны по назначению, форме, зачастую определяемой имен­но назначением, поскольку опреде­ленная форма способствует обеспе­чению оптимальных условий хране­ния продукта, цвету и вместимости. Бутылки выпускают из прозрачного и цветного стекла. По вместимости они тоже имеют весьма широкий ди­апазон: от 0.05 л до нескольких лит­ров, причем в разных странах факти­ческая вместимость бутылок одного номинала неодинакова (это зависит от принятой в стране системы мер). Небезынтересно, что некоторые бу­тылки, особенно большого размера, имеют собственные названия (име­на) в зависимости от кратности их объема (стандартная вмещает 1/ 6 галлона, что составляет в разных странах от 0.63 до 0.76 л). Имена им даны библейские: Магнум (вмещает 1/3 галлона, то есть две стандартные бутылки), далее следуют Тригнум (3 бутылки), Иеровам (4), Рехавам (6), Мафусал (8), Салманассар (12), Вал-тассар (16) и Навуходоносор (20 стандартных бутылок). В нашей стра­не количество видов бутылок, выпус­каемых для пищевых жидкостей, до­вольно ограничено (в соответствии с действующим стандартом несколько десятков). Современные бутылки, кроме функциональной, несут и эсте­тическую нагрузку, являясь предме­том украшения стола и интерьера.

Таким образом, менялись эпохи, режимы, вкусы, а бутылка и по сей день остаётся неизменным спутником нашего бытия.

В настоящее время рельефные формы упаковки, выступающие логотипы, изображения, наносимые при помощи трафаретной печати и высушиваемые ультрафиолетом, травление кислотой и цветные оболочки, - вот лишь несколько последних технологических веяний. Применение этих технологий позволяет любой продукции, упакованной в стеклянную тару, выглядеть просто великолепно.

Сегодня при выборе потребителем упаковки из стекла упор делается прежде всего на оригинальность, хотя качество и цена также имеют значение. Поэтому производители стеклотары работают над дизайном своей продукции, над ее «стильностью», ориентируясь на мировые стандарты. Например, всем известна эксклюзивная форма бутылки, в которую разливается «Coca-Cola», и хотя никто не может точно оценить вклад упаковки такой оригинальной формы в увеличение продаж этого напитка, но всем ясно, что он был и остается огромным.

Разработка дизайна упаковки – это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов на каждом из которых необходимо решить достаточно много вопросов. Например, если бутылка проектируется под этикетку, то требования к ее форме менее жесткие. Если же бу­тылка изготавливается для последующего декорирова­ния, то ее дизайн приходит­ся привязывать к цилиндрической, овальной, кругло-квадратной или квадратной формам.

Все это, а еще и многое другое должен учитывать в своей работе по-настоящему профессиональный, грамот­ный дизайнерский отдел. Ведь правильно проведенная работа над дизайном бутыл­ки устраняет массу возмож­ных сложностей при после­дующем изготовлении пресс-форм и производстве проб­ных партий, что, несомнен­но, оказывает заметное вли­яние и на качество готового продукта - бутылки.

СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Элементы интерьера из стекла

Появление закаленного стекла расширило возможности его применения в разы и позволило применить в производстве столешниц, перегородок и даже лестниц. Кроме того, стекло используют как декоративный элемент, причем не только, в …

СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Стекольная промышленность в России – один из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. В значительной степени эту динамику определяет именно стеклотарный сегмент. Это обусловлено постоянным увеличением выпуска и расширением ассортимента фасованных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua