СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рынок этикеточной продукции
Бумажные этикетки. При выборе бумаги для производства этикетки в первую очередь учитываются визуальные характеристики: вид, цвет, глянец. Определенную роль играют и такие параметры, как плотность, непрозрачность, возможность нанесения какого-либо конкретного клея, устойчивость к воздействию влаги и химикатов. В некоторых случаях необходимо иметь ввиду нестандартные условия хранения и реализации продукции (например, глубокую заморозку).
По составу бумагу обычно делят на две группы: чисто целлюлозная и с содержанием древесной массы. Целлюлозная бумага заметно прочнее, на нее лучше ложится типографская краска. Бумага с добавлением древесной массы дешевле, хотя она менее устойчива к воздействию света, то есть быстро желтеет.
Цвет, плотность, пухлость бумаги могут заметно варьироваться в зависимости от вида продукции, для которой производятся этикетки.
Особенностью этикеточной бумаги является существенное различие свойств лицевой и оборотной сторон. Требования к лицевой стороне определяются характеристиками печатного процесса (типом печатной машины, используемых красок, печатных форм, рабочим давлением в зоне печати и др.). Оборотная сторона бумажной основы должна обеспечивать равномерное нанесение клеевого слоя и дальнейшее прочное сцепление этикетки с изделием. Поэтому, как правило, для этикеточного производства используется бумага с односторонней отделкой. В зависимости от характера отделки лицевой стороны этикеточная бумага бывает машинной гладкости, каландрированной и высококаландрированной, пигментированной, мелованной матовой и глянцевой, 2- и 3-кратного мелования, машинного мелования (легкомелованной), литого мелования, а также с фактурным рисунком и тонированной в массе.
При выборе бумаги под конкретный заказ необходимо обратить внимание на такие параметры, как прочность на разрыв и степень растяжимости. Для большинства этикеточных материалов эти показатели довольно высоки, но нужно иметь ввиду, что очень сильно тянущаяся бумага может привести к несовмещению красок на готовой продукции.
Важной характеристикой этикеточной бумаги является ее взаимодействие с водой и щелочами (это особенно актуально для возвратной тары). В зависимости от влагостойкости этикеточную бумагу делят на влагостойкую и невлагостойкую. По отношению к воздействию щелочи этот вид материала также бывает щелочестойким и щелочерастворимым. Влаго - и щелочестойкость бумаге придает специальная проклейка, предотвращающая размокание и чрезмерное впитывание клея, а также противодействующая расщеплению бумаги в щелочном растворе. Для определения щелочеустойчивости образец помещается в 2,5 %-ный раствор щелочи, нагретый до 85°С, и оставляется там на 20 минут. По истечении этого времени бумага не должна распадаться на волокна. В случае металлизированной этикетки слой алюминия должен остаться на поверхности бумаги.
Важным параметром поведения бумаги в процессе печати является ее способность воспринимать краску. Чем больше пористость бумаги, тем большее количество краски требуется для достижения необходимой оптической плотности и насыщенности, но при этом может ухудшаться качество изображения. Кроме того, раз - личные по составу типографские краски по-разному воспринимаются даже одной той же бумагой.
Большое значение для закрепления красок на оттиске (вне зависимости от вида печати) имеет плотность бумаги. За рубежом часто используют вместо показателя «плотность» показатель «пухлость», являющийся обратной величиной.
На цветовые характеристики печатных оттисков заметное влияние оказывает белизна бумаги. Рекомендуется использовать материал с показателем белизны не меньше 80%.
Плёнка. Этикетки из плёнки разработаны относительно недавно и быстро набирают популярность в сфере этикетирования, особенно банок и бутылок.
Этикетка из пленки (чаще всего полипропилена) обладает большей износостойкостью, выглядит ярче и привлекательнее. За рубежом, в условиях жесткой конкуренции, производители и дизайнеры уже давно внедряют новые идеи и разрабатывают технологии в поисках путей к сердцу потребителя.
В нашей стране развитие производства пленочной этикетки активно началось только после кризиса 1998 г. Кроме того, производство пленочной этикетки все-таки дороже, чем бумажной. Поэтому большинство отечественных предприятий, освоивших производство пленочной этикетки, сконцентрировано в центральном регионе, а 25% используемых сегодня пленочных этикеток заказывается за рубежом.
Фольга. Этикетки из фольги — «любимое дитя» многих маркетологолов и дизайнеров. Фольга является выигрышным материалом, дающим шанс выделиться из общей массы. В подавляющем большинстве случаев для создания этикетки используется слоистый материал, в котором фольга комбинируется с бумагой, и тем самым обеспечивается хорошая работа этикетировочных машин. Клей, в состав которого входят разбавители, под фольгой высыхает медленнее, чем под бумажной этикеткой, поэтому при изготовлении таких слоистых материалов часто используются термочувствительные покрытия. Качественно отпечатанная на фольге этикетка имеет великолепный внешний вид, который выгодно выделяет продукт на полке. Однако этот материал очень капризен при работе.
Самоклеящиеся этикетки. Самоклеящиеся многослойные материалы были изобретены еще в начале тридцатых годов прошлого века, получив широкое распространение во всех промышленно развитых государствах. На протяжении всей своей сравнительно недолгой истории «самоклейка» постоянно совершенствовалась. Например, появление несколько лет назад УФ-технологии значительно улучшило функциональные характеристики и преобразило внешний вид этикетки.
Причина быстрого распространения самоклеющихся этикеток в их преимуществах — отсутствует технологический цикл нанесения клея на этикетку, значительно упрощается наклеивание ее на изделие или упаковку, что позволяет автоматизировать этот процесс, к тому же при производстве такой этикетки используются многослойные материалы. Подбирая разные варианты слоев, можно получать материалы с требуемыми в данный момент характеристиками, оптимальными для данного товара, условий печати или условий использования. Главное же в самоклеящихся этикетках — простота и дешевизна, так как наносить их можно и на экспериментальную продукцию (пробы новых образцов, маркетинговые исследования), и на экологическую продукцию (колбасы).
Чаще всего «самоклейка» является многослойным композиционным материалом (МКМ), состоящим из бумажной или пленочной основы, клеевого слоя и защитной бумаги.
Многослойная этикетка (peel-off) — легко отделяемая этикетка. Благодаря особому покрытию изнаночной стороны этикетки или части этикетки, используется в качестве стикера, мини-рекламного плаката, для печати дополнительной информации на изнаночной стороне и под отделяемой частью. Сфера использования — продукция для детей (им нравятся стакеры с любимыми персонажами), фармацевтические товары (стакеры привлекают внимание к предостерегающим надписям), косметика (способы применения, дополнительные рецепты и т. д.).
Многослойная этикетка сегодня — это инновационный продукт для любого товара. Она подразделяется на несколько видов:
● информационная этикетка, чаще называемая многостраничной (peel & reseal), которая обычно состоит из двух-трех слоев;
● этикетка-книжка (peel & read), которая может состоять из нескольких страниц и раскладываться, как книжка или карта;
● промо-этикетка (dry peel, clear insert) — это этикетка, позволяющая проводить различные BTL-мероприятия и моментальные лотереи.
Информационная этикетка позволяет разместить на товаре всю ту информацию, на которую раньше просто не хватало места и приходилось печатать дополнительные бумажные инструкции, буклеты, рекламную информацию. Благодаря такой этикетке даже на товаре очень малой или неправильной формы производитель может поместить все необходимые ему дополнительные данные, включая несколько языков, условия рекламной кампании или любую другую информации (это могут быть и рецепты блюд, и веселые истории). Причем, такая этикетка является многоразовой — она отклеивается для того, чтобы прочитать содержащуюся в ней информацию, и приклеивается обратно после прочтения. И при этом она все время находится на товаре, потребителю не нужно хранить лишнюю упаковку, она не теряется, а доступ к информации происходит в любой момент. Все это является неоспоримым преимуществом дальнейшего широкого использования таких этикеток. Вариантов изготовления таких этикеток существует множество: это двухслойная и трехслойная этикетка, буклетная, которую можно развернуть вплоть до формата А4 или мини-книжка.
Промо-этикетка — это этикетка, которая в дополнение к информационной составляющей, привлекает покупателя и заставляет его купить именно данный товар. Такая этикетка позволяет проводить моментальные розыгрыши прямо в магазине без использования дополнительных лотерейных билетов, поскольку имеет свойство не приклеиваться вторично. На промо-этикетку может наноситься и переменная информация, закрытая скретч-слоем, как в обычной лотерее. Кроме этого, в промо-этикетку могут, по желанию заказчика, быть вложены любые предметы: подарочная мини-книжка, пластиковая дисконтная карточка, картинка для детей и прочее. Подобная этикетка позволяет не только проводить всевозможные рекламные акции, но и просто заинтересовать покупателя самим продуктом. Такие этикетки особенно интересны детям. А рекламные агентства, используя данную технологию, могут предложить своим клиентам ценные идеи, которые позволят выделить товар на прилавке и провести более привлекательную рекламную кампанию.
Этикетка-книжка (piggyback) выглядит так: под отклеиваемой частью этикетки располагается сфальцованная «гармошкой» книжечка — как правило, с текстом о способах применения. Чаще всего используется для фармацевтических товаров и лекарств: позволяет отказаться от традиционных вкладышей в картонные упаковки и даже от самих картонных коробок — если лекарство упаковано в пластиковый или стеклянный контейнер, например. Дает возможность существенно увеличить объем информации. Этикетка печатается на самоклеящемся материале как обычно — флексографией, высокой или офсетной печатью, а «гармошка» — на другом материале (бумаге) офсетом. Фальцовка (складывание гармошки) выполняется на специальных миниатюрных фальцмашинах или вручную.
Этикетки со скретч-панелями (scratch-off), то есть со специальным слоем краски или фольги, который нужно соскрести. Как правило, под ним располагается информация, скрываемая до покупки, — например, о выигрыше или бонусе (см. промо-этикетка). Саму этикетку печатают как обычно — флексографическим, высоким или офсетным способами, а скретч-панель — трафаретным или флексографическим. Иногда используется тиснение особой фольгой.
Термоусадочные этикетки. В целях защиты продукта, упакованного в стеклянную тару, от вскрытия и подделки наиболее часто используют термоусадочные (heat-shrink sleeve) этикетки (этикетки-рукава), которые выполняются из полимерной пленки и могут принимать форму любой упаковки – бутылки, банки, стакана и другой тары.
Первыми sleeve-этикеткой заинтересовались производители пищевой продукции (кетчупы и соусы) и бытовой химии.
Затем и производители напитков широко стали использовать этот метод этикетирования по разным причинам. Производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков привлекает яркий и нестандартный дизайн этикетки. Производителей водки, прежде всего, привлекают защитные функции такой этикетки: проверка на вскрытие и нарушение акцизной марки.
Пиво — доступный и практически народный напиток и использование дорогостоящей этикетки не только закрывает этот продукт от ультрафиолетовых лучей, но и сводит возможность подделки к минимуму.
Цели производителей соков — продемонстрировать натуральность и качество напитка, что позволяет сделать прозрачная термоусадочная этикетка. Впрочем, термоусадочные этикетки достаточно часто применяются и на алюминиевых банках, особенно когда необходимо использовать имеющуюся тару для другого продукта или закрыть печатный брак.
Термоусадочные этикетки на основе ПВХ или ПЭТ плёнки стали популярными в последние годы в основном благодаря своим уникальным свойствам.
Основные преимущества использования таких этикеток по сравнению с другими видами заключаются в следующем:
● термоусадочная этикетка при нагревании способна принимать геометрическую форму упаковки любой конфигурации, плотно облегая ее при усадке, что позволяет использовать её как своеобразную тару, в которой объединяются в единое целое нескольких различных по форме и габаритам изделий;
● используемая пленка абсолютно прозрачна, что позволяет показать предлагаемый товар, не вскрывая упаковку, оценить внешний вид, натуральность или чистоту его содержимого;
● печать наноситься на внутреннюю сторону этикетки, чем обеспечивается ее стойкость к внешним воздействиям; такая этикетка сохраняет свой первоначальный вид в течение длительного времени и благодаря защите от УФ лучей краски надолго остаются в первоначальном состоянии;
● термоусадочную этикетку можно наносить на любой материал: металл, стекло, пластмассу, дерево;
● использование термоусадочной этикетки обеспечивает высокую степень защиты продукции от подделки; обеспечивает контроль целостности упаковки и контроль вскрытия изделия;
● стойкость к УФ лучам защищает также и саму продукцию, что очень важно в некоторых случаях;
● в случае разлива жидкостей под давлением позволяет защитить тару от разрыва;
● позволяет скрыть мелкие дефекты производства основной тары - наплывы, пузырьки воздуха, сколы, стыки и другие; особенно часто это помогает в случае повторного использования тары;
● высокая степень жесткости и плотность усадки термоусадочных пленок позволяет применять их для групповой упаковки изделий, предохраняя их от повреждения при транспортировке;
● использование для печати внутренней поверхности позволяет разместить различные призовые сувениры на упаковке любого товара;
● возможность использовать один образец этикетки для разной продукции; различные товары одного брэнда упаковываются в разную по форме тару, а сверху надевается общая термоусадочная этикетка.
Родиной термоусадочной этикетки считается Япония. Первоначально на российском рынке термоусадочной этикетки лидировала продукция стран Восточной Азии. Производство в России заключалось в основном в печати и усадке импортной пленки на конечном этапе. Это сказывалось на стоимости такой этикетки, но в настоящее время позиции российских производителей термоусадочной этикетки укрепились. Этому способствует как производство самой продукции, так и выпуск оборудования для производства и применения термоусадочной этикетки отечественными фирмами и по качеству продукция отечественных фирм, производящих термоусадочную этикетку не уступает зарубежным.
Термоусадочная пленка может быть прозрачной или полупрозрачной (слегка окрашенной), с матовой или глянцевой поверхностью и представляет собой одноосноориентированную структуру ПВХ или ПЭТ толщиной 40-70 мкм.
В большинстве случаев используют ПВХ пленку, а ПЭТ пленку целесообразно использовать в случае сложного изображения, повышенных требований к экологичности упаковки, а также если требуется высокая степень усадки (например, для упаковки со сложными рельефом).
Технологический процесс нанесения термоусадочной этикетки зависит от используемого материала (ПВХ - или ПЭТ - пленка) и от требований к производительности оборудования.
Различают нанесение термоусадочной этикетки на пустую упаковку или на упакованный продукт. Первый способ применяют обычно для рекламы сети питания или определенного продаваемого напитка, когда этикетка наноситься на одноразовые стаканы и другу посуду. Второй способ часто используют для целей контроля целостности изделия - термоусадочная этикетка частично или полностью охватывает верхнюю часть пробки, крышки. Например, бутылку с алкогольной продукцией, упакованной с использованием термоусадочной этикетки уже невозможно незаметно вскрыть и подделать.
Термоусадочные этикетки печатаются на оборудовании, которое совмещает в себе два способа печати: ротационный офсет и ротогравюра (глубокая печать). Качество выводимого на пленку изображения очень высокое, поэтому некоторые производители наносят на плену даже фото. Печать наносится на внутреннюю поверхность рулона плёнки.
После нанесения печати из рулона формируется рукав. В дальнейшем рукав режется на отдельные этикетки, которые представляют собой замкнутое кольцо требуемой высоты и диаметра. Готовая этикетка одевается на упаковку и подается в термотунель (электрический или паровой), где под воздействием температуры она усаживается и плотно облегает упаковку. При этом упаковка может быть самой различной формы, из самых различных материалов. Сочетание оригинального дизайна и необычной формы позволяет создать совершенно уникальные виды упаковки. Сама по себе такая «одежка» привлекает необычностью своей технологии. Процесс надевания может происходить в ручную или с помощью автоматов-аппликаторов. Автоматизация процесса надевания термоусадочной этикетки позволяет повысить скорость и точность, что особенно заметно на таре сложной геометрической формы. Разница в производительности может доходить до нескольких раз.
Голограмма. Защитная роль этикеток становится все более и более актуальной. Сегодня эти «королевы» на упаковках позволяют уберечь товар от вскрытия, подделки и кражи.
Этикетка включает в себя практически весь спектр полиграфических достижений современности, в том числе различные полиграфические методы защиты от подделки. К наиболее распространенным методам полиграфической защиты этикеток, независимо от способа печати, относятся:
● печать специальными инфракрасными и УФ красками;
● индивидуальная нумерация;
● химическая обработка бумаги;
● лакирование;
● гильошир и др.
К сожалению, сегодня все эти элементы не всегда гарантируют надежной защиты от подделок. Сделанное в одной типографии может быть повторено в другой. Покупка и запуск любого полиграфического оборудования — вопрос, который при наличии денег решается просто и быстро.
Наиболее надежным и недорогим (при средних и больших тиражах) из современных способов защиты продукции от подделок является голограмма. Практически все производители в дизайне этикетки используют свой товарный знак (ТЗ). Известно, что использование фальсификаторами чужого ТЗ преследуется Федеральным Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности». Но отслеживать фальсифицированную продукцию в торговой сети на бескрайней российской территории производителю крайне сложно. Поэтому наиболее целесообразно и эффективно наносить на этикетку ТЗ фирмы, выполненный голографическим способом, т. е. использовать голографический товарный знак (ГТЗ). Он надежно защитит продукцию от подделок.
ГТЗ — радужная голограмма, которая обладает уникальными дифракционными свойствами, ее невозможно копировать при помощи сканеров или другой фотокопировальной техники — в этом её сила и безусловное достоинство по отношению к другим методам защиты. Долговечность голограммы, представляющей собой металлизированную этикетку со специально заданным рельефом индивидуального дизайна, практически неограниченна.
Процесс изготовления голограмм очень сложен и уникален. Каждый производитель имеет свои ноу-хау, дорогостоящее оборудование. Заказ такого оборудования и запуск его в производство, а также обучение персонала — процесс непростой и длительный. Подделка голограмм для фальсификатора часто становится сложной и экономически невыгодной процедурой.
Очень интересны не только ГТЗ, но и полностью голографические этикетки: они обеспечивают яркость, переливчатость изображения, голографическая этикетка и изображенный на ней рисунок, воздействуя на зрительный анализатор, активизирует непроизвольное внимание потенциального потребителя. Проходящий мимо человек автоматически посмотрит именно на товар, упаковка которого сделана с применением голографического материала.