СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Разработка дизайна формы
Разработка дизайна изделия начинается с идеи заказчика, в которой обозначено, какой именно должна быть бутылка под его продукцию. Кто-то приходит в дизайн-студию со своим эскизом или даже готовым образцом, в котором надо что-то изменить, кто-то с мыслями о фирме будущей бутылки, а кто-то просто с желанием, чтобы была сделана интересная и стильная бутылка, которая будет выделяться на переполненных прилавках магазинов. И задача дизайнерской студии состоит именно в том, чтобы превратить эту идею в готовый проект.
Компьютерное моделирование является важной частью создания стеклянных емкостей нестандартной и сложной формы. Существует программа компьютерного дизайна CAD для разработки ошеломительной новой емкости, предназначенной для первосортных прохладительных напитков. Преимуществом программного обеспечения CAD является возможность создавать не только трехмерные изображения упаковки, но и технические чертежи, необходимые для формования. Финальным аналитическим элементом программы является оценка структурной целостности дизайнерского решения и подсчет оптимальной толщины стенок бутылки, что сокращает затраты стекла. CAD позволяет дизайнерам в короткие сроки создавать огромное количество вариантов упаковки, которые они могут продемонстрировать заказчику, просто используя лэптоп в его кабинете. Емкости могут быть представлены с различными этикетками и крышками; их можно показать на полке магазина или там, где они будут использоваться по назначению, например на кухонном столе.
Используя чертежи, созданные компьютерной программой, можно изготавить пробную модель предлагаемой упаковки из люцита для того, чтобы клиент смог оценить её внешний вид и подержать емкость в руках.
Основная сложность работы дизайнера заключается в том, чтобы, делая форму бутылки нестандартной и узнаваемой, не выйти за рамки жестких ограничений, накладываемых спецификой производства на стекольных заводах. Перечислим некоторые моменты, серьезно влияющие на внешний вид стеклянной упаковки.
Горловина. Эта часть разработки дизайна бутылки считается одной из самых жестко регламентированных: вид горлового кольца привязывается к типу пробки, которую предполагается использовать для ее укупорки, поэтому дизайнеру приходится либо отталкиваться от предложенного заказчиком вида пробки, либо самому выбирать тот тип пробки, который будет гармонично сочетаться с общим образом бутылки. Различные виды пробок налагают ряд требований и ограничений, которые приходится учитывать разработчику.
Пробки типа “гуала”, идущие преимущественно на массовые заказы, имеют определенный диаметр и типовую высоту. Благодаря достаточно высокой стоимости изготовления пресс-форм для производства этого типа пробок их размеры унифицированы, и дизайнер при разработке бутылки под “гуалу” должен четко соблюдать высоту и диаметр горла, соответствующие определенному типу этих пробок (рис. 28).
Пробки типа «винт» представляют более широкое поле деятельности при разработке формы горла бутылки. «Винт» может быть практически любой высоты и диаметра, что позволяет экспериментировать и с высотой, и с диаметром бутылочного горлышка, позволяя уже на этом этапе придать массовой бутылке определенную эксклюзивность (рис. 29).
При массовых заказах чаще всего изготавливается стандартное горловое кольцо, которое обычно предусматривает укупорку бутылки одним из вышеобозначенных видов пробок.
Работа дизайнера с горловой частью бутылки не ограничивается внесением в чертеж только определенного типового вида горловины. Существует место и для полета фантазии. Для грамотного дизайнера не составит особых сложностей воплотить нечто подобное знаменитой французской бутылки с искривленным горлышком, приспособленное под специфику массового стекольного производства. В этом плане стоит отдельно остановиться на разряде нетиповых пробок. В основном к ним относятся пробки, изготавливаемые из коры пробкового дерева или нестандартные пробки типа “гуала” – например, “гуала” фигурная. Такие пробки обычно отличаются высотой, диаметром «рабочей зоны» от стандартных, представляя разработчикам бутылки массу возможностей при разработке дизайна горла. Применение этого вида пробок заметно удорожает проект, но в то же время придаёт пафосность готовой бутылке.
Рис. 28. Различные формы горловины бутылки
Форма изделия. Форма стеклянной тары имеет очень важное значение для ее прочности. Самой прочной является сферическая форма, за ней следует цилиндрическая, а прямоугольная - наименее удачная с технологической точки зрения. Плоские прямоугольные стенки хуже выдерживают механические воздействия, чем выпуклые, особенно если воздействие идет изнутри. Поэтому пр разработке дизайна тары необходимо предусмотреть в середине выступы или валики, которые примут на себя ударную нагрузку. Эти выступы можно дополнительно усилить, предусмотрев на них оребрение. Несмотря на то, что эти правила относятся в первую очередь к прямоугольным формам, они также могут применяться по отношению к круглым, овальным и другим формам. Прочность бутылки увеличится до 50%, если ее форма обеспечивает перераспределение удара в те части, где он наименее опасен.
При разработке формы изделия необходимо обратить внимание на “тени”, углы и донышко будущей бутылки.
“Тени”. Все выступающие части бутылки - или декоративные, или технологические, должны находиться в определенной плоскости. Для понимания этого момента необходимо разделить бутылку на две половины - переднюю и заднюю и представить, что на каждую из них, перпендикулярно плоскости разделения, падает свет. Те выступающие части, которые будут отбрасывать тень, будут мешать движению пресс-форм. В результате, при выходе бутылки из автомата, расходящиеся половинки пресс-формы «смазывают» всё, что выходит за линию их движения, безвозвратно переводя только что изготовленную бутылку в разряд бракованных. Поэтому при разработке дизайна бутылки приходится особенно тщательно следить, чтобы все надписи и декорирующие элементы были выполнены с точным соблюдением этого правила.
Обратный угол. Возможно, было бы интересно представить на рынок продукт, упакованный и тару с «обратным углом», - например, чтобы у бутылки верх стенок был выше низа горла. Наверное, смотрелось бы это очень эффектно, но произвести такое на автоматической линии практически невозможно: половинки пресс-формы не смогут разойтись после формирования стекла бутылки.
Острые и прямые углы. Углы являются, как правило, наиболее тонкой частью сосуда, так как именно в них стекло подвергается наибольшему растягиванию. Особенно уязвимы углы около дна, поскольку сосуды обычно ставят на конвейер упаковочной линии вертикально, дном вниз. В результате часто происходит "ушиб" дна. Проблему тонких углов можно в определенной степени сократить, придавая пульке соответствующую форму. При этом идеально равномерного распределения стекла достичь невозможно, и обычно самыми тонкими участками оказываются плечики и пята.
Иногда у заказчика возникает желание сделать бутылку-штоф с четко выраженными прямыми углами. Но это крайне сложно и практически невозможно осуществить. Следует избегать острых граней и углов, поскольку они технологически сложны и приводят к увеличению числа дефектов готовой продукции. Например, острые выступающие углы, определяемые формой, часто приводят к вызванной давлением или температурой посечке стекла. Направленные внутрь острые углы требуют применения высоких температур и высокого давления, чтобы направить стекло в форму угла, и это может приводить к таким дефектам, как косой венчик, тонкостенное горло и другие.
Острые и прямые углы также опасны тем, что при распределении по чистовой пресс-форме стекла может не хватить на заполнение углов. Если условно представить стекло при выдувке бутылки в виде воздушного шарика, заключенного в форму, то можно заметить, что в тех местах, где шарик коснулся стенок формы, он перестает растягиваться, в остальных же - продолжает, и при этом толщина слоя резины в этих местах уменьшается. То же самое происходит и со стеклом - его толщина непосредственно в самих углах может оказаться недостаточной для последующей эксплуатации бутылки либо стекла может просто не хватить на заполнение углов, и вместо прочной и красивой бутылки получается живописная фантазия на тему стеклянной упаковки, при этом совершенно нефункциональная.
Донышко. Изготовление донышка, на первый взгляд, кажется достаточно простым, - ведь существует типовой вид дна бутылки, который можно наблюдать на стеклянной упаковке большинства поступающих в продажу напитков. Но и здесь существуют свои тонкости. Поскольку за внешний вид донышка отвечает специальная, неподвижная часть пресс-формы, то можно изготавливать его практически любой формы. Единственное ограничение: в его форме не должно быть линий, перпендикулярных плоскости дна бутылки и, тем более, линий, имеющих «отрицательный» угол наклона, то есть конфигурация донышка не должна мешать его беспрепятственному «сходу» с пресс-формы.
В остальном форма дна бутылки может быть абсолютно любой - как вогнутой, так и выпуклой. Последнее технически вполне возможно, но на практике не применяется из-за явной нецелесообразности (рис. 29).
Рис. 29. Формы донышка бутылки
Было бы несправедливо обойти вниманием одну достаточно интересную разновидность дна бутылок - речь пойдет о бутылках с искусственно утолщенным дном. У стандартной бутылки толщина дна соизмерима с толщиной стенок, у бутылки же с толстым дном она значительно превышает их толщину. Такое искусственное утолщение не несет практически никакой функциональной нагрузки, это скорее определенный маркетинговый ход, придающий и самой бутылке, и продукту, который в нее будет разливаться, вид нестандартности и изысканности.