СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Дизайн косметической и парфюмерной упаковки
Парфюмерия - это царство образов, сказочных, чарующих, шокирующих, а также образов, отвечающих запросам любой потребительской категории. Сегодня рынок парфюмерии и косметики непрестанно развивается, становясь все более капризным ввиду повышающихся требований со стороны покупателя, который избалован разнообразием товаров и порой сам не может ответить, что ему нужно. В сложившейся ситуации оригинальность, привлекательность дизайна, функциональность упаковки и приемлемая цена являются главными составляющими успеха парфюмерного брэнда.
Несмотря на активную экспансию металла и пластика, большинство парфюмерных флаконов изготавливают из стекла. Оказалось, что этот хрупкий материал может предоставить дизайнерам фактически неисчерпаемое многообразие, передающее загадочную сущность невидимой субстанции аромата. Это может быть строгий куб, прозрачный и бесцветный, или, наоборот, - детально выполненные стилизации цветов. Стекло способно передать белизну и легкость морской пены, и глубокую синеву ночного неба. Все зависит от поставленной задачи.
Широко используются различные варианты фактуры, реже - мини-скульптура. Например, флакон «Daliflor» от Сальвадора Дали повторяет силуэт знаменитой «Женщины с головой из роз» (рис. 30).
Рис. 30. Варианты парфюмерных флаконов
Не столь живописно, но от того не менее эффектно выглядит утолщенное дно флакона. Кроме сугубо внешней привлекательности и основательности этот прием также может быть использован как одна из деталей, создающей особенный образ. Так, в стеклянной толще дна флакона «Java» («Frank Oliver») различаются очертания одинокого острова (рис. 30).
Подобные видоизменения этой части флакона создают дополнительные варианты декорирования. В частности, хороший эффект дают в этом случае выборочная покраска и матировка. Например, дно флакона «L’instant de Guerlain» («Guerlain») имеет лавандовый оттенок, что дает отсвет на весь флакон, придавая изделию неповторимое тонкое очарование. Кроме того, утолщенное дно выгодно преобразует маленький флакончик, делая его внушительным и привлекательным (рис.31).
Рис. 31. Вариант флакона с утолщённым дном
Разнообразие объемов является еще одной показательной особенностью для данной отрасли. Это связано, прежде всего, с тем, что в наше мобильное время люди достаточно много путешествуют, предпочитая делать это с комфортом и не отказываясь от своих привычек. Это, в частности, касается и парфюмерии, которая, так же как средства гигиены и ухода за внешностью необходима в любом путешествии и не всегда удобно носить с собой полный «объем» таких продуктов. По этой простой причине в настоящее время стала пользоваться спросом упаковка «Travel-pack» с объемом, начиная с 30 мл. Она удобна, транспортабельна и экономична.
Под общим названием «Travel-pack» подразумевают весь ассортимент мини-упаковки, используемой для различных парфюмерно-косметических средств - крема, маски, шампуни, декоративная косметика, духи и туалетная вода.
Пробники - это еще один довольно популярный (особенно в нашей стране) тип парфюмерной фасовки, так как многие покупатели не могут приобрести стандартный объем из-за слишком высокой цены, а маленький флакончик (1-5 мл) может позволить себе практически любой покупатель.
Для селективной продукции эффективный способ создания эксклюзивных образцов - это использование высоких технологий. Например, квадратный голубой флакон мужского парфюма Kenzo Air состоит из семи уникальных компонентов, каждый из которых является продуктом высоких технологий, разработанных разными компаниями. Фирма Alcan Packaging Techpack также стремится не отстать от времени: она создала квадратный полипропиленовый флакон и особый клей для скрепления полимерных и стеклянных комплектующих.
Все чаще технологические приемы и образность дизайна применяются в упаковке для высокоценовой косметической продукции.
Вслед за парфюмерией всё более разнообразной и концептуальной становится и косметика для ежедневного ухода. Кроме того, специфика сегодняшнего спроса на эту продукцию определяется демографическими факторами - среди потребителей все большую долю составляют возрастные группы, предпочитающие подчеркнутую респектабельность в дизайне упаковки. Например, один из продуктов известной японской марки «Sheseido» - «Future Solution» - помещен в стеклянную баночку (50 мл), изготовленную по древней японской технологии уруши, применяемой при производстве лаковых шкатулок.
Суть этого метода заключается в многослойном наложении прозрачной стекломассы на непрозрачную основу. При этом между слоями помещаются декоративные элементы. В данном дизайне это микрочастицы натурального золота и перламутра, что создает эффект звездной пыли. Эти вкрапления, в зависимости от освещения и угла зрения, меняют оттенки, которых всего около двадцати - от перламутрового и золотого до глубокого черного. Звёздные мотивы, игра цвета по замыслу создателей, должны символизировать движение в будущее, некую позитивную динамику.
Еще одной особенностью косметической упаковки сегодня является «линейный дизайн», то есть единое художественное оформление косметических линий. Кстати, по нынешним стандартам минимальный косметический комплект для ежедневного ухода состоит из 4 предметов: очищение, дневной уход, ночной уход, уход за кожей век. Справедливости ради надо отметить, что даже элитные марки редко практикуют использование стекла для всей линии.
Таким образом, при создании дизайна упаковки для парфюмерной и косметической продукции производители будут совершенствовать такие характеристики изделия, как функциональность, эргономика, удобство, экономичность и другие. Также очевидно, что индивидуальность упаковки и её эстетика сохранят свое значение, особенно в том, что касается декорирования. Ведь современный покупатель не отдает предпочтения дизайну или функциональности упаковки - он хочет всего и сразу. Тенденция заключается именно в необходимости использования для косметических и парфюмерных товаров функциональных прогрессивных видов упаковки, которые при этом будут обладать высоким уровнем декорирования и, несомненно, качественным содержимым.