ОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА
Земля постоянно подвергается бомбардировке метеорными телами. В течение года на поверхность нашей планеты падают тысячи метеоритов. Эти железные или каменные тела до их проникновения в земную атмосферу имеют различные размеры.
Скорость их проникновения в земную атмосферу составляет от 10 до 70 километров в секунду. Пересекая атмосферу, метеорные тела раскаляются от трения и сопротивления воздуха и светятся иногда с яркостью Солнца.
Попадание метеорного тела в космический корабль может быть причиной его гибели, малейшая пробоина нарушит воздухонепроницаемость кабины, и воздух улетучится из неё. Однако, как показали опыты, при резком падении давления человек сохраняет самообладание примерно 15 секунд, а этого достаточно, чтобы включить кислородный аппарат скафандра.
Даже микроскопические метеорные тела могут постепенно разрушить обшивку корабля. Эта опасность особенно велика для искусственных спутников, продолжительное время обращающихся вокруг Земли. «Капля долбит камень не своей силой, а частым падением»,— говорит древняя пословица.
Рис. 8. В центре рисунка — примерная конструкция космического корабля для обследования Луны с птичьего полёта. I — отправление корабля с искусственного спутника Земли; II — корабль превращается в искусственный спутник Луны; III — путь корабля вокруг Луны; IV — корабль улетает от Луны; V —отделение планёров от корабля при его приближении к Земле; VI —посадка на Землю космических планёров. |
В одном опыте, произведённом в США в 1953 году на высотах от 40 до 140 километров, было зарегистрировано 66 столкновений за 144 секунды. На квадратный метр в течение секунды приходилось 4,9 столкновения. В других опытах на отполированных металлических плитках после пребывания на больших высотах были обнаружены под микроскопом ямочки от попадания микрометеоритов.
Действенные способы предохранения космического корабля от метеорной опасности пока не найдены. Однако мы знаем, что распределение метеорных тел в пространстве и во времени неравномерно. Подробно исследованы орбиты многих роев метеорных тел. И астронавты учтут эти данные при выборе траектории и времени полёта. Имеется возможность во время «метеорного штиля» слетать на Луну и вернуться обратно, почти не подвергаясь опасности встречи со сколько-нибудь значительным метеорным телом. Обычная обшивка космического корабля будет служить защитой от метеорной пыли, а двойная или многослойная — от мелких метеоров, которые могут встретиться на его пути.
Когда космический корабль выйдет за пределы орбиты Марса, астронавтам будет ещё угрожать опасность столкновения с малыми планетами. Астрономы знают пока около 1600 таких небесных тел и пути их следования. Эти астероиды вращаются вокруг Солнца преимущественно между орбитами Марса и Юпитера.
Масса известных малых планет приблизительно равна массе всей метеорной материи солнечной системы (около одной тысячной массы Земли). Совершенно ясно, что столкновение даже с наименьшим из этих тел, поперечником почти в один километр, означало бы катастрофу для космического корабля.
Для борьбы с этой опасностью будут применяться радиолокационные установки, своевременно сигнализирующие о грозящей опасности и автоматически отклоняющие путь корабля. Однако ввиду огромной скорости движения тел в космическом пространстве решение этой задачи будет весьма сложным.
Межпланетное пространство пронизывается ультрафиолетовыми лучами Солнца и так называемыми космическими лучами. Ультрафиолетовые лучи, как уже говорилось, задерживаются обшивкой корабля.
Космические же лучи обладают огромной проникающей способностью, и способы защиты от их действия пока недостаточно изучены.
Для проверки действия этих лучей на человеческий организм швейцарским учёным Я. Эйгстером был проделан такой опыт.
Небольшой кусок консервированной человеческой кожи поднимался ракетой на высоту в несколько десятков километров и подвергался действию космических лучей. После спуска ракеты эту кожу удавалось привить человеку: она не потеряла жизнеспособности.
Другие опыты, произведённые при помощи высотных ракет, показали, что кратковременное действие как ультрафиолетовых, так и космических лучей безвредно не только для низших организмов, но и для обезьян. Но это, как и опыт с человеческой кожей,— лишь первые опыты, не позволяющие пока делать окончательных выводов.
На атомной ракете астронавтам угрожает ещё опасность радиоактивных излучений ядерного горючего. Некоторые части космического корабля могут приобрести искусственную радиоактивность и оказывать вредное действие на живой организм. Поэтому потребуются специальные защитные экраны против этих лучей.