БЛОК-СХЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ DTC
Представив структурную схему асинхронного двигателя рис. 3.1 в виде субблока, аналогично тому, как это было принято в п.2, можно построить математическую модель системы прямого управления моментом в виде блочной схемы. Вариантов таких моделей достаточно много, В рассмотренном ниже примере использованы, помимо модели асинхронного двигателя, следующие субблоки реализующие элементы системы DTC:
- блок регуляторов системы DTC - структурная схема рис. 2.7;
- блок вычисления ненаблюдаемых координат привода - структурная схема рис. 2.9;
- блок, реализующий таблицу переключений - структурная схема рис. 2.14;
- блок формирования строк таблицы переключений - структурная схема рис. 2.18;
- блок определения фазового сектора - структурная схема рис.
2.22.
В блоке регуляторов системы DTC использован ПИ-регулятор скорости, а также два релейных гистерезисных регулятора потокосцепления статора и электромагнитного момента двигателя. Регулятор потокосцепления статора имеет релейную характеристику вида рис. 2.2,в с коммутационной функцией d = (1, 0). Регулятор электромагнитного момента двигателя имеет релейную характеристику вида рис. 2.2,г с коммутационной функцией d = (1, 0, -1).
Блок вычисления ненаблюдаемых координат электропривода дополнен вычислителем амплитудного значения тока статора Ism двигателя в соответствии с выражением:
Это сделано исключительно для вывода информации о работе системы. В процессе управления электроприводом этот сигнал не используется.
Помимо перечисленного, блочная схема математической модели электропривода дополнена блоком формирования выходных напряжений. В реальных системах DTC на входе блока вычисления ненаблюдаемых координат электропривода используется преобразователь фазных значений напряжений на выходе автономного инвертора и токов асинхронного двигателя в эквивалентную ортогональную, неподвижную двухфазную систему координат (а, (3). В математических моделях системы DTC это преобразование не используется, так как исходная информация о напряжениях и токах электропривода поступает на входы блока вычисления ненаблюдаемых координат прямо в системе координат (а, (3). В то же время на выходе блока, реализующего таблицу переключений, получаются коммутационные функции в трехфазной системе координат. Для согласования выхода таблицы переключений с математической моделью асинхронного двигателя преобразование из трехфазной системы координат в двухфазную здесь необходимо выполнить не на входе, как в реальных системах, а на выходе системы DTC. Это преобразование выполняется в соответствии с уравнениями (1.2) и (2.9). Поскольку сигналы на выходе таблицы переключений представляют собой ступенчатые функции с единичной амплитудой, в блоке формирования выходных напряжений целесообразно предусмотреть умножение выходных сигналов на амплитудное значение выпрямленного напряжения Ud на входе автономного инвертора.
Структурная схема блока формирования выходных напряжений
приведена на рис. 3.2. Следует еще раз отметить, что этот блок необходим только при математическом моделировании систем DTC, а в реальных системах не используется.
Рис. 3.2. Структурная схема вспомогательного блока формирования выходных напряжений в модели системы DTC. Математическая модель частотно-регулируемого асинхронного электропривода с системой прямого управления моментом была реализована в среде MATLAB с помощью типовых элементарных звеньев системы Simulink без каких либо дополнительных условий и ограничений. Блок-схема математической модели системы DTC приведена на рис. 3.3. |
Рис. 3.3. . Блок-схема математической модели системы DTC. Моделирование велось в системе относительных единиц. Базисные величины при расчете параметров математической модели были определены применительно к асинхронному двигателю с короткозамкнутым ротором типа 4A100L2Y3 [2]. |
Сопротивления роторной обмотки приведены к обмотке статора двигателя.
В качестве базисных были приняты следующие величины [14]: базисное напряжение - ; базисный ток - ; базисное сопротивление - ; базисная частота вращения - ; базисное потокосцепление - ; базисная мощность - базисный электромагнитный момент - ; базисный момент инерции -; базисное время - Таким образом, относительное время приведено к частоте промышленной сети 50 Гц.