АЛГОРИТМ ПРЯМОГО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Основой любого DTC-алгоритма является таблица переключений силовых электронных ключей автономного инвертора. В нее заранее внесены те положения результирующего вектора напряжения автономного инвертора, которые он должен принимать на фазовой плоскости при той или иной совокупности управляющих воздействий. От того, насколько удачно сформирована таблица переключений, в существенной мере зависит качество работы системы в целом. Эта таблица, как и все остальные функциональные блоки в системах DTC, реализуется микропроцессорными средствами. Тем не менее, электронная таблица, как и любая другая таблица, включает в себя строки и столбцы. Строками в таблице переключений выступают выходные сигналы регуляторов системы регулирования. Столбцами таблицы переключений являются номера фазовых секторов, на которые условно разбита фазовая плоскость рис. 1.14. В большинстве зарубежных публикаций этот блок называется “switching table”. Иногда его называют также “vector selection table” или “optimum pulse selector”.
Функциональная задача таблицы переключений, как ключевого блока системы DTC, состоит в следующем. Результатом обработки поступающей на входы таблицы переключений текущей информации о состоянии электропривода является оптимальный результирующий вектор выходного напряжения автономного инвертора. Под оптимальным здесь понимается такое новое положение этого вектора в пространстве, которое приводит к желаемому изменению контролируемых параметров системы. Контролируемыми параметрами в системах DTC являются амплитуда вектора потокосцепления статора и величина электромагнитного момента асинхронного двигателя. На выходе таблицы получаются коммутационные функции, которые поступают непосредственно на драйверы силовых электронных модулей. То есть с помощью таблицы переключений на каждом интервале квантования по времени выбирается та или иная комбинация включенных силовых электронных модулей. Причем эта комбинация никак не зависит от предыдущего состояния автономного инвертора, а диктуется только информацией о текущих значениях контролируемых параметров. Поскольку таблица переключений сама по себе является дискретным функциональным блоком, то и исходная информация на ее входы должна поступать в дискретном виде.
Для формирования строк таблицы переключений используется соответствующий блок, входами которого являются дискретные сигналы с выходов релейных регуляторов потокосцепления статора и электромагнитного момента двигателя.
Для формирования столбцов таблицы переключений используется информация о том, в каком фазовом секторе в данный момент времени находится результирующий вектор потокосцепления статора. Таким образом, опосредовано, контролируется вращающееся магнитное поле электрической машины. Для трехфазных систем количество столбцов в таблице переключений всегда равно шести.
Наблюдаемыми входными сигналами в системах прямого управления моментом являются фазные токи асинхронного двигателя, фазные выходные напряжения автономного инвертора, а также - частота вращения ротора двигателя. В ряде случаев измеряется постоянное напряжение на входе автономного инвертора (выпрямленное напряжение в звене постоянного тока преобразователя частоты). Это напряжение, будучи умноженным на переключательную функцию с выхода таблицы переключений, дает достаточно точную информацию о фазных напряжениях, приложенных к статорной обмотке асинхронного двигателя. В бездатчиковых системах DTC вращающийся датчик частоты вращения ротора отсутствует. В таких системах информация о частоте вращения ротора двигателя принадлежит к числу вычисляемых координат системы. Следует отметить, что укоренившийся в литературе, как отечественной, так и зарубежной, термин “бездатчиковый” (“sensorless”) относится только к вращающемуся датчику частоты вращения. Датчики напряжения и тока в системах DTC присутствуют обязательно. К другим вычисляемым координатам в системах прямого управления моментом относятся потокосцепление статора и электромагнитный момент асинхронного двигателя.
Определение ненаблюдаемых координат электропривода в системах DTC осуществляется в блоке вычисления потока и момента. В зарубежных публикациях этот блок называется “flux and torque calculation” или “flux and torque observer”. Иногда этот блок называют адаптивной моделью асинхронного двигателя (“motor model”). Независимо от названия, в блоке вычисления потока и момента осуществляются следующие операции. С помощью известного математического описания асинхронной машины [22] осуществляется вычисление составляющих потокосцепления статора двигателя в неподвижной системе координат (а - (3). Эти вычисления выполняются на основании измеренных и преобразованных в систему координат (а - (3) значений фазных токов и напряжений асинхронного двигателя. Далее с помощью известных уже составляющих потокосцепления и измеренных составляющих тока статора определяется электромагнитный момент двигателя. Кроме того, находится также модуль (амплитуда) вектора потокосцепления статора двигателя. При наличии в системе вращающегося датчика частоты вращения ротора двигателя, этих вычислений оказывается достаточно. В бездатчиковых вариантах построения систем DTC к ним добавляются следующие. По известным составляющим тока и потокосцепления статора двигателя помимо электромагнитного момента с помощью уравнений электромагнитной связи [17] вычисляются также составляющие потокосцепления ротора. Далее по уравнениям электромагнитного равновесия роторной цепи двигателя определяются частота вращения поля статора и модуль жесткости механической характеристики двигателя, а по ним уже - частота вращения ротора двигателя. Помимо этого информация о потокосцеплении ротора двигателя в некоторых схемах DTC используется для придания электромеханической системе новых свойств.
Информация с выхода вычислителя потока и момента поступает на входы блока регуляторов и блока определителя фазового сектора, в которых и формируются исходные данные для таблицы переключений.
В блоке определителя фазового сектора вычисляется номер фазового сектора, в котором в данный момент времени находится результирующий вектор потокосцепления статора. В зарубежных публикациях этот блок называется “flux sector estimator” или “flux angle calculation”. Часто блок определителя фазового сектора объединяют с вычислителем потока и момента. Поскольку вычислительные операции, выполняемые в блоке определителя фазового сектора, являются продолжением операций, выполняемых в блоке вычисления потока и момента, такое объединение оправдано. А учитывая тот факт, что все вычислительные операции в реальных системах DTC выполняются микропроцессором, даже целесообразно. Однако, при исследовании процессов в системах прямого управления моментом с помощью математических моделей гораздо удобнее и полезнее выделить определитель фазового сектора в отдельный функциональный блок.
Входом блока определителя фазового сектора являются вычисленные значения составляющих потокосцепления статора в осях (а - (3) и модуля потокосцепления. Дальнейшие операции представляют собой тригонометрические преобразования для отыскания номера того фазового сектора, в котором находится вектор потокосцепления статора. Следует отметить, что определитель фазового сектора является неотъемлемым функциональным блоком для любой системы прямого управления моментом, независимо от того, выделен он в самостоятельный блок, или нет. Выходом этого блока, по сути дела, является информация о вращающемся магнитном поле двигателя. Но, если результирующий вектор выходного напряжения в системе DTC изменяет свое положение в пространстве дискретно, то пространственное положение результирующего вектора потокосцепления статора изменяется во времени непрерывно. Фиксация немгновенного положения в пространстве вектора потокосцепления, как это делается в классических системах векторного управления, а фазовых секторов, в которых этот вектор находится в каждый момент времени, позволяет согласовать дискретную и непрерывную части системы управления преобразователем частоты. В отличие от традиционных систем векторного управления система прямого управления моментом не содержит в явном виде преобразователей координат. Эта задача в системах DTC решается косвенно и именно в блоке определения фазового сектора.
На рис. 1.15 показано положение вектора потокосцепления статора Ws на фазовой плоскости и его проекции на оси аир. Фазовая плоскость разбита на шесть секторов, пронумерованных от N1 до N6 против часовой стрелки (по направлению вращения вектора потокосцепления статора ws). За один оборот вектора он последовательно перемещается из сектора N1 в сектор N2, N3, N4, N5, N6 и возвращается опять в сектор N1. Угол между направлением вектора потокосцепления статора Ws и осью а при этом изменяется от 0 до 2л.
Рис. 1.15. Положение вектора потокосцепления статора ws на фазовой плоскости и его проекции на оси а и (3. |
На рис. 1.15 прописной буквой обозначен вектор потокосцепления статора двигателя, а строчной буквой |/s - мгновенное значение угла поворота вектора потокосцепления статора относительно оси а неподвижной системы координат. Очевидно, что величина угла |/s дает исчерпывающую информацию о принадлежности вектора потокосцепления статора Ws тому или иному сектору на фазовой плоскости. Поэтому этот угол и является исходной информацией для определителя фазового сектора.
В общем случае вычисление номера фазового сектора может быть выполнено в соответствии со следующими неравенствами:
если |
0 < iys < —, то принадлежит сектору N1; б |
|||
если |
я ^ Я — < W < —, 6 5 2 |
то |
% |
принадлежит сектору N2; |
если |
Я - - IS4^T’ |
то |
% |
принадлежит сектору N3; |
если |
5п ^ Л к б б |
то |
цг |
принадлежит сектору N4; > |
если |
VI Э- VI |
то |
% |
принадлежит сектору N5; |
если |
Зтс 11тс т |
то |
% |
принадлежит сектору N6; |
если |
l-f<Vs <271, |
то |
% |
принадлежит сектору N1. |
Однако, вести вычисления с помощью угла Ws достаточно сложно, так как любые операции с иррациональными числами ведут к возникновению накапливающейся ошибки. Поэтому на практике для определения номера фазового сектора используется не сам угол а его тригонометрические функции. Как правило - это sr№s и cos'J'g. Но известны системы, в которых используются функции tgY,, и ctg(/s [21].
Номер фазового сектора, в котом в каждый момент времени находится вектор потокосцепления статора, как было указано выше, определяет столбцы таблицы переключений. Для формирования строк этой таблицы используется блок регуляторов системы DTC.
Блок регуляторов в системах прямого управления моментом делится на две части - дискретную и непрерывную. Дискретная часть включает в себя релейные регуляторы гистерезисного типа. В зарубежных публикациях эти регуляторы называются “hysteresis flux comparator” и “hysteresis torque comparator”. Следует отметить, что здесь и далее термин “гистерезис” используется в обобщенном смысле слова для обозначения нелинейности данного типа и не имеет ничего общего с физическим явлением гистерезиса. На входе первого регулятора - регулятора потокосцепления статора, суммируются постоянный сигнал, пропорциональный номинальному значению амплитуды вектора потокосцепления статора, и сигнал обратной связи по этому параметру, поступающий из блока вычисления потока и момента. Этот регулятор в большинстве случаев представляет собой двухпозиционное реле с гистерезисной петлей, но без зоны нечувствительности. На входе второго регулятора - регулятора электромагнитного момента двигателя, суммируются сигнал с выхода линейного регулятора скорости, являющийся заданием момента, и сигнал обратной связи по электромагнитному моменту. Этот регулятор, как правило, представляет собой трехпозиционное реле с гистерезисной петлей и с зоной нечувствительности.
Выходные сигналы релейных регуляторов представляют собой ступенчатые функции с единичной амплитудой. Эти сигналы преобразуются в дискретные сигналы, формирующие строки таблицы переключений. Обычно это преобразование происходит непосредственно в блоке, формирующем таблицу переключений. Однако, при математическом моделировании систем DTC этот преобразователь также целесообразно выделить в самостоятельный функциональный блок для облегчения варьирования возможными комбинациями выходной характеристики релейных регуляторов. Очевидно, что в простейшем случае минимальное количество строк в таблице переключений - четыре. При этом оба релейных регулятора должны представлять собой двухпозиционные реле. Наиболее часто встречается таблица переключений, состоящая из шести строк. Этому варианту соответствует двухпозиционное реле в регуляторе потокосцепления и трехпозиционное реле - в регуляторе момента. В более сложных алгоритмах используются таблицы переключений, состоящие из девяти строк, когда оба релейных регулятора - трехпозиционные. Возможны и иные конфигурации релейных регуляторов, но они используются редко.
В некоторых публикациях [5] системы DTC идентифицируются как скалярные системы управления электроприводом переменного тока, которым присущи свойства векторных систем. В каждом из шести секторов (рис. 1.15) неподвижной системы координат (а - (3) существует определенный набор векторов напряжения для всех возможных комбинаций требуемых знаков изменения модуля потокосцепления и электромагнитного момента. В результате, несмотря на то, что векторные преобразования в системе DTC в явном виде отсутствуют, а используются только скалярные регуляторы, вращение вектора потокосцепления статора обеспечивается с требуемой частотой при поддержании модуля вектора потокосцепления на заданном уровне.