УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯМИ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Принято считать, что управление тяговыми двигателями обязательно должно быть подобно управлению двигателем сериесного типа. Методы управления такими двигателями хорошо известны из опыта их эксплуатации в электрифицированных транспортных средствах, а также в кранах и лебедках. Тем не менее в последние годы разработан другой метод, обеспечивающий постоянство вращающего момента и основанный на регулировании сравнительно маломощной обмотки возбуждения электрического двигателя.
Новый метод основан на использовании известной схемы, согласно которой якорь низковольтного двигателя подсоединяется
Обмотка упра&ления Рис. 6.6. Схема Бушеро в приводе с постоянным моментом |
к источнику высокого напряжения через высокоомный резистор [5—11]. Однако, поскольку потери на резисторе значительны и ограничивают допустимую мощность двигателя, новый метод предусматривает использование схемы со сравнительно низкими потерями.
Схема Бушеро [12—13] состоит из последовательного колебательного контура, запи - тываемого от источника переменного тока резонансной частоты. Нагрузка подключается параллельно одному из элементов контура — конденсатору или катушке индуктивности. В данном случае [14]
нагрузкой является выпрямитель, питающий якорь двигателя (рис. 6.6).
Основное свойство схемы Бушеро состоит в том, что она обеспечивает постоянство тока нагрузки независимо от величины ее
сопротивления или противо-э. д. с. в обмотке якоря. Благодаря тому что якорь питается от источника тока, можно полностью снимать напряжение с обмотки возбуждения, не вызывая чрезмерного потребления тока от источника. Если же в обмотку возбуждения подан ток, двигатель приходит во вращение с постоянным моментом, величина и направление которого находятся в прямой зависимости от величины и направления тока в обмотке возбуждения двигателя. При этом момент почти не зависит от скорости вращения. Такая характеристика двигателя представляется идеальной как для создания тяги, так и для механизмов подъема в роботе.
Достоинство данной схемы состоит также в том, что благодаря малой величине потерь в цепи постоянного тока номинальное напряжение на зажимах якоря двигателя примерно равно напряжению сети. Этим исключается необходимость в использовании низковольтного двигателя со сравнительно высоковольтным источником питания.
Недостатками схемы являются высокая стоимость и большая масса конденсатора и катушки индуктивности. Тот факт, что для ее питания требуется источник переменного тока, не считается теперь большим недостатком благодаря хорошо развитой технике преобразования постоянного тока в переменный. Однако и здесь следует обращать внимание на инженерно-экономические показатели.
При сравнении с известной системой регулирования У. Леонарда полная стоимость описанного устройства оказывается ненамного меньшей. Однако несомненным преимуществом этого устройства для применения в робототехнических системах является возможность снижения массы и габаритов, что позволяет использовать его также в обычных подъемных устройствах.
Исследование возможностей данной системы для целей управления кибернетическими и робототехническими системами было проведено в Астоне Дж. Кларком, Р. Г. С. Месс и и Бенксом [14].