ПРОСТЫЕ ПОДВИЖНЫЕ МАШИНЫ
В ходе подготовки к решению проблем, связанных с надежностью подвижных роботов, в Астоне исследовалась работа маленьких подвижных устройств — «черепах». Первые модели таких машин обладали низкой надежностью, и повысить ее оказалось возможным лишь после рассмотрения причин каждого отказа.
Ниже перечислены наиболее интересные вопросы этого исследования.
1. Работа устройств электронного управления и цепей логики при питании от аккумулятора.
2. Необходимые размеры аккумулятора, частота и продолжительность его перезаряда.
3. Взаимодействие между отдельными узлами схемы управления при работе от общего источника питания.
4. Возможность создания роботов, подключающих себя к источнику питания, когда в этом возникает необходимость (при достаточной фантазии этот процесс можно представлять как процесс «принятия пищи»),
5. Действие изменяющейся среды на аппаратуру управления и подвижные части устройства.
6. Приспосабливаемость роботов к изменяющейся среде.
7. Требующаяся скорость движения.
8. Методы передачи роботу информации об окружающей среде.
9. Эффективные методы управления движущей силой.
10. Устройства безопасности (выключатели, срабатывающие при обнаружении препятствия, аварийные выключатели) и их расположение на корпусе робота.
11. Эффективные методы, обеспечивающие быструю разборку робота для технического обслуживания и в то же время предусматривающие «защиту от детей».
12. Возможность резервирования отдельных узлов и приемлемость ухудшения характеристик робота в аварийных ситуациях,
Является ли предпочтительной полная остановка в случае любой неисправности или допустимо продолжать работу, несмотря на ухудшение характеристик?
13. Возможность саморемонта.
14. Шум, создаваемый роботом.
Из приведенного, далеко не полного, списка видно, что исследование небольших подвижных роботов может помочь разрешить часть проблем еще до того, как они возникнут в связи с большими подвижными роботами, предназначенными для практических целей. Правда, некоторые вопросы могут быть успешно изучены на неподвижных устройствах, но заключительный этап исследования желательно проводить на подвижных объектах.
В ряде экспериментов использовались простые подвижные роботоподобные машины, выполненные в виде жука или черепахи. По-видимому, одна из лучших публикаций, относящихся к этой теме, принадлежит Уолтеру [18]. Позднее роботы такого типа были детально исследованы Анджайном [19].
В Астонской кибернетической лаборатории проводились опыты с небольшой машиной «Астор», также имевшей форму черепахи 122]. Механика устройства была разработана П. А. Киддом и С. Дж. Ллойдом, которые для повышения надежности применили транзисторы в системе управления первых образцов.
У первой модели было три колеса: два задних и одно переднее, расположенное в центре. Задние колеса вращались свободно, а переднее имело привод от двух двигателей, один из которых, тяговый, обеспечивал движение модели вдоль траектории, а другой, «сканирующий», приводил колесо во вращение вокруг вертикальной оси, чем обеспечивалось рулевое управление. Все действия устройства производились посредством этих двух двигателей.
Движение робота зависит от сигналов на входе, поступающих от двух фотоэлементов — «глаз», микрофона — «уха» и датчика контакта с корпусом, обнаруживающего наличие препятствия.
Машина выполняет следующие действия:
1. При отсутствии внешних сигналов робот иіцет источник света.
2. При встрече с препятствием машина отступает и продолжает поиск источника света.
3. Если один из фотоэлементов обнаруживает слабый свет впереди устройства, оно начинает двигаться в направлении света.
4. Если другой фотоэлемент обнаруживает сильный свет впереди, устройство начинает двигаться в противоположном направлении.
5. Если микрофон улавливает звук свистка, робот полностью останавливается — «замирает» на некоторое время.
6. Если происходит некоторое число совпадений обнаружения слабого света и фиксаций звука свистка, вырабатывается своего
Препятствие |
-с 2с ~ |
Сильный обет |
II |
В'ирабнибание „Пашенки” |
Вла5ый сбет |
І5 § |
Г |
В--- |
Дифференциатор' ркрлета |
рода условный рефлекс: в течение определенного времени звук свистка воздействует на машину так же, как источник слабого света. Выполнение указанных действий обеспечивается следующим образом. 1. При поиске оба двигателя работают одновременно. Скорость их вращения регулируется так, что, несмотря на внешне случайный характер движения модели, за определенное время осуществляется поиск в пределах угла 360°. 2. Чтобы исключить столкновения, тяговый двигатель выключается на некоторое время при встрече с препятствием. Такой режим работы оставляет сканирующему двигателю время на поворот колес в направлении от препятствия до возобновления движения. 3. Всякий раз, когда фотоэлемент, расположенный спереди, регистрирует источник слабого света, тяговый двигатель немедленно Рис. 6.7. Функциональная схема модели «Ас. тор» выключается, а сканирующий продолжает работу до тех пор, пока ведущее колесо не расположится в направлении источника света. Затем сканирующий двигатель выключается, вновь включается тяговый двигатель, и устройство движется в направлении источника света. Так образуется период ожидания, во время которого производится установочная рулевая операция. 4. Если световой сигнал, обнаруживаемый фотоэлементами, становится слишком сильным, вновь включается сканирующий двигатель и возобновляется поиск источника слабого света. 5. При звуке свистка оба двигателя отключаются и машина «замирает». 6. Для моделирования условного рефлекса сигналы звукового входа и входа слабого света подаются на схему совпадений, выход которой поступает на счетчик. Сигнал па выходе счетчика появляется только после определенного числа совпадений сигналов слабого света и звука свистка. Если «подкрепления» не производится, то выход постепенно стирается и таким образом 108 |
моделируется «забывание». Пока существует сигнал на выходе памяти совпадений, при звуке свистка выполняется та же последовательность действий, что и при получении сигнала от слабого источника света.
Функциональная схема этой системы управления показана на рис. 6.7. Она построена в основном на интегральных схемах и заменила собой более раннюю систему, выполненную на дискретных элементах. Ее разработали и построили сотрудники Астонской кибернетической лаборатории Олстон и Фокселл 122].
Весьма вероятно, что трудности, с которыми пришлось столкнуться при работе над этими схемами, будут характерны и для других разработок подвижных робототехнических устройств. Так, опыт, полученный в этих первых исследованиях, был использован при создании машины «Астра-3» с контактным подводом энергии, предназначенной для изучения проблем, связанных с подвижными и независимыми роботами.