НОГИ, КОЛЕСА ИЛИ ГУСЕНИЦЫ?
Колесо не встречается нигде у животных, что, возможно, связано с трудностями в кровоснабжении и передаче нервных импульс - сов к вращающемуся суставу; у животных используются только обычные биологические механизмы. Для робота такого ограничения не существует, поэтому он имеет преимущество, ибо может использовать колеса в качестве источника движения.
Если предполагается использовать колеса, то нужно решить, сколько колес выбирать, как они будут приводиться в движение, как будет регулироваться скорость, будут ли колеса приводиться в движение реверсивным приводом, какой вид торможения будет использоваться, какой вид амортизации и шины наиболее подходят. Все эти подробности необходимо определить по отношению к отдельному классу намечаемых применений, и с экономической точки зрения этот класс потенциальных применений должен быть как можно шире.
Подвижный робот должен обладать максимальной маневренностью в малом пространстве и способностью к развороту по окружности малого радиуса. С этой точки зрения было бы желательно снабдить робот тремя колесами с независимым управлением. Тем не менее такая сложность управления вряд ли достижима в малогабаритном подвижном роботе.
Гусеничные шасси, имеющие преимущества при использовании их в роботе, были бы нежелательны для применения в домашнем роботе, если не приняты специальные меры для предотвращения повреждения пола во время поворотов. Тем не менее, некоторые виды гусениц позволяют роботу преодолевать перпятствия, которые остановили бы колесный робот. Например, гусеничный робот способен взбираться по ступенькам, и устройство, построенное на этом принципе, было предложено использовать в домашней инвалидной коляске. Гусеничные роботы, хорошо передвигающиеся по пересеченной местности, могут использоваться при исследовании планет. Однако здесь серьезным препятствием становится масса робота, поэтому был предложен иной вариант — использовать очень легкие и упругие колеса большого диаметра с очень упругими спицами. Шина, предложенная для этого варианта колеса [48], сконструирована из сетки рояльных струн диаметром 0,85 мм, уложенных с интервалом 5 мм. В общей сложности 800 жил, каждая по 80 см длиной, сплетены, сформованы вручную и закреплены на вращающихся алюминиевых дисках. Протектор шины сделан из титановых полос, расположенных елочкой для повышения износостойкости, а внутри сетчатой шины вмонтированы амортизирующие кольца, чтобы ограничить прогиб, когда шина наезжает на неровности.
Пенев рассмотрел возможность обучения робота езде не велосипеде [116].
Большинство будущих роботов будет работать в той же самой среде, что и человек. Эта среда приспособлена для передвижения на двух ногах прямохождением, с отрывом от земли одной ноги на каждом шаге. К сожалению, этот вид движения в самой своей основе неустойчив, и если потребовать от робота, чтобы он ходил подобно человеку, его придется учить ходить, как учат ребенка. Поэтому ходящие роботы в прошлом обычно были просто разновидностью колесной тележки с колесами на каждой ступне. Никакого отрыва ноги от земли. В таком подходе нет особых преимуществ по сравнению с простым использованием колес без шагания. Тем не менее Тринг предложил робот с единственной шагающей ногой, которая дает устойчивую опору при помощи взаимного сцепления двух агрегатов, каждый из которых содержит дна стержня [118]. Они в принципе подобны опорам, используемым для шагающего экскаватора. Каждая из двух ног-стержней служит опорой для робота, пока другая продвигается вперед.
Другой путь решения проблемы сохранения равновесия — использование более чем двух ног. Например, три ноги могут обеспечить статическое равновесие, хотя они мало что дают для сохранения равновесия при движении, если только не используется специальная форма ступней, сконструированных так, что при всех положениях вертикаль, проходящая через общий центр тяжести, попадает в треугольник опоры.
Четыре ноги делают возможным продвижение за счет использования одной из ног, в то время как три другие обеспечивают равновесие. Вообще, чем больше ног используется, тем легче разре - ' шается проблема сохранения равновесия при движении. Этот метод был использован в шагающем экскаваторе. Однако по мере увеличения числа ног уменьшается их преимущество перед ко - 138
лесами в отношении преодоления препятствий и подъема по ступенькам.
Если количество ног таково, что некоторые из них избыточны, удобно предусмотреть втягивание любой ноги в случае выхода ее из строя, чтобы не ограничивались возможности передвижения. На пути достижения подвижности кажется маловероятным, что робот будет копировать человека. В частности, у ступней человека не очень удачная форма для сохранения равновесия в условиях Земли.
Таким образом, все виды передвижений: на ногах, колесах или гусеничных шасси и даже с использованием принципа воздушной подушки — имеют недостатки, поэтому тому или иному способу должно отдаваться предпочтение в зависимости от основного назначения робота.
7.13. ЛУНОХОД
Интересно сравнить некоторые приблизительно известные характеристики весьма удачного советского подвижного лунного робота — «Лунохода-1» с приблизительно известными характеристиками американской автоматической тележки «Лунный скиталец» [60, 61].
«Лунный» |
«ЛунОХОД’1» |
|
скиталец» |
||
Масса, кг............................ |
210 |
750 |
Грузоподъемность, кг. . . . |
450 |
— |
Длина, см........................... |
310 |
220 |
Ширина, см......................... |
205 |
214 |
Высота, см.......................... |
115 |
138 |
Емкость, м3......................... |
2,3 |
6,5 |
Количество колес.................. |
4 |
8 |
Диаметр колес, см................ |
80 |
50 |
Двигатели системы управления |
75 Вт |
Скользящего типа |
Приводные двигатели.... |
185 Вт |
Отдельный двигатель на каждое колесо |
Ширина колеи, см................. |
180 |
160 |
Колеснгя база, см................. |
230 |
170 |
Количество рейсов................ |
3 |
Периодический |
36 |
режим работы |
|
Дальность действия, км... |
8 |
|
Продолжительность работы. . |
12,5 ч |
9 лунных дней |
Источники энергии............... |
Два Ag-Zn |
Солнечная |
аккумулятора |
батарея плюс |
|
(36 В, ‘121 А-ч) |
аккумуляторы; атомная батарея |
Восемь колес «Лунохода-1» смонтированы попарно, с независимой амортизацией и индивидуальным двухскоростным двигателем. В груз «Лунного скитальца» входят следующие слагаемые: 180 кг — люди, 60 кг — научная аппаратура, 30 кг — образцы.