БОЛЬШАЯ ЧЕТЫРЕХНОГАЯ ШАГАЮЩАЯ МАШИНА
Недавно разработанная шагающая машина имеет вид четырехногого существа и весит около 1350 кг. Она несет на себе человека - оператора и предназначена для увеличения его габаритов и силы, главным образом, для военных целей в трудных полевых условиях. Машина копирует движения четырех конечностей человека-оператора. Разработка этой машины фактически финансировалась американской армией. В ней применяются методы силовой обратной связи, разработанные для использования в манипуляторах.
Машина предназначена в основном для таких целей, как подъем по крутым склонам, преодоление речных берегов и т. д. Это делает исследование интересным, хотя из ряда работ, например Баллингера [1], следует, что возможности гусеничного автомобиля для этих целей, по-видимому, еще полностью не использованы.
«Четырехножка» имеет 3,3 м в высоту и может двигаться со скоростью около 8 км/ч по равнинной поверхности с грузом 225 кг. У каждой из четырех ног длиной 2 м две степени подвижности в бедре и одна в колене.
В машине используется гидравлический привод, основным источником энергии является бензиновый двигатель. Три движения каждой ноги ограничены по амплитуде; движения в лодыжке или вокруг собственной оси отсутствуют. Нога человека, для сравнения, имеет восемь различных движений, к которым добавляются три возможных движения таза. Эта работа вряд ли когда- нибудь найдет непосредственное применение в роботоподобных устройствах, хотя из нее можно извлечь полезные уроки. Оператор, пристегнутый ремнями к сидению, управляет одновременно 12 движениями и реагирует на 12 входов силовой обратной связи.
Обратная связь от подошв ступней шагающей машины отсутствует. Увеличение хода рук и ног оператора равно 4. При первом же обучении оператора управлению машиной обнаружилось, что невозможно успешно ходить, если ее задние ноги не видны оператору. Поэтому прежде всего было необходимо поставить зеркала заднего вида, хотя после небольшой практики этот же оператор смог приспособиться к требованиям нового способа передвижения и даже управлял машиной с завязанными глазами.
Обучаясь управлять машиной, оператор неожиданно столкнулся с различными трудностями. Например, человеку непривычно передвигаться при горизонтальном положении тела, а кроме того, бортовая, килевая качки и рысканье машины не совпадают по фазе, тогда как оператор ограничен тем, что его обычные восемь степеней свободы движения ноги уменьшены всего лишь до трех. Зависимость момента от угла сгибания в коленном суставе нелинейная, и в то же время оператор должен приспособиться к различиям в динамической характеристике, трении, силе ног и т. д. Одна из трудностей состоит в том, что при ходьбе оператор всегда располагает одну ступню неподвижно отностельно земли, что невозможно, когда он управляет машиной. Из-за этих ограничений машина «хромает».
Разновидности действий, к которым оказалась способной такая «четырехножка» после 15 ч тренировки оператора, следующие: хождение, поворот, балансирование на трех ногах (или на двух, расположенных по диагонали). Машина преодолевает препятствия высотой 1,2 м, проходит по узким тропинкам и пробирается между препятствиями; приподнимает задок «джипа», используя одну ногу; подталкивает «джип» передними ногами; раскачиваясь и скользя, перемещается с 450 кг груза. Она поднимает одной ногой груз весом 225 кг и точно устанавливает его на тележку.
Основной бензиновый двигатель мощностью 67 кВт, гидравлические насосы, теплообменники для масла и воды с вентиляторным охлаждением, аккумулятор, фильтры и т. д. должны быть выполнены в расчете на гидравлическое управление. Подача рабочей жидкости составляет примерно 225 л/мин при давлении около 1500 кПа, тогда как при давлении около 23 ООО кПа система позволяет получить максимальные усилия. Управление полностью гидравлическое, электроника не применяется.
Утверждается, что устройство, подобное этому, может^конку - рировать с вертолетом при использовании на неровной местности и имеет то преимущество, что для подготовки оператора не требуется продолжительной и дорогостоящей тренировочной программы. С точки зрения робототехники эта работа интересна главным образом тем, что демонстрирует возможности четырехногой шагающей машины. Кроме того, она выявляет трудности, которые могут возникнуть при функционировании такого транс - спортного средства совместно с робототехническим «мозгом», поскольку человек-оператор обнаруживает необходимость в весьма обширной координации. Именно она отнимает значительное время при обучении, и поэтому следует ожидать, что для обучения системы, управляющей четырехногим транспортным средством, понадобится достаточно продолжительное время.
До того как была полностью сконструирована четырехногая шагающая машина, проводились некоторые предварительные испытания со «скелетной» машиной, не снабжавшейся никакой дополнительной энергией, кроме энергии самого оператора, и эти испытания также прошли успешно.