Римский Бетон

СТРОИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ РИМЛЯН

Римлянин! Ты научись народами править державно. В этом искусство твое!— налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных.

Вергилий

Древний Рим. О нем написаны сотни статей и книг. И это не удивительно, так как мало государств, которые бы оставили в истории мировой цивилизации такой яркий след и завещали бы потомкам такое огромное культурное наследие. Значение его как великой сокровищницы знаний, двигающей человечество вперед, поистине огромно.

Неудивительно, что и наше поколение все чаще обращается к Древнему Риму, при этом не только к истории культуры, архи­тектуры, права и военного дела, но и к истории его техники, в частности — технике и технологии строительного производства, где большое внимание отводилось строительству из бетона.

Бетон мог развиться и получить широкое распространение лишь в таком сильном и огромном государстве, каким был Древ­ний Рим с его большими объемами строительных работ, включая сооружение многотысячных амфитеатров, стадионов, терм, мощ­ных крепостных стен или знаменитых римских дорог, протянувших­ся на тысячу километров по всей стране и за ее пределами. Появление римского бетона отражало растущие потребности и технические возможности античного общества. Поэтому, чтобы лучше понять их влияние на развитие бетона, необходимо кратко познакомиться с общественным строем Древнего Рима, его поли­тикой, в том числе строительной и экономикой.

Рост и развитие Древнего Рима были не только стремитель­ными, но и беспримерными. Зародившись в виде небольшого воен­ного поселения на Палатине[1] в середине VIII в. до н. э., он постепенно превратился в политический и культурный центр все­го древнего мира. Его небольшая первоначально территория разрослась с течением веков в огромную и могущественную империю с сотнями миллионов жителей.

Границы Рима расширялись — первоначально за счет терри­тории Италии, а затем и соседних стран. Внешняя политика харак­теризовалась непрерывными войнами и основывалась на знамени­том принципе «разделяй и властвуй».

Г

В 60-х годах III в. до н. э. начинаются Пунические войны между Римом и Карфагеном. С перерывами они продолжаются бо­лее ста лет. После падения Карфагена (146 г. до н. э.), когда город по решению римского сената был предан огню и уничтожен, Рим становится самой могущественной державой на всей огром­ной территории от Египта и Малой Азии до Британских островов. В него стекаются несметные богатства и десятки тысяч рабов, труд которых становится основой государственного строя, опло­том его могущества на долгие годы. Такая политика требовала строительства дорог, мостов, водоводов и других инженерных сооружений, требовала еще больше золота и рабов.

Однако вместе с рабами в Рим пришли и острые социальные противоречия, которые нередко взрывались восстаниями против поработителей. Когда же они разрослись до такой степени, что перешли в гражданские войны, могущественная римская республи­ка пошатнулась и, как старое здание, дала первую глубокую тре­щину.

Назрела крайняя необходимость в перестройке государствен­ной системы и она произошла, вынеся на гребень политиче­ской волны таких выдающихся полководцев, как Марий, Сулла, Помпей, Цезарь, Антоний и Октавиан. Последний, как извест­но, открывает своим правлением новый этап в истории древне­римского государства.

Август-Октавиан, первый римский император (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.), был умным и дальновидным политиком. Первое, что он сделал, встав у власти,— это, остановив затянувшиеся в стране гражданские войны, дал всем римлянам долгожданный мир. Одновременно он укрепил устои рабовладельческого строя, прове­дя ряд важных реформ в Риме и его провинциях, В результате этих мероприятий в стране начался подъем экономики, оживилась культурная жизнь, значительного расцвета достигли литерату­ра, искусство и архитектура.

Большие средства Август и члены его семьи тратили на строи­тельство таких роскошных построек, как храмы, портики и форумы, , так как именно они, одетые в мрамор и золото, должны были по­крывать неувядаемой славой его царствование. Недаром Август любил повторять, что, получив Рим кирпичным[2], он оставляет его мраморным. Подражать в этом императору старалась и знать.

Во времена императора Августа, примерно в 10—15 гг. до н. э., римским военным архитектором Витрувием была написана книга «Об архитектуре» (или «10 книг об архитектуре»), благодаря которой мы сегодня имеем представление о строительном произ­водстве, материалах и технике того времени.

Марк Витрувий Поллион, римский архитектор и инженер, несомненно, был образованнейшим человеком своего времени. Он

В совершенстве владел не только своей профессией, но и меди­циной, астрономией, математикой, историей,' музыкой и другими науками. Книга «Об архитектуре»— основной труд его жизни — стала главным пособием по строительству в его время, в эпоху Ренессанса, не потеряв актуальности и в наши дни. Она не столько дает картину строительных новшеств современной ему эпохи, сколько приводит сведения о строительных приемах, кото­рыми он пользовался в течение своей долгой жизни.

На протяжении последующих двух веков строительная дея­тельность в стране продолжалась. При императоре Клавдии — строится ряд утилитарных построек. В 49 г. Клавдий возводит грандиозный водопровод общей длиной 69 км, из которых 15 км проходили под землей, в том числе по акведуку, названному его именем. Другая его постройка — большая гавань в Остии, и, наконец,— обширный водоем с плотиной для спуска вод Фуцин - ского озера. Причем для этой цели был прорыт туннель длиной в 5640 м — случай уникальный в строительной практике того времени. Все это были грандиозные строительные программы, требовавшие для своего осуществления огромного объема проч­ного и дешевого строительного материала.

В 64 г. н. э. в Риме вспыхнул страшный опустошительный по­жар, продолжавшийся девять дней. Пламя уничтожило дворцы и лачуги, храмы и театры, бесценные греческие статуи и скарб бед­няков. После пожара Рим стал преображаться. Перестройка коснулась не только центра города, где начали возводить золо­той дворец императора Нерона, но и всей прилегающей к дворцу территории. Улицы были выровнены и расширены. Новые здания по своей архитектуре теперь уже мало напоминали старые, тес­ные и неказистые. После пожара Нерон запретил употребление дерева в стенах, уменьшил высоту зданий, отдал распоряжения выравнивать дома по фасаду портиков, приказал строить дома на Некотором расстоянии друг от друга и при них делать простор­ные дворы. Тацит говорит, что вслед за пожаром «город обстроился по заранее размеренному плану...»

Архитектура времен Флавиев (69—96 гг. н. э.) представля­ет собой один из самых блестящих периодов строительного искус­ства Римской империи. Был восстановлен сгоревший Капитолий, построен храм Мира, дворец Флавиев на Палатине и огромный амфитеатр — Колизей.

Император Тит (79—81 jr.) приказывает возвести в Риме несколько терм, громадную мемориальную арку, названную его именем, и грандиозный дворец на Палатине.

Следует отметить, что такому подъему экономики и капиталь­ного строительства в стране способствовали так называемые «внешние поступления» средств и ресурсов. В частности, в 71 г. в Иудее было подавлено большое народное восстание, в резуль­тате чего Рим получил огромную денежную контрибуцию.

В конце I и начале II вв. н. э. победоносные войны Траяна (98—117 гг.) приносят Риму дополнительное обогащение. После­довавший затем длительный мир привел к расширению торговли - и строительству дорог. К этому периоду относится строительст­во ряда крупных инженерных сооружений и среди них — большой порт в Остии. В 102 г. для контроля над Даккией Траян построил большой каменный мост с бетонными опорами через Дунай. Строил, конечно, не он, а его мастера-строители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Вероятно, он был одним из самых образованных и талантливых инженеров Римской им­перии, так как помимо моста выстроил ряд крупных и сложных в конструктивном отношении сооружений, таких, как форум Трая­на, цирк и термы в Риме, названные именем императора. Ему приписывают строительство одного из самых красивых и выда­ющихся сооружений мирового зодчества — бетонного Пантеона в Риме.

Еще интенсивнее продолжается строительство во время пра­вления императора Адриана (117—138 гг.). Адриан принимал учас­тие в строительстве не только как организатор, но и как архитек­тор и инженер-строитель. Большую часть своей жизни он провел в поездках по империи. Адриан посетил все римские провинции, был большим поклонником греческой культуры, восхищался мастерством египетских художников.

На склоне лет он приказал построить в городе Тибуре близ Рима загородную виллу с бетонными стенами и воспроизвести там в миниатюре все то, что так поразило его во время путе­шествий. В 132 г. Адриан начал сооружать для себя грандиозный мавзолей и мост к нему, перекинутый через Тибр. Строительство этих сооружений было закончено в 139 г.

Строительная деятельность ближайших преемников Адриана не была такой оживленной. Из наиболее значительных сооружений можно назвать храм в честь жены императора Антонина Пия и колонну, носящую имя Марка Аврелия.

При царствовании Септимия Севера (193—211 гг.) происхо­дит некоторое оживление строительной деятельности. По словам его современника Лемпидария «...Постройки прежних государей он восстановил и многие сам возвел, в том числе термы своего имени. Провел и воду, что называется Александровой... Он пер­вый ввел александровский способ отделки двумя видами мрамо­ра. На форуме Траяна он поставил статуи великих людей, перене­ся их отовсюду... Мосты, построенные Траяном, он восстановил почти во всех местах, а в некоторых и вновь построил...» В 203 г. в ознаменование побед над парфянами и арабами в Риме со­оружается на мощном бетонном фундаменте триумфальная арка Септимия Севера высотой 23 и шириной 25 м. Архитектура этого периода отличается богатством декоративного убранства, придаю­щего постройкам парадный облик.

При императоре Каракалле (211—217 гг.) в Риме строятся

Самые грандиозные и красивые за всю историю существования го­рода термы, где в качестве основного строительного материала использовался бетон. Весь комплекс зданий занимал 16 га и был закончен немногим более чем за четыре года.

Если раньше большие денежные расходы, вызванные война­ми, строительством дорог, общественными работами, голодом и эпидемиями чумы покрывались за счет военных трофеев, дани с покоренных народов или денег от продажи пленных и конфискован­ных земель, то теперь, в начале III в., такие возможности рез­ко сокращаются.

Рим в то время, как и многие города его провинций, еще сохранял свой внешний блеск, однако упадок, коренившийся в самой структуре римской империи, был уже хорошо заметен. Мор­ской торговле вновь начали угрожать пираты, а сухопутные дороги стали небезопасными благодаря участившимся случаям разбоя. Наступил период крайнего распада экономики; обезлюде­ли города, опустели поля, так как не хватало рабочих рук, наблю­далось углубление типичных форм натурального хозяйства.

Во второй половине III в., после того как усилился натиск варваров на римские границы, началось интенсивное сооружение крепостей и стен по всей обширной империи. Так, Аврелиан с первых дней своего правления стал укреплять Рим мощными стенами, строительство которых было закончено в 282 г.

Мероприятия и многочисленные декреты Диоклетиана, а позд­нее — Константина, направленные на нормализацию экономиче­ской жизни страны, увенчались успехом. Внешняя опасность для римского государства была временно устранена, порядок упрочен, а мир обеспечен. Одним из основных методов государственной политики стала «военизация» всего государства, включая и гражданскую часть населения. Взяв за образец крупные восточ­ные монархии, императоры создали такую социально-экономичес­кую систему, при которой каждый гражданин считался на службе только у государства. Никто не имел права выйти из той со­циальной категории или ремесленной организации, в которой он находился. Никто не мог уклониться от той деятельности, к которой он был предназначен со дня своего рождения. Ранее сво­бодные коллегии, объединявшие людей по профессии, преврати­лись теперь в принудительные корпорации. Большинство ремеслен­ников получали от государства денежные, а чаще натуральные пособия, но за это должны были примириться с тем, что их свобода была теперь резко ограничена.

В этой обстановке растет и расширяется капитальное строи­тельство. Ко времени правления Диоклетиана относится сооружен­ный в 290 г. амфитеатр в Вероне — здание, напоминающее по типу и размерам Колизей в Риме. В 305 г. сооружены громад­ные бетонные термы Диоклетиана. Они вмещали одновременно 3200 человек и являлись самым крупным сооружением такого типа, созданным за всю историю римского строительства.

При Константине, который в области государственного упра­вления продолжал традиции Диоклетиана, 11 мая 330 г. произощ^ ло торжественное освящение новой столицы римской империи которая получила название Константинополь. Она быстро стала застраиваться, украшаться великолепными зданиями и произведе­ниями искусств, перевезенными из Рима и Греции.

К IV в. Римская империя вступает в последнюю и заключитель­ную стадию своего развития. Постепенно складывается система так называемых натурально-замкнутых крепостных отношений. В стране сокращается торговля, натурализуются почти все виды государственных платежей. Изменяется облик городов. Они те­перь принимают вид крепостей, ограниченных мощными стенами и башнями. Поместья превращаются в самостоятельные полити­ческие и экономические единицы, а их - владелец — в государя, с армией рабов и колонов. Империя Рима распадалась на глазах. В конце IV в. возникает новый социально-политический кризис. Параллельно усиливается напор варваров на границы государ­ства. Огромные массы гуннов, аланов и готов двинулись из; прикаспийских степей на Запад. j

24 августа 410 г. вечный город пал.

Таким образом, в результате завоевательной политики Древ­него Рима, обогащения его за счет войн развивается строительство крупных инженерных сооружений, роскошных особняков, двор­цов, храмов, жилых и общественных зданий. В свою очередь, это потребовало нового прочного, долговечного и относительно дешевого материала, каким и явился бетон. Однако для о^ществления больших строительных проектов из бетона одного золота и рабов было недостаточно. Требовалась налаженная организация труда, инженерные знания и строительная техника.

Римский Бетон

Бетономешалка — растворосмеситель шнековый

Производим и продаем бетономешалки шнековые - растворосмесители для приготовления бетонного раствора для изготовления шлакоблоков, тротуарной плитки и других строительных изделий. Фото бетономешалки шнековой: Описание конструкции бетономешалки шнековой Бетономешалка состоит из: …

Древний строительный материал

Итак, вы познакомились с римским бетоном, применявшимся античными строителями почти 2000 лет назад — этим древним строительным материалом, который, во многом преобразившись, смело шагнул в наш XX в. и прочно …

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно Мечтает, Хлеба и зрелищ... Ювенал Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.