Римский Бетон

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно

Мечтает, Хлеба и зрелищ...

Ювенал

Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что театры в Риме основал «римский грек» Ливий Андроник, ^ который, выступая с чтением греческих трагедий Еврипида, стал приспосабливать их к римским нравам.

В 146 г. до н. э. римский консул Муммий, после разгрома цветущего Коринфа, построил в Риме первый деревянный театр. Почти сто лет спустя, в 55 г. до н. э. другой завоеватель — Помпей — пришел в восторг от греческого театра в Митилене и приказал, скопировав план театра, создать по этому же образцу каменный театр в Риме — богато украшенное сооружение, рас­считанное на 40 тыс. че|ловек.

Театр Помпея считается одним из первых, где использован бетон с темно-красным, оттенком. Это свидетельствует о том, что В середине — конце I в. до н. э. римские строители стали вводить в бетон пуццолановую добавку такого цвета.

Римский театр мало чем отличался от греческого. Основная его часть — сцена — представляла собой, кроме самой сценичес­кой площадки, двухъярусное сооружение, состоящее из непре­рывно чередующихся колонн и ниш, в которых стояли статуи и бюсты (рис. 47). Вход в театр был бесплатным. И только со времен Августа, который превзошел всех своих предшественников В количестве и разнообразии организованных им зрелищ, места В зрительном зале стали строго распределяться. Так первый ряд, который назывался подиумом, был предназначен для сенаторов, иностранных гостей и отдельно для императора. Всадники, как второе высшее сословие общества, занимали 14 следующих рядов. Военные сидели отдельно от всех остальных зрителей. Школьникам и их учителям отводился свой ceKfop, а женщинам — места на самом верху, на галерке, причем им был запрещен доступ на состязания атлетов, которые часто выступали в театрах.

Противоположная от сцены часть театра была наклонной и полукруглой, в виде сферически расходившихся зрительных ря­дов. Большое внимание при строительстве театров уделялось расположению входов, расстоянию между креслами и главное — акустическим характеристикам зала. Для этого, как уже го­ворилось, в стены замуровывались керамические и терракотовые сосуды, типа труб диаметром до одного метра и высотой до 1,7 м. Зачастую они маскировались на сцене и были направлены 102.

Рис. 47. Театр

Своими раструбами в зрительный зал с тем, чтобы усиливать голоса актеров. О подобных «громкоговорителях»-голосниках пи­сал еще Витрувий.

Постепенно, со временем стирались греческие «классические» формы представлений и устраивались зрелища нового римского, типа. Так получают развитие цирки и амфитеатры. При этом они приобретают огромное значение в жизни Рима. Это видно хотя бы из того факта, что когда Нерон наказал город Помпеи, закрыв у них на 10 лет амфитеатр за кровопролитную драку между зри­телями, для горожан наступил большой траур. Предполагают, что город откупился большим штрафом и наказание было снято. Римлян просто невозможно представить без их многочисленных зрелищных сооружений. Вот как писал Ювенал по этому поводу в своих «Сатирах»: «...Если бы не было игр, то увидели бы Рим наш печальным и потрясенным, как в дни поражения консулов в Каннах..» Проведение большинства зрелищ сопровождалось, как правило, бесплатной раздачей пищи и денег тысячам зрителей. Местные власти и государство в целом шли на это, стремясь снискать расположение толпы и отвлечь массы от политической жизни страны.

В Риме было построено три цирка. Самый древний из них — Большой цирк—«Циркус максимус», был рассчитан на 250 тыс. зрителей. Кроме него был цирк Нерона и Максенция. Однако древние римские цирки не были похожи на современные и являлись скорее продолжением греческих ипподромов, пред­назначенных для состязаний на колесницах. Первоначально столбы, статуи и декоративные сооружения делили арену цирка на две части. Для безопасности зрителей их места обыкновенно vотделялись от арены рвом. «Циркус максимус» в Риме имел очень большую длину арены — около 550 м и ширину примерно 90 м, недаром Траян обещал разместить в нем весь Рим. Он даже стал чеканить монету с изображением этого цирка.

Бетон в цирках применяли не только для устройства основа­ний, фундаментов и высоких стен, но особое место отводили ему при строительстве сводов, предназначенных в качестве перекры­тий для многочисленных проходов и служебных помещений. При этом в цирках встречаются самые разнообразные конструкции сводчатых бетонных каркасов: в виде кирпичных арок, решеток,,* двойных и одинарных настилов из кирпича.

Другим видом античных зрелищных сооружений с овально:^

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Ареной, вокруг которой уступами располагались места для зри­телей, были амфитеатры. Для того чтобы лучше узнать, из каких строительных материалов возводились подобные сооружения и какую роль играл в них бетон, познакомимся поближе с одним из самых знаменитых амфитеатров — римским Колизеем. '

В 80 г. н. э. римский император Тит из династии Флавиев торже­ственно открыл одно из самых замечательных сооружений Древ­него Рима — Колизей, который и сегодня поражает нас своим величием и красотой. Предполагают, что и название его произошло от латинского «colosseum» — колоссальный.

Колизей, или как его называют иначе амфитеатр Флавиев (рис. 48), был предназначен для больших зрелищных представ­лений. Вначале в нем даже устраивались так называемые «нав - махии», т. е. морские сражения, где разыгрывались настоящие битвы с участием военных кораблей. С этой целью арена могла за короткое время превратиться в озеро.

Рис. 49. Схема применения строительных материалов в одной из-повторяю­щихся радиальных стен Колизея (по А. Г. Циресу)

А — мраморные сиденья; В — ар­ка из травертина (известняка); С — наклонный свод из пемзо­бетона, поддерживающий места для зрителей; Д — столб из тра­вертина; Е — стена из туфобето­на, облицованная кирпичом; FF — столб из травертина; G — бетон­ная арка, облицованная кирпи­чом; Н — стена из туфа; К — кирпичные арки

Сюда и стекался римский народ, требовавший хлеба и зрелищ. Здесь сражались между собой или с дикими зверями гладиаторы, здесь гибли многие тысячи первых христиан, которых отдавали на растерзание диким животным.

Что же в дальнейшем стало с Колизеем? В Средние века он был своеобразным замком аристократических семейств. Впослед­ствии в нем обитали различные религиозные братства, устроившие на арене церковь, а под отдельными аркадами — часовни. Были да­же планы со стороны Ватикана превратить Колизей в суконную фабрику. В 1714 г. папа Климент XI устроил в нем селитряный завод, главным сырьем для которого были навоз и различные отбросы.

Однако Колизей разрушался не только от небрежности и вар­варского обращения с ним. В 217 г., как предполагают историки архитектуры, он был сильно поврежден, по-видимому метеоритом, вызвавшим большой пожар и разрушения. Значительные пов­реждения были причинены ему землетрясениями 442 и 486 гг. Но особенно он пострадал от землетрясения 1349 г. С этого времени, по-видимому, Колизей превращается в ту руину, которую он представляет сейчас.

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Колизей представляет собой в плане — громадный эллипс с,, внутренними размерами по осям 55 X 87,5 м, наружными 157 X 186 м и высотой 47 м. Вмещал он, если верить разным источникам, от 50 до 90 тыс. человек, хотя большинство исследо­
вателей называют цифру 50 тысяч. Его центральную часть состав­ляет овальная арена, окруженная ровной полосой мест для зрителей. Проходы между столбами, расположенными по радиусу, открываются наружу 80 монументальными арками, которые обра­зуют 80 входов в амфитеатр — примерно по 600 человек на вход.

Общая высота здания, массивность верхней стены диктовали необходимость достаточно мощной конструкции нижележащих этажей, откуда вполне понятным становится выбор для них таких конструкций, как арка, а материала — бетон.

Бетон к тому времени применялся уже более 200 лет. К моменту строительства Колизея существовало уже несколько отработанных или, как бы сказали сегодня,— апробированных технологических способов приготовления и укладки бетонной смеси. Они довольно подробно описаны раньше. Подчеркнем лишь отдельные особен­ности строительства Колизея. В частности, послойный метод укладки раствора с крупными камнями размером до 12—18 см.

В конструктивных элементах Колизея встречается три вида бе­тона: для фундамента, приготавливаемого на щебне из высоко­прочного сорта лавы; для стен на щебне из травертина, туфа и кир­пичного боя и особо легкий из пемзы, предназначенный для сводов, которые не несут большой нагрузки. В общем объеме применяемых строительных материалов бетон наряду с природным камнем за­нимал одно из первых мест. В качестве примера на рис. 49 дана схема применения различных материалов в одной из многочислен­но повторяющихся радиальных стен Колизея. По рис. 50 было приблизительно подсчитано примерное соотношение каждого материала в общем объеме стены. При этом оказалось, что бетон в стене составил около 43, туф—24, известняк (травертин)— 22, кирпич 8 и мрамор 3%.

Римский Бетон

Бетономешалка — растворосмеситель шнековый

Производим и продаем бетономешалки шнековые - растворосмесители для приготовления бетонного раствора для изготовления шлакоблоков, тротуарной плитки и других строительных изделий. Фото бетономешалки шнековой: Описание конструкции бетономешалки шнековой Бетономешалка состоит из: …

Древний строительный материал

Итак, вы познакомились с римским бетоном, применявшимся античными строителями почти 2000 лет назад — этим древним строительным материалом, который, во многом преобразившись, смело шагнул в наш XX в. и прочно …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.