РЕМЕСЛО КОПИРАЙТИНГА

Продаем шкворчание, а не бифштекс

«Продавайте шкворчание, а не бифштекс» — это переиначенная фор­мула показа, а не рассказа. Ловкость рук завораживает людей гораздо больше, чем документальные свидетельства. Человеку свойственно желание перенестись из скучной рутины в сказочную страну. И рекла­ма предоставляет ему такую возможность. Продайте людям идею, на­рисуйте им картину и хотя бы на мгновение пригласите в рай. Вос­пользовавшись рекламируемым товаром, они снова вернутся на землю!

И подсознательно потребители подозревают это. Поэтому копирай-терам приходится тратить все больше усилий для того, чтобы овла­деть их душами. Огромное количество товаров требует, чтобы на них обратили внимание. Так что копирайтер может претендовать лишь на очень незначительный объем памяти потребителя. Поэтому рекламо­датели предпочитают издавать душераздирающие вопли, пытаясь при­влечь к себе внимание и обеспечить продажу в течение короткого вре­мени. Они не могут рассчитывать на то, что потребитель запомнит их.

Более мудрые рекламодатели работают не спеша, создавая торговую марку. Они в течение нескольких лет тратят на это деньги, закладывая их в бюджет. И каждая следующая реклама соединяется в сознании по­требителя с общим впечатлением, которое рекламодатель хочет создать о своем товаре. Такой подход требует терпения, денег, хорошего страте­гического мышления и приносит плоды лишь по прошествии длитель­ного времени. Многие ли рекламодатели могут себе это позволить?

Вы когда-нибудь ели фирменное яйцо?

Вряд ли. И я вам могу объяснить, почему.

Много лет тому назад в одно известное агентство обратились фер­меры из Махарашты с предложением заняться рекламой их яиц. Рек­ламная кампания должна была быть поддержана ведущей маркетин говой фирмой, которая являлась клиентом агентства. При этом следу­ет отметить, что продажа яиц в штате является очень тонким процес­сом, так как цены на них широко варьируются — от крайне высоких летом до самых низких в холодные месяцы. Имейте это в виду! Кроме того, есть английские яйца и местные яйца, яйца вегетарианские и не­вегетарианские, оплодотворенные и неоплодотворенные. Что еще боль­ше усугубляет проблему.

Задача агентства состояла в том, чтобы разобраться со всем этим и начать рекламную кампанию в соответствии с предложенными марке­тинговыми целями, заключавшимися в стабилизации цен, обозначе­нии каждого вида яиц и установлении торговой марки кооперативной ассоциации фермеров. До этого времени в Бомбее (или Мумбае, как его теперь называют) продавались яйца только одного вида (неопло­дотворенные), которые приобретались верхушкой общества и называ­лись «венценосными». В агентстве не только не пробовали их, но даже о них не слышали.

Клиент, имевший интересы в сфере производства корма для живот­ных, разработал маркетинговую стратегию и попросил агентство при­думать название яйцам из Махараштры, а также способ их продажи.

Наилучшим способом представления творческих идей фермерам были признаны аудиовизуальные средства информации. Агентство не сомневалось в том, что озвученная видеопрезентация воодушевит их.

Начальником финансового отдела был высокий дородный сикх, по­лучивший образование в американском колледже. Единственной при­метой его национальности являлась толстая кадха, красовавшаяся на массивном запястье. Он был лысым, носил очки в золотой оправе, ку­рил марихуану и был убежден в том, что он прежде всего поэт и худож­ник и лишь временно занимается рекламным бизнесом. К проблеме яич­ного маркетинга он подошел с тем же равнодушием, с каким отбрасывал очередное стихотворение.

«Январь, февраль, май, июнь, — прогрохотал он на весь отдел, обра­щаясь к начинающему сотруднику, — яичная презентация состоится 16-го. Просто собери весь материал, а я встречусь с тобой в аудитории в 6 часов вечера. Прамод достанет проектор, а я договорюсь о том, что­бы машина заехала за тобой в пять». И с этими словами он отбыл, ве­роятно, дописывать свою очередную картину.

Благодаря хорошо отлаженному механизму агентства работа над яичной презентацией продолжалась. Агентство выступило с целым рядом предложений — начиная от наклеек на автомобили, кончая вы­пуском листовок.

Продаем шкворчание, а не бифштексИ вот наступил великий день. Презентация началась с показа пятими­нутного ролика, включающего сюжет о том, как первая яичница получи­лась из яйца, снесенного египетской курицей на раскаленный камень в пустыне Сахара, литературную аллюзию (Омлет или Принц Датский) и медицинские рекомендации («Забудь про болезни — нет яйца полез­ней»,«Съедая в день одно яйцо, забудешь доктора лицо»). Фермеры бес­страстно взирали на экран, хотя кое у кого из клиентов ролик явно выз­вал улыбку.

Затем агентство перешло к основной части, объяснив, как поместить яйца в общую корзину потребительских товаров под фирменным наиме­нованием «Королевское яйцо» и распространить этот бренд по всем го­родам Махараштры. Что несомненно будет способствовать усвоению при­вычки есть яйца даже среди представителей низшего класса (кто устоит перед названием «Королевское яйцо»?) и, соответственно, увеличит их потребление на душу населения. И, соответственно, чем больше будет съе­дено яиц, тем выше окажется доход. И представители агентства с самодо­вольным видом вернулись на свои места в ожидании аплодисментов.

Это произвело настоящий фурор в среде фермеров.

Перекрикивая друг друга, они начали подсчитывать, сколько пайсов принесет им каждое яйцо за вычетом оплаты рекламы, и результаты у всех получались разные. Клиент пытался перекричать фермеров, одно­временно заверяя их в безошибочности маркетинга и дистрибьютерских возможностях. «Королевские яйца» окажутся на столах даже в тех семь­ях, которые в настоящее время не употребляют яйца, а доходы фермеров во много раз превзойдут затраты. Этот тезис был встречен скептически­ми отмашками и новым взрывом криков. Представители агентства молча наблюдали за тем, как превращаются в прах все их усилия.

Через полтора часа ожесточенных споров фермеры покинули поме­щение, чтобы больше уже никогда не появиться. Клиент оплатил пре­зентацию и теперь пользуется ею как учебным пособием для обучения менеджеров. Что до моей роли в этой истории, то я получила от Муби Исмаил мраморное пресс-папье в форме яйца, которое до сих пор сто­ит на моем столе. А яйца в Махараштре до сих пор продаются в разное время года по разным ценам. (Эта история произошла на самом деле.)

Исследование рынка вне всяких сомнений говорит о том, что яйца - это ничтожный товар, который в ближайшем будущем вообще перестанут по­купать. Во-первых, они неустойчивы и легко перекатываются, во-вторых, слишком хрупки и требуют специальной упаковки, в-третьих, похожи друг на друга и, в-четвертых, их трудно разбивать.

Роберт Плискин (1963)

Проверьте свое знание торговых марок

Знаете ли вы рекламодателей, создавших бренды для следующих ка­тегорий товаров?

Категория Товаров

Название Бренда

Рекламодатель

Туалетное мыло

Стиральные порошки

Сигареты

Текстиль

Мужская одежда

Бытовая техника

Телевизоры

Холодильники

Масло

Косметика

Обувь

Осветительные Приборы

Оборудование Для Земляных Работ

Электроника

Сталь

Автомобили

Авиакомпании

Туристические агентства

Гостиницы

Банки

Телекоммуникации

Курьерские службы

Рекламные агентства

♦ Почему вы запомнили эти бренды?

♦ Какие рекламные кампании вы помните?

♦ Помните ли вы изображение или текст?

♦ Сколько времени уже существуют эти бренды, на ваш взгляд?

♦ Согласится ли ваша мама с вашими ответами?

♦ А ваш дед?

Выбор агентства

Давайте посмотрим, как работает принцип показа, а не рассказа, когда вы принимаете решение заняться рекламой и оказываетесь перед вы­бором — в какое агентство пойти. Прежде всего следует оглядеться и Продаем шкворчание, а не бифштексСоставить список местных рекламных агентств. Возможно, вы распо­ложите их в зависимости от величины. Ни одно агентство не расска­зывает о себе, зато оно демонстрирует, каково оно, с помощью своей рекламы и кадровой политики. (Хорошую компанию можно отличить по ее сотрудникам!) Возможно, у вас есть друзья, работающие в агент­ствах.

Чем выписанные вами агентства отличаются друг от друга помимо размеров?

Агентство А выпускает очень броскую и даже шокирующую рекламу. Агентство В искусно создает бренды.

Агентство С в основном занимается проведением кампаний в обще­ственной сфере.

Вы еще некоторое время наводите справки и беседуете с разными людьми. Возможно, вы начинаете изучать недавние кампании, прове­денные этими агентствами. И рано или поздно вы начинаете ощущать, что собой представляет каждое из них, хотя вы в них еще и не работа­ете. Вы составляете свои представления на основании того или иного профиля клиентуры, статей, которые печатаются в коммерческих жур­налах, и бесед с людьми, работающими в этой сфере. Таким образом, вы еще не попробовали бифштекс, но уже ощущаете его аромат и слы­шите его шкворчание на сковородке. И если вы достаточно голодны, вы последуете за своим носом.

Именно это происходит с людьми, на которых обрушивается рекла­ма. Их начинают привлекать шкворчание и аромат, которые и застав­ляют приобрести тот или иной товар (бифштекс).

Рекламное творчество и заключается в том, чтобы продавать шквор­чание.

Бывший генеральный директор Lintas И известный театральный де­ятель Герсон да Куна делится своими мыслями о том, чем для него является творчество.

Как продать весну

Существует множество мнений относительно того, что такое «творчество». Однако лишь немногие из них дают полезное о нем представление. Очень часто этим словом пользуются для определения какой-нибудь уловки, или его определения настолько индивидуальны, что лишены какого бы то ни было смысла и имеют спекулятивный характер, призванный привлечь внимание. Любые нововведения должны быть осмыслены. Творчество должно быть актуальным. (В данном случае речь идет о прикладном творчестве, а не о революционных отказах от традиций и условностей, свойственных так на­зываемому «изобразительному искусству».)

Осознать, что такое творчество, мне помог один старый анекдот. В нем говорится о двух слепых нищих, которые сидят в парке на разных скамееч­ках. Рядом с каждым лежит шляпа, в которую они собирают милостыню. На груди одного из них висит объявление: «Я — слепой». Его шляпа почти пус­та. На груди другого написано: «Стоит весна, а я слепой». И его шляпа за­полнена монетами.

Вот этот второй нищий и стал для меня символом творчества, которое является осмысленным соединением двух ранее никогда не соединявших­ся элементов. Весна, соединенная со слепотой, породила образ огромной силы и пафоса, естественно, во имя совершенно конкретной цели. На дру­гом уровне тем же самым занимается поэзия, вызывая удивление и созда­вая совершенно новые аналогии.

Это определение или по крайней мере объяснение креативного процесса обладает прикладным значением. Оно объясняет, как составить хороший текст, написать действенную рекламу, найти решение для трудноразреши­мой проблемы и даже то, как сделать тот или иной жизненный выбор. Ищите несоединимые компоненты для разрешения проблем.

Меня всегда смущало загадочное, мистическое отношение к творчеству: потребность в бархатном полумраке, воссоединении с природой, обязатель­ном наличии «настроения». Однако предшествующий опыт или подготови­тельные исследования могут оказаться в этом смысле гораздо более по­лезными. Я понял, что погружение в фактический материал порой приводит к появлению блестящих идей. В связи с этим вспоминается рекламная кам­пания, которую мы когда-то проводили в Lintas Для пропаганды протеино­вой диеты для беременных и кормящих женщин. Исследователь, знакомив­ший нас с технической подоплекой, выдвинул идею, на основании которой и была создана блестящая реклама. На ней в профиль была изображена беременная женщина, и внизу расположен текст: «Когда ваш ребенок ро­дится, ему будет уже девять месяцев». Эта реклама гласила о необходимо­сти потребления белка мамой, для того чтобы ребенок был здоровым.

Этот пример учит и еще одному: содержание вашего высказывания долж­но быть таким же художественным, как и форма выражения. Мы не склонны задумываться о внутриутробном развитии ребенка. А автор данного рек­ламного текста в художественной форме обращал на это внимание.

В то же время форма выражения может оказаться искомым золотым се­чением. И я могу это проиллюстрировать воспоминаниями о начале своей творческой деятельности. Креативный директор ведущего в то время рек­ламного агентства объяснял нам, что составление рекламы требует такого же вдохновения, как и поэзия. «Например, — говорил он, — я могу сказать что-нибудь такое: красивые женщины должны рожать много дочерей, что­бы мы всегда были окружены красотками». И это будет пошлостью. Но то же самое может быть выражено так, как это сказал Шекспир в своем первом сонете: «От дивных дев мы жаждем продолженья,/Чтоб Роза красоты не умирала». Мысль та же самая, но выражена она в незабываемой форме.

Разминка

Необходимо получить ощутимое представление о товаре. Воспользуй­тесь следующим упражнением как мостиком для перехода к креатив-

Ному мышлению. Как вы сможете убедиться, здесь представлены не­обходимые вам данные.

Возьмите обычный кирпич и тщательно его рассмотрите.

Вы можете продолжить представленный ниже список, а затем пе­рейти к другим предметам по собственному выбору.

Строительство Гиря Подпорка Закладной камень Стойки для ворот

Необычное Применение

Скульптура/ваяние

Гравировка Цветной порошок

А теперь выполните такое же упражнение для пяти еще каких-ни­будь предметов, например ножа, цветочного горшка, молотка и ручки.

Потом составьте список из еще 55 предметов.

Чувствуете, как это сложно?

Вот вы и начинаете становиться копирайтером.

Чем больше вы думаете, тем сильнее и подвижнее становятся клет­ки вашего мозга. Копирайтинг — это очень увлекательное занятие!

Задание

Упражнение по «глубокому проникновению» должно выполняться после вышеописанного задания. Вы только выиграете от последова­тельного выполнения заданий. Они являются своеобразными строи­тельными блоками, которые преследуют не только развлекательные, но и обучающие цели. Поэтому расслабьтесь и представьте себе, что сидите на занятиях по обучению копирайтеров.

Глубокое проникновение

Это интересное упражнение преследует несколько целей. Оно будет спо­собствовать обострению вашего умения концентрироваться, объяснит вам значение перспективы и научит принципу показа, а не рассказа. Я требую от своих учеников, чтобы они выполнили как минимум по 15 таких уп­ражнений... возможно, именно поэтому у меня так мало учеников! Что делать?

Найдите в журнале, газете или книге картинку, которая вам нравится. Только не рекламную.

Не должно это быть и живописью в духе Сальвадора Дали. Иными словами, выберите нестилизованное, реалистическое и захватывающее изображение чего бы то ни было.

Продаем шкворчание, а не бифштексВнимательно рассмотрите картинку. Затем опишите ее (не более ; пятисот слов), вместив в свой рассказ как можно больше информа­ции. Закончив работу, положите картинку в конверт и заклейте его.

Попросите кого-нибудь из тех, кто не видел эту картинку, прочи­тать ваш текст. Затем откройте конверт, покажите картинку и спроси­те читавшего, совпадает ли сложившийся у него образ с изображени­ем. Возможно, его ответ удивит вас.

Далее я привожу пример этого упражнения. Описанная картинка Расположена на следующей странице. Только не смотрите на нее, пока Не прочитаете текст.

Бесшумно войдите в мир, где настоящее таинственным образом свя­зано с будущим. Это маленький темный мирок, залитый лишь золотис­тым мерцанием, освещающим головы двух женщин, занятых древним ри­туалом.

За покрытым скатертью столиком сидит дама, в руках которой находит­ся все. Перед ней — орудие ее профессии — стеклянный шар на золотой подставке. Обратите внимание на то, как она рассматривает ладонь клиент­ки, сидящей напротив. Она не обычная предсказательница, стремящаяся лишь к тому, чтобы получить деньги. Нет, ее манеры величественны, а пер­ламутровое ожерелье указывает на ее состоятельность. И действительно, весь ее вид свидетельствует о благоденствии. Это крупная, но изысканная женщина. Ее лоб не изборожден морщинами, а тени на веках подчеркивают выразительность глаз. Она облачена в темное платье, а на ее голове красу­ется золотой тюрбан.

Что можно сказать о ее клиентуре? Она не из тех, кто принимает всех подряд. Вот, например, посетительница, которая сидит сейчас напротив нее. Ее фигура тоже овеяна изысканной одухотворенностью. Она одета в доро­гое черное платье с глубоким треугольным вырезом на спине.

Ее угольно черные волосы собраны сзади в элегантный узел. Она отнюдь не производит впечатления отчаявшегося человека. Ей не больше тридца­ти, и у нее стройная фигура. Что ее заставило сюда прийти?

Что ей уготовано в будущем?

Бенджамин Борджес

Считаете ли вы, что это описание дает точное представление об изоб­ражении на фотографии?

В чем, на ваш взгляд, заключаются его недостатки?

Достаточно ли глубоко проник автор в характеры двух женщин?

Попробуйте проделать это упражнение с той же самой картинкой и покажите свой текст приятелю, еще не видевшему фотографии.

Выполняйте это упражнение как можно чаще.

Продаем шкворчание, а не бифштекс

Каждый раз проверяйте результаты на постороннем человеке и про­сите его оценить вашу работу по десятибалльной системе. Если вы по­лучаете 9 из 10, значит, вы начинаете понимать смысл «показа, а не рассказа».

РЕМЕСЛО КОПИРАЙТИНГА

Конец пути

Что бывает, когда вечеринка заканчивается? Что происходит с копи-райтерами, когда они становятся зрелыми мастерами? Лично я полу­чаю особое удовольствие, когда узнаю, что какая-нибудь знаменитость начинала свою карьеру копирайтером в рекламном …

Жизнь в рекламном агентстве

Основным богатством рекламного агентства являются люди. А глав­нымтоваром агентства являются талантливые творческие идеи. И чем более счастливыми и довольными ощущают себя сотрудники, тем выше их продуктивность. Именно поэтому руководство персоналом …

Презентация для клиентов

Генеральная репетиция закончена. Наступает время «Ч». Кровь, пот и слезы нескольких недель или даже месяцев приводят к гранд-финалу, когда агентство должно проявить характер. Агенты повязывают галстуки и надевают пиджаки, члены …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.