Презентация перед высшим руководством агентства
Если вы добрались до этого места, значит, вы уже познакомились с основами проведения рекламных кампаний. Однако качество пудинга доказывается во время трапезы, и теперь начальство агентства должно попробовать блюдо, прежде чем предлагать его клиенту. Искусство презентации — это искусство продажи, доведенное до совершенства. И действительно, вся жизнь агентства подчинена лишь одному закону — продать, продать и еще раз продать!
Копирайтеры продают свои идеи художникам. Художники продают свои идеи продюсерам. Агенты продают свои идеи начальникам. Креативные работники продают свою работу агентам, начальству, киношникам, модельным координаторам и всем остальным, кто готов их слушать, и даже тем, кто не готов. Неудивительно, что больше всего агентство напоминает базар. Или биржу.
Ни одна кампания не может появиться на рынке, пока на ней не будут поставлены все необходимые подписи. В некоторых агентствах существует структура, называемая плановым советом, который обычно возглавляют большие начальники, представляющие креативный, медийный и аналитический отделы. Они-то и являются судьями. Если ваша кампания принята плановым советом, то почти наверняка она будет принята и клиентом. Это как генеральная репетиция перед премьерой.
Презентация (или продажа) кампании происходит ежедневно и является привычным делом. Многие часы тратятся на это важное дело. В процессе выпивается огромное количество чая и кофе и выкуривается множество пачек сигарет. Вы можете подумать — какая бессмысленная трата времени. Однако вы не правы: вся эта прополка чрезвычайно важна, ибо речь идет об огромных суммах денег. Часы и сутки, проведенные за выработкой точного обращения и наилучшей страте-
Гни, могут сэкономить клиенту деньги на рынке. И действительно, очень трудно осознать, что именно вы покупаете. Или как говорил лорд Леверхальм: «Я знаю, что половина денег, расходуемых мною на рекламу, тратится впустую, я только не знаю, какая именно половина».
Многие специалисты пытались разработать методику измерения эффективности рекламы. На эту тему написаны книги, которые полезно прочитать. Однако конкретно эта посвящена другой теме. Поэтому сейчас сосредоточьтесь на том, как продавать свою работу и получать одобрение тех, кто знает о ней больше, чем вы. Овладеть способностью творчески оценивать работу невозможно за один день. Это приходит со временем, опытом, расширением представлений о рынке и потребителе, а также с приобретением нюха, помогающим отличить хорошую кампанию от не слишком хорошей. Возможно, этому я посвящу свою следующую книгу.
Плановый совет
Копирайтеру постоянно приходится предъявлять свою работу тем, кто умнее его. Естественно, вам будет предоставлена возможность отстаивать собственные идеи. Так вооружитесь же, прежде чем отправляться в львиное логово. И в связи с этим вот вам несколько советов.
Возьмем, например, крупную презентацию. Конференц-зал забронирован на все утро. На огромном столе разложены блокноты и карандаши. Аудио-, видеоаппаратура и магнитофоны стоят на своих местах. Аккуратно переплетенные творческие резюме разложены перед «судьями», и те внимательно их читают, вооружаясь цифрами и фактами.
В сопровождении агентов, специалистов по медиа-планированию и аналитиков входит креативная команда с кипами рисунков, текстов и другого материала.
Обычно бал начинает менеджер клиента или его руководитель. Он рассказывает предысторию и подводит слушателей к креативной стратегии. «Судьи» слушают его с заинтересованным видом, время от времени задавая вопросы.
Потом в дело вступает креативная команда. Или копирайтер, или художник — в зависимости от того, кто смелее и красноречивее, — приступает к «продаже» идей. Зачастую предъявляются две или три разные кампании, основанные на разных подходах, платформах и даже разных притягательных свойствах. Окончательное решение остается
За судьями. Однако самым важным фактором является творческое резюме. Если кампании соответствуют резюме, тогда все в порядке. Если нет, они будут вам возвращены.
Автор должен подготовить судей к окончательному набору идей. А это значит, что их надо погрузить в предварительный творческий процесс, рассказав, как было сформулировано предложение, и проведя их через все этапы креативной стратегии.
Чрезвычайно важно внимательно выслушать мнение всех членов совета. Эти люди защищают как ваши интересы, так и интересы клиента. Они не меньше вашего хотят, чтобы кампания была продана, но вынуждены исполнять роль «адвоката дьявола». Чувствуйте себя раскованно и свободно с этими судьями, они призваны помогать вам. Они готовы делиться своими опытом и знаниями. Поэтому незачем нервничать.
У меня обычно на каждой презентации язык прилипал к нёбу и все тщательно подготовленные доводы вылетали из головы. Так что время от времени старшим коллегам приходилось пинать меня ногой под столом или мне на помощь приходил кто-нибудь из судей. Очень медленно, по мере того как у меня возрастала уверенность в собственных силах, я овладевала навыками последовательного доказательства своих соображений, прежде чем предъявить главную идею рекламной кампании.
Представьте себе, что вас пригласили на телевизионное шоу «Как приготовить вкусное байриани». Перед вами разложены все необходимые ингредиенты. Рис, горки масалы, кусочки рубленого мяса, кухонная утварь приготовлена, повар ждет. И вот вы постепенно начинаете смешивать ингредиенты, время от времени бросая взгляды на аудиторию. Хотя на самом деле вы полностью поглощены приготовлением байриани. Больше всего вы хотите, чтобы оно получилось вкусным, и вы практически убеждены в том, что оно будет вкусным, так как у вас есть все необходимые ингредиенты и вы все делаете правильно.
Процесс презентации подобен вышеописанному. Разложите все ингредиенты вашей кампании на столе, так чтобы они находились в рамках параметров креативной стратегии (интонации, целевой аудитории, имиджа бренда и предложения). Вы можете использовать слайды, лекционные плакаты, компьютеры или просто читать текст. Поскольку это репетиция, не обязательно использовать весь дорогостоящий материал для своей презентации, приберегите его для того, чтобы поразить клиента.
Что важно иметь в виду
♦ Даже если вам известны все способы продаж, «судьи» знают об
этом больше.
♦ Они знают, что самое «вкусное» вы приберегаете на потом.
♦ Они догадываются о том, хорошо ли вы выполнили свою работу.
♦ Они умеют отличать хорошую идею от плохой.
♦ Если вы становитесь многословным, они начинают посматривать
на часы.
♦ Если они заинтересованы, то наклоняются вперед.
♦ Медленная и отчетливая речь помогает судьям сосредоточиться.
♦ Сползающее сари или падающие на глаза волосы их отвлекают.
♦ Замешкавшись, сделайте глоток воды.
♦ Даже если вы провалитесь, у вас есть время на доработку.
Подготовка к презентации
♦ Подготовьте весь материал, чтобы он был под рукой.
♦ Разработайте рациональное обоснование.
♦ Отчетливо сформулируйте доводы.
♦ Идите от известного к неизвестному.
♦ Будьте логичны.
♦ Наращивайте доказательность но мере приближения к финалу.
♦ Объясните главную идею.
♦ И ждите аплодисментов.
История о сыре «Philadelphia»
Презентации внутри агентства искрятся весельем. Однажды, много лет тому назад, будучи младшим копирайтером в Лондонском агентстве JWT, Я случайно оказалась на одной из крупных презентаций. Джилл Ферт, возглавлявшая одну из многочисленных креативных групп в этом агентстве, должна была вылететь на съемки в Европу и попросила меня заменить ее во время презентации сыра «Philadelphia». Я была вне себя от счастья!
Американские клиенты желали организовать экспериментальную международную кампанию для продвижения крем-сыра «Philadelphia» на общий рынок. Тогда, в 1977 г., это было абсолютным новшеством.
Из Франции, Италии, Великобритании и США были собраны креативные команды (копирайтер/художник). Джилл была копирайтером английской команды, однако поскольку она была вынуждена уехать, в последнюю минуту ее место занял англоязычный индийский копирай-тер. Процедура была элементарной. Все мероприятие длилось в течение трех дней. В первый день со всеми участниками было проведено краткое интервью, и все были разбиты по парам. Я получила художника-итальянца, который не знал ни слова по-английски. А другой американский художник рвал на себе волосы, потому что ему всучили французского копирайтера.
Верхний этаж здания JWT, Застеленный коврами и заставленный пышущими радиаторами (на улице была зима, и шел снег), был абсолютно пуст. И мы с ручками, карандашами и бумагой слонялись по этому пространству. Креативным командам не разрешалось разговаривать друг с другом — все должны были заниматься делом. Поэтому мы сидели на коврах, стараясь сохранять между собой приличное расстояние.
Все команды должны были провести в этом помещении три дня. Время от времени нам приносили чай, кофе и горячие закуски, пока мы занимались своей лихорадочной деятельностью. Поскольку я была «аутсайдером», по вечерам мне разрешали возвращаться домой, поэтому я не знаю, что происходило ночью. На третий день мы должны были вынырнуть из своих творческих глубин и представить результаты.
На совете присутствовал не только креативный директор английского филиала, но и директор американской компании, который специально прилетел на презентацию из Чикаго. При одной мысли о том, что мне предстоит выступать перед этими великими мира сего, волосы у меня вставали дыбом. Я умоляла Джилл, чтобы она вернулась со своих съемок, но она резонно отвечала: «Это твоя кампания, вот ты ее и представляй. Даже если я успею вернуться, то сяду в отдалении и буду тебя подбадривать жестами».
В конечном итоге все получилось как нельзя лучше. Американский художник представил такой коллаж, что мозги у всех встали набекрень. Остальные усердствовали в выдвижении идей, разрушающих национальные барьеры. А мы с моим итальянцем пошли классическим путем «хлеб и сыр»: «Philadelphia» с рогаликами, «Philadelphia» с французской булкой, «Philadelphia» с пиццей и т. д. Я очень нервничала, так как впервые представляла кампанию за рубежом!
Я пыталась отчетливо говорить и не размахивать руками, как это было со мной в последний раз в Индии, когда я рассказывала клиенту
О замысле рекламного ролика. Я была в таком возбуждении, что, когда закончила, клиент сказал: «Я не понял ни одного слова, Джун, но мне все очень понравилось!»
И теперь, когда я находилась в десяти тысячах миль от старого доброго Мумбая и вдали от своих друзей, передо мной стояла альтернатива — или выплыть, или потонуть. Я сжала зубы и вспомнила о Ганди. Я изложила свои сценарии на французском, иврите и итальянском, размахивая руками в индийском стиле. Сегодня я уже мало что помню, за исключением ситуации на скачках «с сыром и рогаликами», которую я пыталась излагать с идеальным акцентом кокни. Слушатели великодушно смеялись.
Совет высоко оценил творческую работу, проделанную нами за 72 часа. На презентации царила дружелюбная и неформальная атмосфера. И судьям было сложно решить, на какой кампании остановить свой выбор. Прошло несколько месяцев, а они так и не пришли к какому-либо определенному решению. Возможно, именно поэтому в Индии с рогаликами не едят сыр «Philadelphia». По крайней мере пока.
Навыки презентации совершенствуются со временем и опытом.
Защита своей работы
♦ Внимательно выслушивайте замечания.
♦ Записывайте возражения.
♦ Сосредоточьтесь на своих доводах.
♦ Сохраняйте спокойствие.
♦ Выжидайте, когда наступит тишина и внимание слушателей скон;
центрируется.
♦ Обсуждайте каждую проблему поэтапно. .
♦ Контрдоводы приводите внятно и кратко.
♦ Будьте почтительны по отношению к собеседникам.
♦ Будьте готовы изменить собственное мнение.
♦ Умейте понять чужую точку зрения.
♦ При необходимости умейте достойно сдаваться.
♦ Будьте готовы к пересмотру кампании.
♦ Держите себя в руках.
Защита работы является неотъемлемой частью деятельности копи-райтера. Если вы не умеете защищать собственные идеи, очень многое может оказаться выброшенным на свалку. А с другой стороны, надо обладать достаточной гибкостью, чтобы принимать чужие идеи, если они лучше, чем ваша. Жизнь в агентстве, как и жизнь вообще, — это взаимоотдача. Повсюду существуют свои правила и законы, однако не все их соблюдают. Но пока вы не достигли в своем деле вершин мастерства, разумнее придерживаться правил.
Как в очень сложных обстоятельствах мне помогла Библия
Тим Себастьян из ВВС Любит говорить, что самым тяжелым видом интервью является интервью, которое берется экспромтом. То же самое относится и к презентациям. Иногда приходится выступать, не имея возможности подготовиться. И главное в таких ситуациях — не впадать в панику. В критических ситуациях надо полагаться на опыт и многолетнюю дисциплину. Помолитесь и призовите на помощь все свои внутренние резервы.
Эта история произошла со мной во время конференции креативных директоров агентства НТА В 1989 г. (я уже упоминала о ней в главе, посвященной мозговому штурму и рождению гениальных идей). Короткое выступление, посвященное лидерству и вдохновленное текстами из Библии, принесло мне премию за экспромт. На самом деле так и происходит презентация. Единственное, чем я пользовалась, это нагрудный микрофон и несколько картинок, показанных с помощью эпидиаскопа.
Я должна была написать что-то о лидерстве. К этому времени мы уже выслушали выступления профессионалов, среди которых были Ч. Л. Праудфут из Административного комитета по координации, Джерри Рао из Городского банка, Альфред Де Суза — дирижер оркестра Бандра Стопгэпс, комиссар полиции и глава ашрама. Поэтому я решила начать как раз с того, чем они закончили...
Видео Аудио
Пустой экран Когда Иван приглашал меня в
Мадрасский филиал агентства НТА, Он сказал: «Джун, я хочу, чтобы ты стала лидером». Меня это очень взволновало, так как до этого я вела тихую жизнь в Пуне. Звук: вежливый смех. Поэтому, как только я поступила на работу в Мадрасский филиал,
1. (Текст, написанный От Руки.) Я стал учиться тому, что такое
Слушай/учись
Лидерство. Прежде всего мне
2. (Текст, написанный от руки.) Кругозор
Видение пред собой/ предвидение
3. (Текст, написанный от руки.)
Отвага
Мужество отстаивать и уступать
4. (Текст, написанный от руки.)
Эмпатия
Способность влезть в чужую шкуру, не вылезая из своей
5. Скетч логотипа саммита Креативный отдел 1989. Зеленые кружки 6. (Текст, написанный от руки.)
Мадрасский филиал и другие
у яслей
«Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов». Притчи, 14, 4
7. «Ленивая рука делает
бедным, а рука прилежных
обогащает». Притчи, 10, 4
Пришлось научиться слушать. Я выслушивала авторов. Выслушивала художников. Выслушивала агентов. Выслушивала телефонистку, сообщавшую мне, где я могу купить свежую рыбу после воскресной службы. Таким образом мне удалось многое узнать о своих сотрудниках и о своем месте работы. И это помогло мне научиться решать возникающие проблемы, даже самые сложные. Следующая вещь, которой я научилась, став лидером, — это способность видеть общую картину, что означает не подглядывание за коллегами, а знание их ошибок и недостатков.
Третьим необходимым качеством лидера является отвага, означающая готовность отстаивать свою точку зрения и признавать свои ошибки.
И последнее — лидер должен уметь сочувствовать окружающим. Я понимаю это как способность влезть в чужую шкуру, не вылезая из своей.
Вот так выглядит креативный отдел Мадрасского филиала — это авторские силы, (диаграмма) красные — художники, синие — операторы, фотографы и сотрудники, обеспечивающие аудио - и визуальные средства, и всех нас связывает воедино мой секретарь — господин Рамабхадран. Звук: снова смех, так как этот человек является старейшим сотрудником офиса и всего агентства. (Здесь я говорила о конкуренции, с которой агентство сталкивается в Мадрасе, о достоинствах и недостатках конкурентов.)
(Отчет о нашей деятельности в течение года и рассказ о том, как за три месяца наш доход увели-
Мадрасский филиал — 80 тысяч
Мы — № 1
Потому что мы стараемся
8. Новый бизнес
Индийский цемент, Сан-
полимер, Солидарность,
Городской банк, Химопласт,
Ашок Лейланд.
«...всегда ищите добра и друг другу, и всем».
1 - е послание Фесе. 5, 15
«Ибо Ты приумножишь славу
мою». Псалмы 71, 21
9. Агентство НТА
Мадрас
Территория искусства
«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся».
2 Коринф. 4, 8
10. «Все у вас да будете любовью». 1 Коринф. 16, 14 Молитва
Обзор Оперативные системы Открытые каналы
11. «Благословен человек,
Который надеется на Господа и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока....и не перестанет оно приносить плод». Иеремия 17, 7-8.
♦ рост неформальности обще
ния;
♦ повышение креативного уров
ня;
♦ развитие и выявление талан
тов;
♦ участие в креативных мастер
ских и семинарах;
♦ углубление доверительных
отношений внутри агентства;
♦ космополизация и модерни
зация творческого процесса.
Ился с 20 миллионов рупий до 80 миллионов.)
(Эта часть была посвящена не только нашим достижениям, но и планам на будущее.)
(Здесь следовала страстная мольба об увеличении ресурсов, так как в это время наш филиал был самым слабым и с трудом держался на плаву.)
(О действенном стиле в креативной деятельности, еженедельных собраниях, начинающихся с чтения духовных текстов и медитации, ежемесячных креативных обзоров и текущих отчетов, направленных на очистку коммуникационных каналов.) (Планы, надежды, мечты и упования на будущий год.)
12. Похвальное слово лидеру «Она делает покрывала и продает... Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». Притчи, 31, 24-25
(Свою речь я закончила немногословной, но искренней признательностью молодой даме, которая была генеральным менеджером нашего агентства.) Звук: тишина, за которой следует оглушительная овация.
Не забывайте, что люди, занимающиеся рекламой, чрезвычайно великодушны и непосредственны. И для меня замечания, сделанные в тот день моими старшими коллегами из других филиалов, гораздо ценнее полученной награды.
Именно в такие моменты понимаешь, что твой труд не пропал даром.
Задание
1. Вам предоставляются три минуты эфирного времени на телевидении сразу после получасового ток-шоу Сими Гареваля. Вы выходите в эфир сразу после музыкальной заставки. Вам надо собрать деньги для жертв землетрясения в Латуре. У вас нет никаких подсобных средств — только вы и ваш голос. Как вы заставите себя слушать? Как вы заставите зрителя сделать щедрые пожертвования?
2. Соберите группу друзей и знакомых и убедите их в необходимости сменить зубную пасту на «Dentium». Поклянитесь, что не отнимите у них более получаса!