РЕМЕСЛО КОПИРАЙТИНГА

Предпосылки творчества: печатная реклама

Вы уже знакомы со всеми основными ингредиентами, которые посту­пают в общий котел рекламной кампании. Интонация, имидж брена целевая аудитория, предложение. «Сварив» их вместе, вы в той или иной мере получаете позиционирование бренда, а также приближае­тесь к завершению проекта своей креативной стратегии. Однако до тех пор пока вы не попробовали свое варево, это все еще черновик-Метод мозгового штурма и выработка идей дают вам представление о том, что происходит в мозгу автора вне зависимости от того чем он пользуется - ручкой, карандашом или клавиатурой компьютера Тем же самым занимается и художник, только с помощью кисточки или фло­мастера. Следующие десять глав составляют основное блюдо этой кни­ги. Как и прежде, в конце каждой главы вас будет ждать задание Чем больше заданий вы выполните, тем лучше для вас. Чрезвычайно важно чтооы на каждом этапе вашу работу кто-нибудь оценивал, поэтому если у вас нет креативного руководителя, который мог бы вас направлять присылайте свои работы мне - естественно, за деньги!

Вы уже знаете, что печатная реклама распознается большинством люден по заголовку, изображению, тексту и подписи. Вы уже знаете что существует много видов печатной рекламы. Она может существо­вать отдельно или быть частью рекламной кампании. Она может под­держиваться другими средствами информации (телевидением, реклам­ными щитами), которые повторяют и усиливают то же самое сообщение А теперь давайте углубимся в этот процесс создания одного из наиболее важных средств информации

Знаменитые кампании основаны на великих идеях

Даже если вы познаете все законы копирайтинга или написания сце­нария для рекламного ролика, но не сможете предложить гениальную идею, которая предполагала бы, что дважды два не четыре, а пять, вам никогда не удастся создать хорошую рекламную кампанию и вы толь­ко зря потратите деньги клиента. А написание текста, помимо всего прочего, предполагает отчетность. Хорошим авторам платят за то, что они предлагают хорошие идеи.

Великая идея

В наше время компьютерной графики технологии сами по себе стано­вятся идеями, а поскольку доступ к этим технологиям имеют все, то у всех возникают одни и те же идеи, что приводит к тому, что каждый день по телевизору и в других местах мы видим приблизительно одно и то же. Большинство самых знаменитых кампаний было основано на одной-единетвенной великой идее.

Сигареты «Will's» — Созданы друг для друга.

«Liril's» — Свежесть водопада.

Телевизоры «Onida» — Дьявол.

Предпосылки творчества: печатная реклама

Не пора ли обзавестись вторым телевизором?

Серьезный вопрос.

Предпосылки творчества: печатная реклама

Air-India — Махараджа.

Предпосылки творчества: печатная реклама

На некоторое время забудьте о позиционировании бренда и осталь­ных ингредиентах. Если представить, что все эти кампании являются яствами на столе, вас помимо их внешнего вида прежде всего будет интересовать их вкус. Если перед вами стол, заставленный дымящей­ся бараниной, восхитительным суфле, вкуснейшим куриным карри, рыбным муссом и русским салатом, вы сможете насладиться самыми разными ощущениями, смакуя эти разнообразные блюда.

Делая комплименты хозяйке, чаще всего мы добавляем: «Что у вас за секрет приготовления этого блюда? Когда я готовлю куриное кар-ри — или рыбный мусс, или русский салат, — у меня получается со­всем другой вкус!» И возможно, хозяйка раскроет вам свою тайну. Ко­торой и является, когда дело касается рекламной кампании, великая идея. Существует много способов приготовления куриного карри, но шеф-повар, пользуясь теми же самыми ингредиентами, сделает такое, что остальные ему и в подметки годиться не будут. И вы должны по­пытаться стать именно таким шеф-поваром.

Хорошая печатная реклама

♦ Обладает великой идеей.

♦ Разрушает временные барьеры.

♦ Обладает притягательностью для всех поколений целевой аудитории.

♦ Бьет точно в цель.

♦ Сделана с использованием простых слов и выражений.

♦ Всегда свежа.

♦ Может быть многократно повторена.

♦ Долгосрочна.

♦ Совпадает с брендом/товаром.

♦ Соответствует товару.

♦ Обладает запоминающимся изображением.

Разминка '

Вспомните какие-нибудь выдающиеся рекламы. В чем заключается ве­ликая мысль в каждой из них? Что делает их запоминающимися? За­пишите свои ответы на эти вопросы.

♦ «Will's» — Созданы друг для друга (долгосрочность, акцент на
изображении, краткость, ясность, адекватность товару);

Эзоп Глим

В свое время мы многое почерпнули из книги Эзопа Глима, вышедшей в мягкой обложке в издательстве Dover. К несчастью, мало кто о нем слышал. Он написал очень простую книжку, которая называется «За чем и как пишется реклама». Если вам удастся ее найти — тут же хва­тайте и читайте. Глим предлагает гениальный способ написания заго­ловков. Он пользуется девятью основными притягательными свойства­ми, воздействующими на пять органов чувств и четыре инстинкта.

Притягательные свойства по Глиму

Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Инстинкты: секс/любовь, ярость/гнев, страх/самосохранение, голод.

Еще одна разминка

Попробуйте написать заголовки, воспользовавшись этими притяга­тельными свойствами. Выберите для этого какой-нибудь обычный предмет домашнего обихода — наручные часы, туфли, телефон, по-

СУДУ.

Напишите по меньшей мере три заголовка, пользуясь разными при­тягательными свойствами как пусковым механизмом для того, чтобы вызвать реакцию потребителя.

Можете пользоваться любым предложением, которое вам придет в голову. Задача заключается в том, чтобы познакомиться с пусковыми механизмами.

Товар: стиральная машина.

Целевая аудитория: домохозяйки.

Зрение

♦ «Она такая Красивая, Что я готова поставить ее в гостиной!»

♦ Выберите любой из 12 пастельных Тонов]

♦ Польза — за деньги, а Красота — бесплатно!

Слух

♦ Работает без единого Шороха.

♦ Вы поете, а машина Гудит.

♦ Щелк-ж-ж-ж-щелк — И ваша одежда идеально чиста!

Осязание

♦ «Мои хлопчатобумажные рубашки после стирки в ней становят­
ся Шелковистыми!»

♦ «Раджу просит постирать в ней своего Плюшевого Мишку».

♦ Никаких углов — одни Овалы!

Предпосылки творчества: печатная реклама Предпосылки творчества: печатная рекламаОбоняние

♦ Свежий Аромат Чистых простыней.

♦ Конец носочной Вони!

♦ «Теперь я могу отдохнуть и насладиться кофейным Ароматом!»

Вкус

♦ Теперь у вас будет больше времени на то, чтобы приготовить Обед

♦ «Стиральная машина вернула в наш дом второй Завтрак!»

♦ Так хороша, что прямо Съесть Хочется!

Секс/любовь

♦ Мягкие Пеленки на Нежной Младенческой коже.

♦ «Дорогая, ты вся Сияешь, — Может, сходим в ресторан?»

♦ Теперь вы можете завести Роман, Не выходя из дома.

Ярость/гнев

♦ «Муж захотел со мной Развестись, И тогда я купила стиральную
машину»

♦ «Раньше пятна от карри Доводили меня до бешенства]»

♦ «Наконец-то мы Избавились От мужчин-прачек!»

Страх

♦ Он Пропустил Самую главную встречу в своей жизни, потому что
у него был грязный воротничок.

♦ «Я никогда Не осмеливалась Воспользоваться своей ирландской
полотняной скатертью, пока у меня не появилась стиральная ма­
шина».

♦ И кто теперь Боится Пятен от куркумы?

Голод

♦ Теперь стирку можно совместить с Обедом.

♦ Мамочка, какие «вкусненькие» Кнопочки!

♦ «Каждый раз, когда миссис Ядов развешивает на веревке бело­
снежные рубашки своего мужа, меня завидки берут».

(Иногда для того чтобы попасть в цель, надо расширить сферу при­тяжения.)

Вы поняли? А теперь воспользуйтесь своим воображением и за ра­боту!

Если вы начнете относиться к притягательным свойствам Глима как к рычагам управления, то сможете определить, на какие именно рычаги следует нажимать, чтобы целевая аудитория откликнулась на ваше обра­щение. Вы можете назвать это манипулированием, но рекламные мето­дики как таковые не являются ни хорошими, ни плохими, и только их применение может считаться нравственным или безнравственным. И те же самые рычаги, которые могут заставить развязать кошельки состоя­тельных граждан для помощи бедствующим, используются для того, что­бы заставить молодежь курить сигареты. Все это входит в правила игры.

А теперь вернемся к предложению!

После того как вы научились писать заголовки в соответствии с при­тягательными свойствами Глима, попробуйте сделать основой своего текста предложение.

И в этом случае вам поможет простая формула Падамси:

Предложение = выгода потребителя + довод в пользу этой выгоды.

Выработка предложения

Предпосылки творчества: печатная реклама

Для того чтобы сформулировать предложение, необходимо соотнести сведения о товаре (довод в пользу выгоды) с потребительской потреб­ностью, которую эти сведения могут удовлетворить (выгода). Напри­мер, возьмем такой товар, как зубная паста. Составьте таблицу, как указано ниже, где в одной колонке будут перечислены все возможные запросы потребителя, а в горизонтальном ряду — соответствие товара этим запросам. Помните, что необходимо придерживаться фактиче­ской основы и в то же время пользоваться своим воображением, когда речь идет о потребностях покупателя. Вы можете представить себе та­кую потребность, о которой покупатель еще не догадывается!

 

Выгоды Товара* >

А

В

С

D

Е

F

G

Н

I

 

Потребности Потребителя

 

Белизна

-

X

-

-

-

X

X

-

-

 

Антибактериальное действие

-

-

-

-

-

-

-

X

-

 

Свежее дыхание

-

-

X

-

-

-

-

X

-

 

Противодействие возникновению зубного камня

-

-

-

-

-

-

X

X

-

 

Выгоды Товара* >

А

В

С

D

Е

F

G

Н

I

 

Потребности Потребителя

 

Хорошо пенится

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Укрепляет десны

-

-

X

-

-

-

-

X

-

 

Сохраняет эмаль

-

-

-

-

-

X

X

X

-

 

Обладает приятным вкусом

-

-

X

-

-

-

-

-

-

 

Заслуживает доверия

X

-

-

-

-

X

X

X

X

 

*А. От производителя зубной пасты «Volgate».

B. Белая, не пенящаяся зубная паста.

C. Приятный вкус.

D. Экономична.

E. Выпускается в пластиковых тюбиках.

F. Содержит кальций.

G. Содержит отбеливающий фермент.
Н. Содержит антисептический фермент.

I. Прилагается бесплатная зубная щетка.

Предположим, что наша зубная паста называется «Dentium». Кли­ент утверждает, что она отличается от всех остальных паст на рынке, так как содержит кальций, который укрепляет эмаль. Сопоставьте имеющиеся факты с потребностями покупателя, указанными в табли­це. Поставьте крестик там, где качества товара совпадают с потребно­стями покупателя, и минус там, где нет. Затем подсчитайте количе­ство крестиков и посмотрите, что у вас получится.

Заметьте, что «антисептические» свойства в сочетании с «довери­ем» уже обеспечат вам победу. И изучив конкурентов, вы можете ре­шить, что на рынке существует ниша, дожидающаяся того, чтобы ее заполнили. «Dentium» — единственная паста на рынке, которая содер­жит кальций.

Но в колонке F стоит всего лишь три крестика — не означает ли это, что кальций нельзя использовать в качестве достоинства? Нет, не означает. Просто креативная команда должна создать спрос на пасту, содержащую кальций, точно так же, как паста «Promise» в качестве достоинства выдвигает содержание гвоздичного масла. Таким образом, ваше предложение может выглядеть следующим образом.

А. Обогащенный кальцием новый -«Dentium» для крепких зубов;

Или

Б. Новый «Dentium» с кальцием чистит и укрепляет зубы.

Вполне допустимо, чтобы товар обладал двумя достоинствами, кото­рые подчеркиваются первичным и вторичным акцентами. Однако из соображений позиционирования бренда лучше придерживаться одного более сильного или более редкого достоинства. А вы как думаете?

Теперь пришло время выразить предложение в виде заголовка. Как правило, вы можете основывать свою кампанию на двух различных/ альтернативных предложениях, чтобы посмотреть, какое из них луч­ше. Это довольно распространенная методика, особенно в тех случаях, когда существуют сомнения. Тогда вы позволяете оценить их самому потребителю в экспериментальной рыночной ситуации. Или вы мо­жете разработать разные подходы или методики для выражения одно­го и того же предложения и предоставить выбор клиенту.

Все это является составляющей частью креативного процесса, ког­да вы отсекаете все лишнее, пока не получается идеально отточенная кампания. На этом этапе проводится обсуждение кампании в печати, но то же самое предложение или идея могут быть реализованы и в дру­гих средствах массовой информации, таких, как радио или телевиде­ние.

Для того чтобы разработать приемлемое предложение, необходимо время. А еще больше времени потребуется для того, чтобы сформули­ровать заголовки, которые будут выражать собой предложение. Не отчаивайтесь — вы овладеваете ремеслом. Хорошим копирайтером не рождаются, а становятся. Прислушайтесь к Ширли де Суза, которая предоставила мне возможность написать первый текст и сама сделала крайне успешную карьеру в области рекламы.

Копирайтером не рождаются, а становятся Ширли де Суза

Я совершенно случайно столкнулась с рекламной деятельностью, посту­пив в 1 959 г. на работу в Lintas. На самом деле я никогда об этом не думала, но Господь распорядился иначе. И вот в силу нескольких поворотов судьбы, пройдя два интервью и два отборочных теста, я оказалась секретарем ав­торского отдела. Позднее Герсон да Куна сказал мне, что я оказалась един­ственной из нескольких сотен (или даже тысяч?), кто правильно написал имя Цезаря.

В то время Герсон да Куна возглавлял авторский отдел, а Алик Падам-си — киносъемочный. Тогда в креативном отделе работали Шайам Бенегал, Керси Катрак, Ума Крупанидхи, Рок Перейра, покойная Муби Исмаил и Элен Анчен — легенда СМИ, временно работавшая в рекламе.

До того как я оказалась в Lintas, Слово «творчество» наводило на меня ужас, так как все учителя приходили в отчаяние от моего почерка. Однако уже и в то время я обладала тем, что в Lintas Называли «искрой Божьей».

Предпосылки творчества: печатная рекламаМои сочинения хранятся в школьных архивах — мой учитель по английско­му языку не сомневался в том, что я получу стипендию — мои письма род­ственникам, рассеянным по всему миру, всегда были желанными и пере­читывались по несколько раз. Мое творческое начало находило выход в лимериках, которые я писала друзьям, и поздравлениях для родных и зна­комых.

Господь, безусловно, имел на меня какие-то виды, потому что после за­мужества и рождения трех прекрасных сыновей, а также после одиннадца­ти лет работы секретарем я по приглашению Алика Падамси и настоянию Муби Исмаил занялась авторской работой.

С тех пор и до самой отставки в 1998 г. я успела написать рекламы для всех товаров, которые только существуют на Земле, — начиная с банков, продовольствия, кремов и сигарет и заканчивая тканями, авиакомпания­ми, моющими средствами и общественными услугами. И теперь я хочу по­делиться с вами кое-какими соображениями, которые в свое время помог­ли мне.

♦ Алик Падамси был великолепным учителем. Впрочем, я сейчас не об
этом. Стены в длинном кабинете Алика были завешаны лучшими образ­
цами рекламы и вырезками из газет и журналов. Думаю, одна из них во­
площала в себе то, к чему должен стремиться любой творческий человек.
Она гласила: «Удиви меня». Всего два слова, но когда они исходили от
«творца великих рекламных идей», который видел и пережил практиче­
ски все, то казались брошенным нам вызовом. И мы делали все, чтобы
ему соответствовать.

♦ Копирайтинг — ремесло, требующее огромного труда. То, что начинается с
аннотации, должно быть «просеяно» и превращено в предложение, содер­
жащее в себе объяснение выгоды и доводов в ее пользу. Это одна из основ,
с которой меня познакомил Косси Розарио во время моего обучения. Труд­
но представить себе лучшего педагога в области рекламного творчества,
чем он. Он познакомил нас с анализом, логикой и системой соответствия —
основными механизмами торговли. Без них сделать ничего невозможно.
Овладев же этой крепкой базой, вы можете отправляться в путь.

♦ Если Косси обеспечил меня фундаментом, то Муби научила меня летать.
Ее рекламная философия заключалась в том, чтобы подальше держать­
ся от клише. И ее работа блестяще это доказывала — ее рекламные ро­
лики завоевывали премию за премией на ежегодных конкурсах Реклам­
ного клуба.

♦ В 1971 г. на творческий конкурс была приглашена очаровательная особа,
чему во многом поспособствовала фраза, написанная ею в заявлении:
«Я обладаю чувством юмора». Эта фраза остановила на себе взгляд Муби,
от чего мир рекламы сильно выиграл. У нас появилась Джун Валладарес.
Много лет спустя, когда ее попросили что-нибудь написать на пятидесяти­
летие компании, она произнесла восхитительную фразу: «Когда у меня воз­
никали проблемы, я всегда молилась— Господи, мне надо чтобы ты отве­
тил как можно быстрее!»

♦ Потрясающая вещь, когда узнаешь, что твоя реклама не осталась незаме­
ченной, и слышишь, как кто-нибудь говорит: «Жаль, что мне это не пришло
в голову!». Это самый лучший комплимент — крупица зависти в пьянящем
вине успеха.

♦ С радостью могу сказать, что некоторым из моих рекламных работ была
суждена долгая жизнь. Заголовок «Живите по-королевски» в рекламе
«Live Life Kingsize» сначала был выдвинут на конкурс, а потом стал гене­
ральной линией кампании. В двух словах он искусно объединяет в себе
стиль жизни с качеством бренда. Он просуществовал два десятилетия,
пережив многие агентства. Я убеждена, что название бренда играет
очень важную роль, обращаясь к покупателю прямо с полки магазина.
Например, «Добрый день» и «Парк-авеню» сразу завоевали покупателей,
потому что название этих брендов привлекали целевую аудиторию. Рек­
ламная идея направлена на создание крепкого имиджа бренда. Приме­
ром такой идеи может служить реклама Городского банка — «Бессроч­
ные вклады», которая тут же привела к успеху.

♦ Я хотела бы упомянуть несколько работ, воздействие которых было на­
столько сильно, что они были перенесены на упаковку. В 70-х гг. считалось,
что «Glucose-D» недостаточно сладкая. Задача заключалась в том, чтобы
потребитель ощутил ее вкус, не открывая упаковки. Клиенты согласились
с тем, что моя фраза «"Glucose-D" — сладкий вкус энергии» отвечает этой
задаче, и напечатали ее на упаковке. Когда продажи «Anikspray» упали, я
подумала о том, что можно использовать особенности его упаковки, напо­
минавшей бутылку молока. Так родилась визуальная идея, ставшая симво­
лом бренда,— «Нет молока, нет проблем». На картинке была изображена
пустая перевернутая бутылка из-под молока рядом с пачкой «Anikspray».
Эта идея также была использована в оформлении упаковки.

Сегодня копирайтинг является для меня естественным процессом. Я даже не занимаюсь анализом. Для того чтобы написать хороший текст, прежде все­го надо познакомиться с товаром. Почувствовать его, попробовать его, пожить с ним. А потом поставьте себя на место целевого потребителя: почему он дол­жен предпочесть ваш товар, несмотря на существующих конкурентов? Если вы найдете этот самородок — будь то предложение жить по-королевски, дом на Парк-авеню, банковский вклад, которым можно воспользоваться в любое время, или просто пожелание доброго дня — вы преуспели. А дальше исполь­зуйте его на полную катушку.

Задание

Выберите 10 понравившихся вам рекламных объявлений из ежеднев­ных газет. Что именно в них привлекло ваше внимание:

♦ заголовок;

♦ изображение;

♦ рекламное сообщение;

♦ интонация;

♦ макет;

♦ шрифты;

♦ расположение в газете;

♦ интерес к рекламируемому предмету?

Еще одно задание?

Изучите рубричную рекламу в «The Times of India», например брач­ные объявления, объявления о продаже и т. д.

1. Напишите объявление в раздел «Вакансии» для самого себя. По­
думайте о том, к кому вы обращаетесь. Подумайте, что вам могут
ответить.

2. Напишите объявление из 50 слов о продаже дома за городом.

3. Напишите объявление из 30 слов о продаже подержанного пиа­
нино.

Важно

Изучая объявления, определите слова и фразы, которые произвели на вас самое сильное впечатление. Как вы думаете, чем это объясняется? Выпишите эти слова.

Ваша личная записная книжка

Красочные Существительные

Активные Глаголы

Емкие Фразы

РЕМЕСЛО КОПИРАЙТИНГА

Конец пути

Что бывает, когда вечеринка заканчивается? Что происходит с копи-райтерами, когда они становятся зрелыми мастерами? Лично я полу­чаю особое удовольствие, когда узнаю, что какая-нибудь знаменитость начинала свою карьеру копирайтером в рекламном …

Жизнь в рекламном агентстве

Основным богатством рекламного агентства являются люди. А глав­нымтоваром агентства являются талантливые творческие идеи. И чем более счастливыми и довольными ощущают себя сотрудники, тем выше их продуктивность. Именно поэтому руководство персоналом …

Презентация для клиентов

Генеральная репетиция закончена. Наступает время «Ч». Кровь, пот и слезы нескольких недель или даже месяцев приводят к гранд-финалу, когда агентство должно проявить характер. Агенты повязывают галстуки и надевают пиджаки, члены …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.