Интонация
Вы сидите в обычном вагоне электропоезда, направляясь из пригорода Мумбая в центр города. Закройте на несколько минут глаза и обратитесь в слух. И тут же все оживет. Вы начнете различать голоса, говорящие на разных языках. Услышите речь женщин, мужчин и детей. Вы сможете даже определить настроение людей по их интонациям. Вот — тихое воркование матери, держащей ребенка. Резкий голос усталого контролера. Заунывное нытье нищего. Два мужских голоса, яростно спорящих о политике. В углу хихикают две девочки-подростка — их голоса звучат молодо и радостно, можно догадаться, что они обсуждают знакомых мальчиков или предстоящие летние каникулы.
Интонация зачастую говорит нам даже больше, чем выражение лица. Во время речи ваша интонация постоянно меняется. С помощью одной интонации вы увещеваете непослушного ребенка и с помощью совсем другой успокаиваете его, когда он напуган и нуждается в утешении. Вы можете пользоваться интонацией, для того чтобы успокаивать, отдавать распоряжения, поднимать тревогу и вызывать жалость. Короче, вы пользуетесь ею для того, чтобы вызвать у человека какое-либо настроение или побудить его к действию.
Поэтому, прежде чем приступить к созданию рекламы, выберите, ' какой интонацией вы будете пользоваться, обращаясь к своей целевой аудитории. Какие чувства вы собираетесь разбудить в душе домохозяйки? Доверие или страх? Какая интонация заставит вашего читателя откликнуться именно так, как вы того хотите? Интонация является определяющим элементом вашего обращения.
Обычно интонация содержится в тексте, но изображение должно обладать той же интонацией. Неразумно обращаться к аудитории мягко и нежно, демонстрируя горящую Хиросиму, если, конечно, вы не собираетесь вызвать у нее шок. (Иногда подобный ход может оказаться гениальной идеей.) Но, как правило, текст и изображение должны
Обладать одной и той же интонацией. И нарушать это правило вы сможете только тогда, когда станете истинным профессионалом! Пока эти счастливые времена не наступили, помните, что интонация — это фундамент, на котором создается бренд!
Интонация тесно связана с призывами, которые используются в рекламной стратегии. Из следующей главы, посвященной предложению, вы узнаете об этом больше. Особенно актуальной интонация становится, когда вы начинаете обдумывать свою будущую кампанию. Она должна соответствовать той целевой аудитории, которой вы адресуете обращение. Единственное, о чем вы должны помнить, так это о том, чтобы все камни фундамента были плотно подогнаны друг к другу. Всем хорошим архитекторам известно — чем ровнее сложены камни, тем устойчивее и крепче постройка. Меня всегда потрясала массивная кладка египетских пирамид, которые стоят уже не одно тысячелетие.
В качестве упражнения обдумайте следующее предложение:
«Я бы тебя убил».
Какой интонацией вы бы воспользовались, разговаривая с
♦ возлюбленным;
♦ сыном;
♦ начальником;
♦ бабушкой?
Представьте себе обстоятельства, которые заставили бы вас в каждом отдельном случае произнести эти слова.
В качестве второго упражнения представьте себе, что вы королева Англии.
Она только что узнала, что в Европе разразилась Третья мировая война. Как, на ваш взгляд, она передаст эту новость
♦ принцу Филиппу;
♦ американскому президенту;
♦ британской общественности;
♦ своему младшему внуку?
Интонация обостряет воображение и рождает новые мысли.
Далее приведены два рекламных текста, в которых интонация является определяющей, заслоняя собой банальные иллюстрации, характерные для туристической рекламы. В конце концов, все пляжи, пальмы, океаны и пятизвездочные бассейны похожи друг на друга. Именно поэтому эти тексты рекламы австралийского туризма мне так нравятся. Они обладают поэзией, которой так редко пользуются копирайтеры.
Ритм и размер
Ниже представлены два поистине блистательных текста, опубликованных в полиграфической рекламе австралийского туризма. Они полностью соответствуют интонации и духу заголовка. Отсутствие визуального элемента полностью компенсировано текстом, который достоин внимательного изучения. В обоих случаях обратите внимание на использованные ритм и размер. Первый написан в ритме вальса. Второй «пришпоривает» читателя, заставляя его пуститься в присядку.
Кроме этого, тексты полностью соответствуют шестиэтапной структуре Эзопа Глима, о которой вы узнаете в главе 16. Надо ли говорить что-нибудь еще?
Первое объявление
Заголовок. Вал Сма Тильды
Текст. Вы никогда не ощутите истинное звучание «Вальса Матильды», пока не услышите его с австралийским акцентом. И лучше всего в «стране антиподов».
Например, на природе, сидя у костра (а в котелке вот-вот вскипит чай).
Или на чьей-нибудь ферме, где вы почувствуете себя настоящим австралийцем.
И даже у рояля в роскошном отеле в одном из крупных городов.
А пока почему бы вам не пройтись в ритме вальса по 120-страничному путеводителю по Австралии, который вы можете получить бесплатно, позвонив по телефону 18004453000 и обратившись в отдел «Гео11».
А потом приходите, и мы потанцуем вместе.
Подпись. Австралия, удивительная «страна антиподов».
Второе объявление
Заголовок. Конные сачки
Текст. Сачки для коней? Да нет же, австралийские скачки. Спорт — это наш образ жизни. А скачки — любимое развлечение.
Вы когда-нибудь задумывались о том, кто изобрел камеру для съемки фотофиниша? А тотализатор? Это мы, австралийцы.
Мы живем на континенте чудес, которые только и ждут вашего приезда. Ну, так что скажете, ребята? Позвоните по телефону 18004453000 и обрати - тесь в отдел «Гео11» за бесплатным 120-страничным путеводителем по Австралии.
А потом приезжайте и посмотрите на наши конные сачки.
Подпись. Австралия, удивительная «страна антиподов».
В интонации отчетливо используется австралийский диалект, и те из вас, кто бывал в этой стране, тут же его услышат. Австралийцы настолько невнятно произносят английские слова, что зачастую их не
Возможно разобрать. В этих текстах в качестве отправной точки используется австралийский акцент. И в то же время они передают легкое и безмятежное отношение к жизни, свойственное австралийцам.
Задание
1. Выберите 10 газетных или журнальных объявлений, которые вам
нравятся.
2. Попробуйте определить, кому адресована эта реклама. Опишите
в одном абзаце целевую аудиторию в каждом конкретном случае.
3. Какая интонация использована в каждом из этих объявлений?
4. Откликнется ли на нее целевая аудитория, с вашей точки зрения?
5. Соответствует ли эта интонация рекламируемому бренду?
Положите эти вырезки в свою папку для дальнейшего использования.