РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России
На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.
Однако инвестиционный климат в России по-прежнему признается многими иностранными инвесторами неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, часто изменяющегося законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитой рыночной инфраструктуры. Ими отмечается наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов, касающихся иностранных инвестиций и налогов, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными органами власти. На такие основополагающие вопросы, как право собственности на землю, механизм реализации залоговых форм для иностранных инвестиций, не дается однозначных ответов. Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах, конкретных предприятиях и инвестиционных проектах, правовой базе также сдерживает приток иностранных инвестиций.
Для привлечения широкомасштабных зарубежных средств в развитие ТЭК помимо создания в стране благоприятного инвестиционного климата необходимо также иметь соответствующие долгосрочные инвестиционные программы, отвечающие общепринятым требованиям международных финансовых организаций. Одной из таких программ можно считать "Совместное российско-американское исследование альтернатив развития электроэнергетики России (инвестиционная программа для России)" — СИАРЭ, — выполненное в 1994-1995 гг. в рамках Комиссии Гора-Черномырдина[44]. Эта работа была направлена на определение инвестиционных потребностей электроэнергетики России на ближайшие 15 лет. Слово "альтернативы" появилось в названии исследования в связи с тем, что экспертами России и США в ходе совместных работ были рассмотрены все реально возможные направления развития электроэнергетики: тепловой (на различных видах топлива), гидравлической, атомной, а также возможности энергосбережения как альтернативы развития генерирующих мощностей.
Для выполнения исследования были организованы пять рабочих групп, в которые вошли ведущие ученые и специалисты на - учно-исследовательских организаций и электроэнергетических компаний обеих стран, а также Координационный комитет, в состав которого вошли представители таких правительственных организаций двух государств, как: Минтопэнерго России, Минатом России, Минэкономики России; Агентство по международному развитию. Государственный департамент, Министерство энергетики и Комиссия по регулированию атомной энергетики США. Возглавили Координационный комитет три сопредседателя: А. Мастепанов (Минтопэнерго России), Г. Нефедов (Минатом России) и К. Кэслер (Государственный департамент США).
Целью исследования являлась разработка поэтапной программы инвестирования российской электроэнергетики на 1995 2000 гг. на основе объективной оценки возможных путей ее развития до 2010 г. Исследование было направлено на надежное и экономически обоснованное обеспечение будущих потребностей России в электроэнергии при соответствии нормам окружающей среды и безопасности.
В ходе исследования при определении потребностей в инвестициях были приняты во внимание различные прогнозы динамики выхода России из экономического кризиса. В конечном итоге в основу исследования были положены два сценария развития электропотребления, разработанные российскими специалистами в рамках Энергетической стратегии России. В этих сценариях уже была учтена экономия электроэнергии благодаря реализации малозатратных и беззатратных мероприятий по повышению энергоэффективности, а также в результате ожидаемой структурной перестройки российской экономики.
Рабочие группы разработали варианты возможного перспективного развития в области энергосбережения, теплоэнергетики, атомной энергетики, гидроэнергетики, усовершенствования
Электрических сетей и диспетчерского управления и оценили соответствующие затраты.
На основе оценки требуемых инвестиций был рассчитан объем необходимого финансирования и определены его внешние и внутренние потенциальные источники. Все сценарии и расчеты потребностей в финансировании основаны на ряде отличающихся неопределенностью допущений относительно будущего развития, и поэтому совместная группа подготовила такую инвестиционную стратегию, где учтены главные элементы этой неопределенности. По мере того как направление реформ и степень приближения к рыночной экономике будут становиться более отчетливыми, придется периодически пересматривать инвестиционные приоритеты.
В качестве основного инструмента исследования были использованы две взаимодополняющие модели комплексного планирования. Российская имитационная модель (разработка ИНЭИ РАН) базировалась на детальном знании экспертами всей энергосистемы страны, отборе технологий производства и сбережения электроэнергии на основе их экономической эффективности и учете ограничений по топливоснабжению и воздействий на окружающую среду. В американской модели для анализа того же круга вопросов, что и в российской, использовался метод оптимизации по минимуму затрат. Гибкость практического применения американской модели позволила проверить зависимость получаемых результатов от неопределенностей прогнозов экономического развития и политических решений. Главным итогом разработок по обеим моделям явилась очень близкая сходимость полученных результатов, что дало основание считать их достаточно надежными.
В ходе исследования были детально проанализированы следующие основные варианты развития электроэнергетики:
Энергосбережение: применение нового, более эффективного оборудования и технологических процессов (освещение, электродвигатели и т. п.) и возможные сроки их внедрения.
Теплоэнергетика:
• реконструкция и модернизация, включая переход на передовые технологии сжигания топлива и П ГУ;
• продление срока эксплуатации ТЭС;
• сооружение новых станций на угле и природном газе;
• перевод на другой вид топлива и модернизация;
• технологии снижения вредных выбросов (азото - и сероочистка отходящих газов).
• модернизация в целях повышения безопасности действующих реакторов первого поколения (РБМК и ВВЭР 440/230) при эксплуатации их до окончания проектного срока службы;
• снятие реакторов первого поколения с эксплуатации в соответствии с российской и американской практикой;
• перепрофилирование блока № 1 Ростовской А Э С в энергоблок на органическом топливе;
• завершение строительства блока № 3 Калининской АЭС;
• модернизация в целях повышения безопасности действующих реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-440/213;
• строительство АЭС нового поколения с реакторами НП-500.
Гидроэнергетика: завершение ведущейся реконструкции и
Строительства ряда ГЭС и дополнительная реконструкция и строительство ряда новых станций.
Линии электропередачи и диспетчерское управление: Усиление существующих межсистемных связей, развитие системы управления электрическими сетями регионов, усовершенствование распределительных сетей для сокращения потерь.
При помощи названных моделей комплексного планирования были оценены поэтапные потребности в инвестициях и топливных ресурсах. На основе оценки требуемых инвестиций был рассчитан объем необходимого финансирования и определены его потенциальные внешние и внутренние источники. Так как все сценарии и расчеты потребностей в финансировании были основаны на ряде допущений, в результате совместной работы была разработана такая инвестиционная стратегия, которая учитывала главные элементы этой неопределенности.
Основные выводы совместного исследования альтернатив развития электроэнергетики.
Во-первых, совместное исследование показало определяющую роль электроэнергетики для развития экономики страны в новых условиях. Главные выводы СИАРЭ подтверждают значение, которое придается электроэнергетике в Энергетической стратегии России.
Во-вторых, СИАРЭ показало важность поэтапного осуществления Россией в ближайшие 10... 15 лет ряда приоритетных проектов для достижения максимального экономического эффекта, от инвестиций в производство электроэнергии до энергосбережения. Потребность в средствах в ближайшие десять лет составит от 32 до «V/ млрд дол. в зависимости от спроса на электроэнергию.
В-третьих, исследование показало необходимость широкого использования внешних источников финансирования для развития электроэнергетики. В частности, уже сейчас и в ближайшие 1,5-2 года требуется финансовая поддержка ряда высокоприоритетных проектов Международным финансовым сообществом в объеме примерно 2...4 млрд дол.
Проведенный анализ показывает, что в период 1995- 2000 гг. России следует развивать следующие направления в порядке их приоритетности:
• Повышение эффективности конечного использования электроэнергии;
• Модернизация АЭС в целях повышения их безопасности, особенно реакторов первого поколения, где это одобрено регулирующими органами;
• Развитие Единой энергетической системы России за счет расширения сетей и увеличения пропускной способности внутрисистемных и межсистемных связей, особенно между энергодефицитными районами и территориями с избыточной мощностью, и модернизации центров диспетчерского управления;
• Модернизация и реконструкция тепловых электростанций на органическом топливе с применением самой передовой технологии и учетом возможности продления срока эксплуатации;
• Завершение строительства атомных электростанций. по которым имеется большой строительный задел:
• Сооружение новых электростанций на природном газе с парогазовыми установками и газовыми турбинами простого цикла;
• Доведение рабочего проектирования атомных электростанций нового поколения до уровня, необходимого для лицензирования органами надзора.
Таким образом, по нашему мнению и согласно имеющимся расчетам, именно в эти направления развития электроэнергетики России наиболее целесообразно вкладывать средства как отечественным, так и зарубежным инвесторам.
В период 2000-2005 гг. все большее значение будет обретать завершение строительства крупных гидроэлектростанций, сооружение экологически чистых электростанций на угле и атомных электростанций нового поколения. Приоритетом для долгосрочной научно-технической политики России должно стать проектирование и создание потенциала для строительства атомных электростанций с реакторами НП-500 и НП-1000 нового поколения и более экологически чистых энергоблоков на угле для обеспечения ввода к 2010 г. новых мощностей АЭС и экологически более чистых угольных электростанции.
Признавая ценность и важность результатов Совместного исследования, Российская сторона дополнительно разработала рациональную программу инвестирования, основанную на материалах СИАРЭ. В программе используются результаты совместного исследования с учетом:
• недостатка инвестиционного капитала в течении ближайших пяти лет;
• социально-экономической политики в отношении занятости в топливно-энергетическом комплексе;
• энергетической политики в отношении внутреннего использования и экспорта природного газа.
По мнению российской стороны, инвестиции в различные виды технологий будут осуществляться в соответствии с названными приоритетами, но окончательные решения по отдельным проектам электроэнергетике будут приниматься на основе предпочтений инвесторов и инициатив правительства по стимулированию инвестиций, включав научно-исследовательские и опыт- но-конструкторские работы.
На основе проведенных и следований были оценены потребности российской электроэнергетики в инвестиционных ресурсах, которые составят уже в ближайшие пять лет, в зависимости, в основном, от уровня потребления электроэнергии, от 12 до 34 млрд дол. (табл. 6.3).
Как ожидается, электроэнергетика должна удовлетворить 70...75% этой потребности за счет собственных финансовых ресурсов. Согласно расчетам., необходимое для этого увеличение тарифов составит до 1 цента за кВт-ч. В краткосрочной перспективе воздействие на тариф может быть уменьшено при финансировании с использованием заемных средств. По оценкам, приведенным в табл. 6.4 внешние источники финансирования смогут обеспечить примерно 25...30% необходимых электроэнергетике капиталовложений (от 3 до 10 млрд дол.).
Важная роль в финансировании электроэнергетики принадлежит Правительству Российской Федерации. Правительственные решения по вопросам приватизации предприятий, использования вырученных от этого средств и будущей организационной структуры отрасли повлияют на объем привлекаемых средств и на то, какие хозяйственные единицы (частные или государственные, занятые производством, передачей или распределе-
[1] "Онергоизбыточные регионы являются экспортерами энергоресурсов, и это накладывает отпечаток на все стороны их жизни. Напротив, для энер - годефинитных регионов в ряде случаев становится эффективным импортировать энергоресурсы из-за границы.
К настоящему времени в международной практике уже закрепились такие термины и понятия, как "внешняя - энергетическая политика", "международная - энергетическая политика", "энергетическая дипломатия". Чаше всего с ними связывают разработку и реализацию внешнеполитических мероприятий, направленных прежде всего на обеспечение энергетической безопасности страны, интересов ее субъектов энергетического профиля, а также использование энергетического фактора для достижения политических целей в международных отношениях. 8
[3] Анализ сложившегося положения и рекомендации по корректировке как макрожономической политики государства, так и ценовой и налоговой политики в ТЭК даны в 14-71, ночному idea> мы их больше рассматривать не будем.
[4] См., например, /2, 10-121.
[5] В первом полугодии 1997 г. впервые ш годы реформ возросла добыча нефти.
[6] Написан на основе /36-40/.
[7] В последние годы приходится учитывать и швисимость тергопотре - бления от налоговой политики на тергоресурсы, ибо налоги, акцизы и другие платежи составляют свыше 70'Х ротичных цен на нефтепродукты.
[8] Подросшее об том будет ска кию в главе 6.
[9] Под энергетическими системами здесь и далее понимаются электроэнергетические, нефтега «транспортные системы, а также комбинированные системы топливо - и энергоснабжения, охватывающие районы различного таксономического ранга, т. е. энергоснабжаюгцие системы в современ ном представлении об энергетике как совокупности энергопотребляющих и энергоснабжающих систем /17/.
[10] Однако, как отмечают многие специалисты, дальше понимания необходимости региональной политики дело, по сути, не пошло. Правительство не смогло "вписать" региональные механизмы в технологию проводимого в стране реформирования. Предпочтение было отдано традиционным инструментам, сформированным по моделям либо существовавшим в плановой >ко - номике, либо скалькированным с систем, действующих в странах с Paieumou рыночной жономикои 116,17/.
[11] В политическом и деловом лексиконе появилось доже понятие 'Энергетическая не швисимость" региона. В его основе - острота проблемы надежного тергоснабжепия в условиях дефицита тергоресурсов и значительного увеличения их стоимости /20/.
[12] Подробнее о выборе приоритетов и определении целей для отдельных объектов региональной шергетической политики см.1201.
[13] Что мы и наблюдаем вот уже который год в Приморском крае.
[14] Автор - один из членов тих структур.
[15] Как известно, в плановой жопо. мике цепы па топливо и тер гит, как, впрочем, и на другую продукцию, устанавливались централизованно. Также централизованно они и изменялись в результате общего пересмотра всей системы цеп примерно один Pas в 10 лет С/955, 1967, 1975, 1982 гг.). По сути, спрос и предложение товаров и услуг в плановой жономике были независимы от цеп и издержек ///.
[16] Оценка Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
[17] В /6/ даны несколько более высокие оценки: 672...761 млрд м в 2005 г. и 700... 788 млрд м в 2010 г.
[18] К ним, с учетом мировой практики ра (работки угольных месторождений, могут быть отнесены достаточно мощные пласты: при открытой Pai- рабошке мощностью свыше 6,5 м, при подземной более 1,8 м и пологом Их залегании, а также неопасные по внезапным выбросам и горным ударам, при незначительной газоносности и приемлемой природной зольности менее 32% /8. с. 246-247!.
[19] Первые тысячи м гаю поступит в Петрошводск уже в 1996 г.
[19] Здесь и долее данные по численности населения приведены по состоянию па 01.01.96 г. /10/. По тому же источнику приведены данные по структуре промышленного нрои тодстна в 1995 г. и нрои нюдству ыект/хппергии.
[20] Необходимо отметить, что по уровню социального Paseumux Северный район существенно отстает от других регионов России. Так, по обеспеченности населения жильем, его благоустройству и комфортности европейский Север занимает одно из последних мест в Федерации.
[21] Подробнее о строительстве нефтеналивных терминалов па Балтике, связанных с ПК', будет сказано в следующем разделе.
[22] Введена в жснлуатацию в 1976 г., установленная мощность 2020 МВт.
[23] Подробнее проект тергомоста "Восток-Запад" будет рассмотрен в следующем разделе.
[24] Имеется и другой вариант первой очереди 19 млн т нефти и 4 млн т нефтепродуктов в год / 18/.
[25] Своего пика пефтегаювая промышленность достигла в конце 60-х начале 70-х гг.: 34,8 млн т нефти и 47,1 млрд м гаш.
[26] Летом 1997 г. дала первую нефть скважина "Володарская" в Астраханской области. По предварительным нрогношм, что новое месторождение превосходит по шпасам нефти уникальное Тенгтское (Казахстан). В Целом же по Астраханской области шпасы нефти оцениваются в объеме 5...8 млрд ш.
[27] Но информации газеты "Коммерсантъ-Duly", в "ЛУКойле" считают, что реальные запасы нефти на том участке могут составить от Я50 до более чем I млрд ш [20/.
[28] Сейчас подобные работы ведутся практически на всех НИЗ региона. Основные направления увеличение глубины переработки до 86...88%. достижение международных стандартов качества продукции, снижение Uidep- жек прои юодства. В тих целях намечается ввод в жсплуатацию новейших комплексов и установок каталитического крекинга и гидрокрекинга, вакуумной перегонки мазута, изомеризации бензина, замедленного коксования, а также прои юодств высококачественных масел.
[29] Важнейшей шдачей остается и устранение негативных последствий в результате затопления территории Ui-Ia строительства Чебоксарской ГЭС и других объектов гидрошергетики.
[30] С февраля 1997 г. Троицкая ГРЭС полностью работает на пектро - обеснечение Челябинской области.
[31] В частности, на Магнитогорском, Орско-Халиловском и Челябинском металлургических комбинатах к 2000 г. намечено вывести и I жснлуатации ряд устаревших и итошенных коксовых батареи /Л', с. 80J.
[32] Этот пример лишний Pai подчеркивает неотлаженность хозяйственных отношений в регионе. На Урале, при избытке действующих мощностей, намечается с трои тел ьс тво еще одного, причем, с глубиной переработки 60'/!.. Похоже, до сих пор для региональной >литы главным остается принцип "своего ".
[33] В целях замещения тергии атомных реакторов, выводимых U S жсшу- атации в соответствии с Укаюм Прешдеита Российской Федерации № 72 от 25.01.95 г.
[34] Материалами к Энергетической стратегии Сибири обосновывается возможность выхода на рубеже 2010 г. на уровень добычи газа в центральной части Красноярского края в 5... 10 млрд м/год, в Иркутской обл. в 15 млрд м /год 1461.
Т
[35] По существующим ЛЭП небольшое количество электроэнергии до 1996 г. передивилось в Читинскую область и в Китай.
[36] Написана па основе /.?//
[37] В развитие той программы во ВИИИгаIe разработана "Генеральная схема развития геолого-разведочных работ и разработки газовых, газокон - Депсатпых и нефтяных месторождении па континентальном шельфе" /28/.
[38] Напомним, что первый вариант программы строительства атомных станции в районах А татского Севера СССР был составлен еще в 19X3 г. В 19X5 начале 19X6 гг., в ходе разработки программы строительства в СССР атомных станции па период до 2000 г. был разработан Paide.I той программы, предусматривающий разработку ТЭО сооружения атомных станций малой мощности в 33 конкретных пунктах зоны Севера суммарной установленной электрической мощностью 776 МВт с максимальным отпуском теплоты до 3652 Гкал/ч. Авария па Чернобыльской АЭС перечеркнула все планы развития атомной энергетики в стране, включая программу строи - тельства атомных станций малой мощности, и вызвала широкое противодействие строительству и использованию АЭС. Вместе с тем важно отметить, что заложенные в проекты реакторных установок и атомных станций малой мощности традиционные и специальные решения, специфичные для установок малой мощности, обеспечивали качественно более высокий, но сравнению с действующими крупными АЭС, уровень безопасности малых станций. Это позволяло квалифицировать их как ядерно-тергетические установки повышенной либо предельно высокой безопасности 132-371
[39] Подобный удельный вес тергоресурсов в суммарном жснорше России в первую очередь свидетельствует о крайнем неблагополучии в большинстве других отраслей жономики страны. По сути, происходит, подлинная деградация жономики России, усиливается ее сырьевая направленность. Причины иного явления и предлагаемые меры по корректировке макроэкономической политики в целом детально изложены в /.?/.
[40] Под давлением Мирового Панка последние жснортные пошлины на нефть и гаювыи конденсат были отменены с 01.07.96 г.
[41] Отметим, что энергетика одна из наиболее высококапиталоемких отраслей общественного производства. Она характеризуется тем, что подготовка новых крупных технических решений с выходом па широкую коммерческую основу занимает 20...30, а иногда и даже более лет. Поэтому для энергетики столь необходимо долгосрочное прогнозирование ее развития, определение рациональных масштабов энергоснабжения. заблаговременная подготовка таких структурных и организационно-технических решений, которые будут адекватны встающим в >тот период перед обществом проблемам.
[42] Еще в начале 1992 г. автор писал: "Широкомасштабный экспорт >нер - горесурсов может быть очень выгоден для России. И недра, и труд рабочих и специалистов позволяет обеспечить что. По эффективность поставок обусловлена Fie только соотношением экспортных цеп и штрат на добычу. Не меньше она зависит и от того, что импортируется, как организована внешняя торговля, кто и как распоряжается этим богатством, в чьих интересах. И если за нефть, газ, уголь мы покупаем продукты питания, то в долгосрочном плане это уже не забота о пароде, а разбазаривание достояния. Д/я Повышения эффективности экспорта эпергоресурсов нужно в первую очередь решать проблемы не столько отраслей Т'Ж, сколько всего народного хозяйства" /5, с. 45/.
[43] Подробно причины образования такого потенциала и попытки его реализации в СССР и России рассмотрены в 1291. 286
[44] Подробнее задачи, структура и результаты С ПАР» изложены в 132-34).