ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СУХИХ ЗАВТРАКОВ
Заместитель Председателя Совета Министров Союза ССР товарищ А. И. Микоян, выдвигая еще в 1937 г. перед работниками пищевой индустрии задачу в ближайшие два'-три года широко развернуть массовое производство готовых завтраков, указывал: «Преимущество этого продукта заключается в том, что он более питателен и более вкусен, чем различные крупы, которые мы применяем в стране. Это — первое.
Второе — эти продукты заранее развешаны на фабрике, что гарантирует население от обвешивания, обмана в магазинах при продаже и что обеспечивает высшую гигиену продукта, потому что после выхода с фабрики, где продукт упаковывается в бумагу, рука до него больше не дотрагивается до момента потребления.
Третье — крупы надо чистить, надо долго варить из них кашу, а это — продукты, совершенно готовые к потреблению, а некоторые из них почти полностью готовы. Поэтому они дают огромное удобство домашней хозяйке, которая не может уделить много времени кухне, дают огромные удобства детским садам, яслям и школам, которые не могут иметь большой штат обслуживающего персонала и большие кухни».
Особенно важно организовать изготовление сухих завтраков из кукурузы, овса, пшеницы, риса в виде поджаренных хлопьев и воз - , душно-вспученных зерен.
Организация производства сухих завтраков представляет значительный интерес также и потому, что основное оборудование, на котором они вырабатываются, при необходимости может быть в значительной части использовано для производства пищевых концентратов, большая потребность в которых достаточно выявлена на практике.
Учитывая высокие вкусовые и пищевые свойства сухих завтраков, уже в Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946—1950 гг.) выдвинута задача организации их массового производства. Производство сухих завтраков высокорентабельно и не нуждается в каких-либо новых специальных зерновых культурах. Следует также отметить, что потери и отходы при производстве сухих завтраков крайне незначительны, и вес готовой продукции равен весу сырья за вычетом 2—2,5% распыла и разницы из-за различной влажности.
Основными видами сырья являются кукуруза, овес и пшеница. Особенно следует, в частности, отметить кукурузу, которая, несмотря на ее ценные агротехнические и пищевые свойства, еще совершенно недостаточно внедрена в наш рацион питания.
При производстве сухих завтраков будут получаться также ценные побочные продукты: масло и жмых (от кукурузы) и отходы (лузга, мякина, высевки). Получаемое из кукурузы техническое масло идет для химической промышленности, а рафинированное, типа прованского, может употребляться как пищевое. Жмых и отходы в комбинации между собой и с добавкой некоторых ве^ ществ (соли, меляссы и др.) представляют концентрированные корма для животных и птиц, по ценности и высокой питательности и усвояемости их организмом превосходящие другие корма. Комбикорм можно изготовлять заводским способом по определенной рецептуре (с различным содержанием протеина, жира и углеводов), в зависимости от назначения корма: для роста, увеличения удоя и содержания жиров рогатого скота и свиней, для повышения яйценосности кур, откармливания птицы, повышения жирности птицы при перевозке и т. д. Могут быть выпущены специальные корма для лошадей, телят, кроликов и т. д.
Вследствие более высокой, по сравнению с другими злаками, урожайности кукуруза по количеству питательных веществ занимает первое место среди всех кормов. Если количество калорий, получаемых с единицы площади принять для кукурузы за 100%, то рожь дает их только 57,8%, пшеница 57,2%, овес 40,1%. Поэтому кардинальное разрешение кормовой проблемы надо искать в кукурузе и овсе и отходах их переработки в хлопья, толокно и т. п.
Кроме того, отходы от кукурузы и овса, как содержащие достаточное количество пентозанов, идут на получение фурфурола, который применяют в различных производствах (пластические массы,» лаки, краски и др.).
Таким образом, срчетание: концентрированные питательные продукты — сухие завтраки, комбикорма и химпродукты — важно для всей нашей страны.
Для производства сухих завтраков необходимо провести некоторые меры по подготовке сырьевой базы, особенно в отношении кукурузы. При развитии этой сырьевой базы нужно следить за проведением специального сортосеяния, обеспечивающего необходимые свойства и качества зерна. Целесообразно установить рай - ©нирование сортов, а также разграничение посевной площади (в зависимости от сортов) между перерабатывающими отраслями промышленности.
Нужно больше выводить и сеять белые, тонкокожие сорта овса. Большую ценность для производства представит культивирование голозерного овса. Одновременно следует заняться выведением новых сортов кукурузы — гибридов, которые по форме зерна соответствовали бы сорту «Стерлинг», по кремнистости — сорту «Кавказ - екая белая» и по географическому размещению не уступали бы сорту «Северная Дакота», обладающим в то же время, как известно, повышенной урожайностью.
Говоря о выведении новых сортов, следует отметить кремнистую КУКУРУ3У. зерно которой имеет форму, вполне соответствующую требованиям производства хлопьев, выведенную Харьковской опытной станцией «Харьковская белая зубовидная кукуруза».
Правильное сортосеяние, особенно учитывая, что кукуруза является перекрестно-опыляющейся культурой, х требует расположения сырьевой базы на возможно меньшей площади, т. е. с наибольшей уплотненностью, что облегчает также организацию сырьевого и складского хозяйства (сапетки, элеваторы).
Требуются и другие мероприятия, например: увеличение выработки беленых сортов рулонного картона, рулонной восковки и под - пергамента, а также плотной гофры для изготовления ящиков. Значительная часть продукции может быть расфасована для общественного питания непосредственно в гофрированные ящики с восковой прокладкой, весом до 10 кг, что значительно удешевит себе - ' стоимость.
Производственная программа заводов сухих завтраков может быть построена с учетом местных требований к ассортименту продуктов, наличия сырья в районе и возможности использования на месте побочных продуктов и отходов.
Все эти соображения дают полное основание рассчитывать на большой спрос на сухие завтраки.
Пятилетний план восстановления и развития пищевой промышленности предусматривает проектирование пищевых предприятий для обслуживания определенного ограниченного потребляющего района и устранение дальних перевозок сырья и готовой продукции. В соответствии с этим заводы сухих завтраков в пятилетнем плане 1946—1950 гг. проектируются небольшой мощности, с максимальным сближением рынка сбыта продукции и сырьевой базы.
Большая часть готовой продукции будет итти в мелкой упаковке и таре, вес и объем которой значительно превышает вес сырья. Потребителем этой продукции явится в первую очередь население промышленных центров. Многие соображения — транспорт, использование местного топлива (уголь, торф, сланцы, нефть), развивающаяся газификация, местная электроэнергия, жилищное строительство, культурное обслуживание и т. д. — подтверждают целесообразность строительства таких заводов и комбинатов не в местах произрастания сырья, а в местах потребления продукта. В крупных промышленных и административных центрах проще решается вопрос обеспечения предприятия газом и электроэнергией, рабочей силой и квалифицированным содействием специалистов.
Большая часть сухих завтраков состоит из так называемых хлопьев-хрустов, где вес тары составляет 15—40% к весу готовой продукции. Однако не только это подтверждает выгодность строить заводы сухих завтраков вблизи места потребления. Основным при решении этого вопроса является большая экономия в вагонах для перевозки зерна по сравнению с перевозкой готовой продукции. В то время как 1 м3 зерна весит 700—750 кг, 1 м3 кукурузных хлопьев весит всего 80 кг, пшеничных хлопьев—120 кг, а взорванных зерен пшеницы — 45 кг. Следовательно, в двухосный вагон (объемом 25 м3) вмещается зерна 18 т, кукурузных хлопьев — 2 т, пшеничных хлопьев — 3 т и взорванных зерен пшеницы — 1,1 т.
Побочные продукты (кукурузная мука, манка,, ростки и кормовые отходы) сами по себе представляют большой интерес и должны найти широкий сбыт в районе производства основных продуктов — сухих завтраков и, следовательно, сократить завоз соответствую* щих продуктов в эти города.
К цилиндру 10, открытому внизу, укреплен конус 11, имеющий выпускной наклонный патрубок 12. Ввиду разности диаметров цилиндра и диска, образуется кольцевое отверстие для прохождения