ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Пересмотр негативных аспектов потерь
Производственная система Тойоты построена на методе беспощадного исключения потерь и повышения производительности труда. В производстве понятие «потери» относится ко всем элементам производства, повышающим затраты и не добавляющим ценности, например избыток рабочей силы, запасов и оборудования.
Избыток рабочей силы, оборудования и продукции лишь повышает затраты производства и создает косвенные потери. Например, когда слишком много рабочих, приходится придумывать для них лишнюю работу, что влечет за собой рост потребления энергии и материалов. Это относится к косвенным потерям.
Но самой большой потерей являются лишние запасы. Если запасов слишком много и завод не может с ними справиться, приходится строить склад и нанимать рабочих, для того чтобы они отвозили продукцию на склад. Каждому рабочему, возможно, понадобится своя транспортная тележка. Складу потребуется персонал для управления складом, а также для контроля за состоянием хранящихся материалов. Несмотря на все это какое-то количество хранящейся продукции будет ржаветь и портиться. Из-за этого придется нанимать дополнительных рабочих, чтобы приводить в порядок продукцию перед ее отправкой со склада для использования. Помещенная на склад продукция должна проходить регулярную инвентаризацию. Для этого потребуются дополнительные рабочие. На определенном этапе некоторые служащие задумаются о необходимости покупки компьютеров для инвентаризации.
Если количество продукции на складе недостаточно хорошо отслеживается, могут возникнуть проблемы с ее нехваткой. Следовательно, несмотря на существование ежедневного плана производства, некоторые сотрудники решат, что нехватка отражает недостаток производственных мощностей. В результате в инвестиционный план на следующий год будет включен план увеличения производственных мощностей. После приобретения дополнительного оборудования запасов станет еще больше.
В производстве порочный круг потерь, порождающих новые потери, поджидает нас на каждом шагу. Чтобы избежать его, производственные менеджеры и супервайзеры должны очень хорошо понимать, что такое потери и в чем их причина.
Приведенный выше пример — это наихудший сценарий. Я не думаю, что на заводе компании Toyota могло произойти что-то подобное, если только в несколько меньших масштабах.
Все прямые и косвенные потери, описанные выше, становятся частью прямых и косвенных затрат на рабочую силу, амортизацию и общие управленческие расходы, приводя к росту общих затрат.
Учитывая это, мы никогда не должны забывать о факторах, влияющих на рост затрат. Потери, вызванные небольшой ошибкой, могут съесть прибыль, которая обычно составляет всего несколько процентов от цены продаж, и поставить под угрозу весь бизнес. Само утверждение, что производственная система Тойоты ставит перед собой цель снижения затрат, строится на понимании факторов, связанных с затратами.
Основной целью в борьбе с потерями становится снижение затрат за счет сокращения рабочей силы и запасов, выявления дополнительных возможностей оборудования и постепенного снижения косвенных потерь. Сколько ни говори, внедрение производственной системы Тойоты будет бессмысленно без полного понимания важности устранения потерь. Вот почему я и остановился на всем этом еще раз.