ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Отделаться от количества и скорости
Не забывайте, что книга «Сегодня и завтра» была написана в 20-е гг., примерно полстолетия назад, на пике карьеры Г. Форда. Очень скоро он столкнется со своим первым провалом и разочарованием, хотя автомобильная компания Ford в конечном итоге выживет.
Как уже говорилось, я долго сомневался в том, что система массового производства, практикуемая сегодня в Америке и во всем мире, даже в Японии, была истинным замыслом Г. Форда. Именно по этой причине я попытался разобраться в истоках его идей. Взгляните, к примеру, на социальную среду Америки 20-х гг., когда Форд процветал.
«Но не утруждаем ли мы себя скоростью работы не только в производстве автомобилей, но и вообще в жизни? Приходится много слышать о рабочих, изможденных тяжелой работой, о том, что так называемый прогресс достигается за счет утраты того или другого, что погоня за производительностью разрушает красоту жизни.
Совершенно справедливо говорят, что равновесие жизни ныне нарушено, но это, впрочем, было всегда. Еще недавно многие или совсем не имели досуга, или не знали, как использовать этот досуг. Одна из крупнейших задач, стоящих перед нами, заключалась в том, чтобы найти равновесие между работой и развлечениями, между сном и пищей и окончательно узнать, почему люди болеют и умирают.
Конечно, мы теперь двигаемся быстрее, чем раньше, или, вернее говоря, нас заставляют двигаться скорее. Но спросим себя, что легче — проехать двадцать минут в автомобиле или же в конном экипаже тащиться четыре часа по грязной дороге? Какой из двух способов передвижения оставляет путешественнику больше свободного времени и умственной энергии и делает его в кон
це концов свежее? Недалеко то время, когда по воздуху мы будем в один час перелетать такое расстояние, на которое понадобилось бы несколько дней путешествия в автомобиле. Разве мы станем от этого нервно разбитыми? Да и существует ли в жизни, или о нем только пишут в книгах, это состояние нервного утомления? В книгах говорится также о нервном истощении рабочих, но слышим ли мы о нем от наших рабочих?
Само слово «производительность» им ненавистно, так как многое, не имеющее с ней ничего общего, часто скрывается для них под ее маской. Производительность есть только исполнение работы наилучшим способом, какой вам известен, а не худшим. Более производительно — тащить на гору груз на тележке, а не на спине. Более производительно — обучить рабочего и дать ему возможность лучше зарабатывать и жить с большим комфортом.
Американский рабочий, у которого свой дом и свой автомобиль, — не счастливее ли он китайского кули, работающего долгие часы за несколько центов в день? Один — раб, другой — свободный человек»10.
За последние полстолетия многое изменилось. К примеру, кардинальным образом поменялась обстановка в Китае. Не так давно, в период с сентября 1977 г. по сентябрь 1978 г., я посетил много китайских предприятий, изо всех сил стараясь пропагандировать идеи современной индустриализации.
Времена Г. Форда и современную эпоху, послевоенный период, когда мы начали работать над производственной системой Тойоты, и индустриализацию, к которой стремится Китай, объединяет один общий элемент — Г. Форд называл его «настоящей эффективностью» (true efficiency). Эффективностью для Форда было просто-напросто такое осуществление деятельности, при котором вы используете лучшие, а не худшие из известных вам методов.
Производственная система Тойоты основана на той же идее. Эффективность никогда не была результатом наращивания количества и скорости. Г. Форд поднял вопрос: «Не развиваемся ли мы слишком быстро?» Невозможно отрицать, что, стремясь к эффективности в автомобильной промышленности, мы рассматривали количество и скорость как два основных ее фактора. Производственная система Тойоты, наоборот, всегда подавляла перепроизводство, работая в строгом соответствии с потребностями рынка.
В периоды быстрого роста потребности рынка были велики, а потери, вызванные перепроизводством, не были гак очевидны. Однако во время медленного роста излишки складских запасов проявляются, хотим мы этого или нет. Подобные потери определенно являются результатом гонки за количеством и скоростью.
Описывая характеристики производственной системы Тойоты, мы объяснили суть концепции небольших размеров партий и быстрой переналадки. В действительности же основой концепции является наше желание изменить существующую и глубоко укоренившуюся концепцию «быстрее и больше» путем создания не - прекращающегося производственного потока.
Честно говоря, даже в компании Toyota было очень сложно увязать процессы штамповки, формовки, литья и ковки в общий производственный поток, который был бы настолько же рациональным, как и потоки сборки или механической обработки.
К примеру, за счет обучения время переналадки большого пресса стало занимать от 3 до 5 минут, что на удивление меньше, чем в других компаниях. В будущем, по мере совершенствования производственного потока, мы сможем немного замедлиться, но все равно будем укладываться в 10 минут.
Это объясняет, почему производственная система Тойоты диаметрально противоположна американской системе массового производства и масштабных продаж. Последняя приводит к ненужным потерям в гонке за количеством и скоростью.