ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Информационная система в стиле Тойоты
Как и другие компании, Toyota разрабатывает свои графики производства. То, что мы производим продукцию точно вовремя, отвечая на запросы рынка, а вернее, на заказы, поступающие от нашей торговой компании Toyota Automobile Sales Company, вовсе не означает работу без плана. Чтобы работа шла гладко, график производства компании Toyota и ее информационная система должны быть хорошо согласованы.
Во-первых, у компании Toyota Motor Company есть ежегодный план. Предполагается, что по истечении текущего года должно быть произведено и продано некое количество машин, скажем, два миллиона.
Во-вторых, существует ежемесячный график производства. Например, информация о количестве и моделях автомобилей, которые должны быть изготовлены в марте, сообщается заранее, а в феврале принимается более детальный график. Затем оба графика — ежемесячный и детальный — отсылаются внешним поставщикам. Кроме того, на основании этих графиков разрабатываются конкретные графики производства на день, учитывающие и меры по выравниванию производства.
В производственной системе Тойоты методы разработки ежедневных графиков очень важны. В течение второй половины каждого предшествующего месяца каждая производственная линия получает информацию о ежедневных объемах производства каждого вида продукции на следующий месяц. В компании Toyota это называют «ежедневным уровнем». С другой стороны, ежедневный график последовательности процессов направляется только на линию конечной сборки. В этом особенность информационной системы Тойоты. В других компаниях графики рассылаются на каждый этап производственного процесса.
Вот как работает информационная система Toyota на производстве: когда рабочие на сборочной линии используют для сборки детали, находящиеся рядом с линией, они снимают канбан и направляют его на вспомогательный процесс. На вспомогательном, более раннем процессе производится столько деталей, сколько будет использовано на более позднем. Таким образом устраняется потребность в особом графике производства.
Иными словами, канбан служит производственным заказом для более ранних процессов.
На рис. 2 показана линия конечной сборки кузова на автозаводе. Каждый вспомогательный процесс сборки отдельных узлов объединяется с основным процессом — сборкой кузова — и образует производственную линию. Числа внутри автомобилей — это порядковые номера их прохождения. Так, автомобиль № 1 уже готов сойти с линии, а автомобиль № 20 только поступил на процесс № L
Сборка бампера (3 процесса) |
Информация о типе авто-v^ мобиля^^ (10 |
Сборка блока приборов |
Подготовка стекол для окон |
Выпуск
Сборка двигателя |
Основная линия |
©г® % |
Сборка панели управления |
Рис. 2. Сборочная линия автомобилей.
Производственный заказ или график последовательности составляется при выполнении процесса № 1 для каждого автомобиля в отдельности (в рассматриваемом примере — для автомобиля № 20). Рабочий, выполняющий процесс № 1, прикрепляет к этому автомобилю бумажный лист (листок производственного заказа) со всей необходимой для ее производства информацией (т. е. указывающий тип собираемого автомобиля). Рабочие, выполняющие последующие процессы начиная с процесса № 2, посмотрев на листок с информацией, прикрепленный к машине, сразу могут определить, какие комплектующие детали здесь необходимы.
Рабочие на вспомогательных сборочных линиях также могут сразу же определить, что следует делать, как только они видят автомобиль. Если же автомобиль не видно за скрывающим его оборудованием, то информация передается с помощью канбана следующим образом.
Предположим, процесс А на основной линии сборки — это сборка бампера для кузова. Сборка занимает время, скажем, равное времени выполнения трех процессов на основной линии сборки. Следовательно, для выполнения процесса А необходимо знать, какой вид бампера необходим для автомобиля № 6. Поэтому с процесса сборки автомобиля № 6 на основной линии необходимо передать информацию вспомогательному процессу сборки бампера с помощью канбана. Этой информации вполне достаточно.
Компьютеры могут предоставлять эту информацию на каждый процесс по мере необходимости. Однако установка компьютеров требует специального оборудования и протяжки кабелей, что не только стоит денег, но и часто не совсем надежно. Современные компьютеры позволяют синхронизировать поступление информации об автомобиле № 20 не только на процесс А, но и одновременно на все процессы, выполняемые на основной линии. Но в рассматриваемый момент процессу А нужна информация только об автомобиле № 6, а не об автомобиле № 20.
Чрезмерное количество информации приводит к опережающему производству, т. е. выпуску продукции раньше необходимого срока. Кроме того, оно может вызвать путаницу в последовательности действий. В результате изделия будут производиться либо тогда, когда они не нужны, либо в слишком большом объеме, а иногда и с дефектами. В таком случае внесение небольших поправок в график производства становится практически невозможно.
В бизнесе следует избегать переизбытка информации. Компания Toyota добивается этого, позволяя самой продукции поставлять информацию о себе.