ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Иллюзии японской промышленности
После Второй мировой войны призыв Тойода Кийтиро, основателя японской автомобильной промышленности, догнать Америку за три года стал целью компании Toyota. А поскольку цель была ясна, деятельность компании была целена правленной и интенсивной.
До 1943 г. я работал в текстильной, а не в автомобильной отрасли. В этом заключалось определенное преимущество, поскольку идея автоматизации с элементом интеллекта была поза имствована у самоприводных ткацких станков с фабрики Тойода Сакити. Когда я перешел на автомобильное производство, то, даже будучи новичком, смог оценить его достоинства и недос татки в сравнении с ткацкой фабрикой.
Во время послевоенного восстановления экономики японская автомобильная промышленность переживала тяжелые времена. В 1949 г. в Японии было произведено 25 622 грузовика и только 1 008 легковых автомобилей. Но какими бы незначительными ни казались объемы отечественного производства автомобилей, люди, работавшие на заводе компании Toyota, были полны жажды деятельности. Эти настроения и стали основой для призыва президента Тойода: «Догнать Америку!»
В 1974 г. я руководил механическим цехом № 2 теперешнего завода при головном предприятии в Тойота-сити, который в то время назывался заводом Коромо. «Догонять Америку» я решил путем изменения организации труда — так, чтобы один оператор отвечал за несколько станков вместо одного, причем за разные их типы. Иными словами, первым шагом должно было стать внедрение производственного потока в механическом цехе.
На американских предприятиях, как и на большинстве японских, токарь, например, отвечает только за токарные станки. В одном цехе часто установлено от 50 до 100 токарных станков. Когда токарная обработка завершена, детали собирают и направляют на участок сверления, а после сверления — на участок фрезерования.
В Соединенных Штатах рабочие с одинаковой специальностью объединяются в профсоюзы, и в каждой компании действует много различных профсоюзов. Токарям разрешается работать только на токарных станках. Сверлильная обработка должна выполняться только сверловщиком. Поскольку станочники имеют только одну квалификацию, для выполнения сварочных работ требуется переместить детали с токарного участка на участок сварки. Как следствие, требуется множество людей и оборудования. В таких условиях американская промышленность может добиться снижения издержек только в рамках массового производства.
Когда объемы производства велики, амортизация и оплата труда из расчета на один автомобиль снижаются. Для этого требуются специализированные высокопроизводительные станки, которые дорого стоят и часто занимают много места.
Все это относится к плановому массовому производству, где на каждом производственном участке изготавливаются крупные партии деталей и затем переправляются на другие участки для выполнения следующих процессов. Естественно, что уровень расточительства и потерь при таком способе производства чрезвычайно высок. До нефтяного кризиса 1973 г. японские промышленники питали иллюзии, что позаимствованная у Америки система отвечает их потребностям.