ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Гибкая природа канбана
Мне бы хотелось привести еще один пример, демонстрирующий истинную роль канбана.
Карданный вал является важной деталью автомобиля, но периодически создает проблемы при сборке. Чтобы предотвратить неравномерное вращение, рабочие на конечном этапе прикрепляют небольшие кусочки металла в качестве противовеса, помогающие выполнить балансировку вращения вала.
Обычно используют пять видов противовеса. Из них выбирается тот, который соответствует определенному уровню дисбаланса карданного вала, а затем крепится. Если дисбаланса нет, то нет и необходимости в противовесе.
В некоторых случаях возникает потребность установить несколько противовесов. Поэтому количество противовесов, используемых для балансировки вала, непостоянно. В отличие от обычных деталей необходимое количество противовесов при составлении производственного плана неизвестно. При недостаточно отлаженном производственном процессе может ощущаться как недостаток в противовесах, так и их переизбыток.
На первый взгляд, это не такая большая проблема, поскольку речь идет всего лишь о маленьком кусочке металла. Однако на самом деле проблема серьезная, так как из-за отсутствия противовесов могут возникнуть простои, напрямую не связанные с процессом сборки. Это пример еще одного испытания для системы «канбан» на производстве компании Toyota.
Канбан должен эффективно поддерживать на заводе систему оперативной поставки узлов. А для того чтобы канбан работал успешно, стабилизация и выравнивание производства являются обязательными условиями. Некоторые полагают, что канбан может использоваться только для управления движением комплектующих деталей, которые производятся ежедневно и в неизменных количествах. Другие считают, что канбан нельзя использовать без устойчивого изъятия деталей. Это ошибочные мнения.
Мы попытались применить канбан для управления балансировкой карданного вала при помощи противовесов — одного из самых сложных процессов в автомобильной промышленности. Поскольку количество требуемых деталей было непостоянно, первым шагом на пути эффективного управления производством, доставки и использования противовеса стало выяснение, какое количество деталей из пяти существующих видов применялось в каждом отдельном процессе производства. Зная эти цифры, нам надо было найти способ так организовать процесс производства и доставки, чтобы не возникало ни внезапного резкого повышения спроса, ни лишних запасов.
Каков же был результат? Путем прикрепления канбана к каждому из противовесов мы смогли точно определить виды и количество противовесов, имеющихся в наличии. Поскольку канбан циркулировал между процессами, производство и доставка противовесов могли быть организованы в любое время в нужной последовательности. В результате запасы всех пяти видов противовесов поддерживались на одном уровне и в конце концов были сведены до минимума.
Система «канбан» не является неизменной или жесткой. Как это наглядно показывает опыт с противовесами, канбан является эффективным инструментом для выравнивания производства даже специальных деталей, количество которых непостоянно и в отношении которых канбан может показаться вначале абсолютно неприменимым.