Продажи и управление продажами
УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМ Важность отбора
В стремлении нанять и отобрать новых торговых представителей менеджеры по продажам оказываются в непривычной для себя роли. Вместо того чтобы быть торговым представителем, каким он является обычно, менеджер выполняет функцию покупателя. Здесь важно, чтобы этот переход осуществлялся должным образом, поскольку будущий успех работы торговых представителей зависит от наличия в организации персонала «большого калибра». На важность правильного отбора торговых представителей указывают многие факты.
1. Существует широкий разброс в эффективности работы торговых представителей. В 1979 г. Институт маркетинга провел анализ (PA Consultants, 1979) практики работ торговых представителей. Менеджерам по продажам задавали следующий вопрос: «Если бы вам было необходимо отправить вашего самого умелого торгового представителя работать на территорию, за которую до этого
отвечал торговый представитель со средними показателями в работе, и больше никаких изменений не предпринимать, на какое увеличение в объеме продаж вы могли бы рассчитывать, скажем, через два года?» Наиболее часто назывались 16—20%, хотя примерно пятая часть опрошенных менеджеров заявила, что рост в этом случае составил бы 30% и выше. Здесь следует подчеркнуть, что сравнение делалось между лучшими и средними торговыми представителями, а не между лучшими и худшими. Понятно, что качество работы торговых представителей, которых нанимают менеджеры по продажам, может в значительной степени повлиять на оборот продаж.
2. Расходы на торговых представителей очень велики. Если компания принимает решение нанять дополнительный персонал, связанный с продажами, затраты на это будут значительно выше базовой заработной платы и комиссионных. Надо учесть, что большинство компаний представляют своим торговым представителям автомобиль, если им требуется совершать служебные поездки, и оплачивает дорожные расходы. Чтобы осуществить продажи, человек должен обладать специальными навыками и умениями. Здесь недостаточно только принять заказ, и поэтому необходима специальная подготовка. Но не одна компания не хочет нести все эти затраты на сотрудника с низкими показателями работы.
3. Среди других важных факторов, определяющих успех, являются подготовка и мотивация, которые сильно зависят от личностных качеств приглашаемых людей. Хотя эффективность продаж действительно может быть повышена при помощи подготовки персонала, степень улучшения ограничена личностными способностями. Как и в других видах деятельности, в которых требуются конкретные навыки и умения, например игре в крикет, футболе или занятиях атлетикой, результаты в продажах в значительной степени зависят от личностных характеристик. Аналогично приемы мотивации могут побудить торгового представителя добиться более высоких показателей продаж, но и они по своим возможностям ограничены. Гбраздо больше зависит от внутренней мотивации и от стремления самого торгового представителя добиться продажи в трудном случае или навестить еще одного потенциального клиента, а не вернуться домой, хотя он и устал.
В исследовании, выполненном Гэлбрейтом и его коллегами ^а1Ьгай et а1., 1991), анализировались мотивы, которые привлекают людей заниматься продажами, а также те параметры в их
Работе, которые они ценят больше всего. Результаты этого исследования приведены в табл. 12.1.
Таблица 12.1. Мотивы, связанные с наибольшим интересом и наибольшей ценностью
Наибольший интерес
Методы работы Независимость Заработок Статус компании Хорошая подготовка Шансы на продвижение по Профессиональный статус Возможность работать на эксклюзивной территории
Наибольшая ценность
|
Таблица показывает, что методы работы и независимость являются более важными, чем заработная плата в качестве привлекательных характеристик, побуждающих людей заниматься продажами. Это противоречит тому допущению, которое делают многие компании, считая, что деньги — основная причина, заставляющая людей выбрать карьеру, связанную с продажами. Независимость также высоко ценится в продажах. Результаты опроса должны послужить менеджерам по продажам основой для разработки эффективных стратегий найма. Разумеется, менеджеры не должны слепо исходить из того, что всегда на первом месте по важности являются заработки.
Несомненно, менеджеры по продажам сталкиваются с трудной, но тем не менее очень важной задачей. Однако многие из них полагают, что результаты процесса отбора в любом случае далеки от удовлетворительных. В исследовании, проведенном Институтом маркетинга, почти половина менеджеров по продажам сообщила, что менее семи из десяти торговых представителей, которых они наняли, показывали удовлетворительные результаты. Наем и отбор становятся особенно трудной задачей, когда этим приходится заниматься на иностранных рынках. Некоторые из проблем, появляющихся при этом, показаны в приведенном ниже кейсе.
Наём и отбор иностранных торговых представителей
Компания, стремящаяся набрать сотрудников в международную команду по продажам, имеет ряд возможных вариантов действий. Эти сотрудники могут быть эмигрантами, гражданами страны, где располагается иностранный рынок, или жителями третьей страны. Вариант с эмигрантами рассматривается в первую очередь компаниями с технической ориентацией, которым необходимо продавать дорогие продукты. Такие люди, как правило, имеют хорошие знания продаваемой продукции и готовы и умеют оказывать послепродажные услуги. Работа за границей также предоставляет компании возможность подготовить менеджеров и руководителей, которых планируется повысить в должности. Более того, эмигранты позволяют международным компаниям поддерживать высокий уровень контроля за глобальным маркетингом и за видами деятельности, связанными с продажами. Однако у этого варианта есть и свои недостатки. Использование эмигрантов, как правило, стоит компании больше, чем наем торговых представителей из местного населения. Кроме того, эмигрантам труднее приспособиться к местным условиям, а также сложнее понимать нюансы культуры, без знания которых рассчитывать на успех в продажах трудно.
Второй вариант — нанять местных жителей. Плюсом в этом случае является то, что они знают культуру страны и ее рынок, владеют свободно языком и понимают действующие в стране обычаи бизнеса. Поэтому им обычно требуется меньше времени на адаптацию к компании, которая хочет активно заняться операциями на новом для себя иностранном рынке. Однако указанные выгоды следует рассматривать в сопоставлении с недостатками, которые характерны для этого варианта. Во-первых, часто новым сотрудникам, нанятым из местного населения, требуются более глубокая и более продолжительная подготовка по продаваемым продуктам, а также знания, связанные с компанией в целом, историей ее деятельности и философией ведения бизнеса. Во-вторых, в некоторых странах, таких, например, как Таиланд, Малайзия и Индия, положение торгового представителя не считается очень уважаемым. Из-за этого ограничивается приток людей с хорошим образованием, в результате чего задача найма подходящих сотрудников становится более трудной. И наконец, лояльность к компании из другой
Страны у этих людей может быть не столь высокой, как у эмигрантов.
Третий вариант — нанимать людей из третьих стран. Нанятые сотрудники из других стран того же самого региона, схожих по многим параметрам со страной рассматриваемого рынка, хорошо понимают культуру и владеют языком, что позволяет им добиваться больших успехов, чем торговым представителям из местного населения, имеющим более низкую профессиональную подготовку и ниже оплачиваемым. В частности, для компаний, которые фокусируют свою деятельность на отдельных регионах, граждане из третьих стран могут стать самым подходящим компромиссом между эмигрантами и местными жителями. Однако и здесь есть свои минусы. Например, таким сотрудникам может быть трудно понять, на кого они работают. Кроме того, таких людей реже повышают по службе, им обычно меньше платят, чем эмигрантам, они труднее приспосабливаются к новым ситуациям.
Существует ряд этапов в процессе найма и отбора.
1. Подготовка описания работ и спецификации требований к
Персоналу.
2. Идентификация источников найма и методов коммуникации.
3. Разработка эффективной формы заявки и подготовка короткого списка претендентов.
4. Проведение собеседования.
5. Дополнительная помощь для отбора: психологические тесты,
Ролевые игры.
Понимание каждого из этих этапов и соответствующие процедуры, которые с ними связаны, помогут повысить вероятность отбора именно тех претендентов, кто в большей степени пригоден для этой работы.