Продажи и управление продажами
Продажи для перепродажи
Продажи для перепродажи включают продажу продукции розничным торговцам (некоторые из них владеют своими структурами сами, но большинство принадлежат к тем или иным группам) и продажу оптовым торговцам. Большинство покупок этого типа осуществляется централизованно, и во многих случаях потенциальный покупатель посещает торгового представителя (если только речь не идет о промышленных продажах, где, как правило, торговый представитель посещает покупателя). Анализ изменяющихся типов розничной торговли с конца Второй мировой войны показывает, насколько революционно изменились здесь методы продаж.
Прежде чем изучить эти изменения в розничной торговле, следует категоризировать различные типы точек продаж.
1. Однотипные структуры. Эти заведения по классификации принадлежат к розничной организации, имеющей десять или более филиалов, каждый из которых продает аналогичный ассортимент товаров. Это одно из наиболее быстро растущих направлений розничной торговли, и в Великобритании этот тип розничной торговли занимает доминирующее положение.
2. Сети магазинов (иногда называемые сетевыми структурами). По своей сути они похожи на однотипные структуры за тем исключением, что число заведений здесь не превышает пяти и что здесь продается более широкий ассортимент продукции. Примеры этого рода главным образом встречаются в сфере бакалейных товаров.
3. Кооперативные сообщества. Эти структуры принадлежат лю дям, которые сами покупают в них и контролируют их; каждое сообщество управляется советом директоров, избираемых из самих членов. Членом этого сообщества может стать любой человек, ку пивший хотя бы одну его акцию. Появление этого направления датируется 1844 г., когда оно впервые появилось в г. Рочдейле. Оно действует на следующих принципах:
•открытого членства;
•демократического контроля (один человек — один голос); •выплаты ограниченного процента на капитал;
• распределение излишков между членами пропорционально объему их покупок; первоначально распределение осуществлялось в форме дивидендов, затем в виде торговых марок, но сейчас все больше это делается в виде более низких цен; •обеспечения соответствующего образования;
• сотрудничество между сообществами как на национальном, так и на международном уровнях.
4. Универмаги. Это магазины, в которых под одной крышей действуют пять и более отделов и работает не менее 25 сотрудников. Такие магазины продают широкий ассортимент товаров, включая домашнюю утварь и одежду.
5. Независимые структуры. Как следует из самого термина, такие торговцы сами владеют точками розничной торговли. Однако существуют небольшие вариации, например, когда такая независимая структура входит в ассоциацию розничной торговли. Это неформальная группировка, в которую розничные торговцы (обычно из какой-то географической зоны) объединяются вместе для совершения оптовых закупок. Более распространенным соглашением является вариант, когда оптовый торговец или группа оптовых торговцев приглашают розничных торговцев объединиться с ними и покупать продукцию у них. Такие соглашения называются добровольными группами (спонсируемыми отдельными оптовыми торговцами) или добровольными сетями (спонсируемыми группой оптовых торговцев). Участвующие в них независимые розничные структуры помимо общего названия имеют и какой-то символ, который отличает их от других подобных структур. Такие розничные структуры добровольно соглашаются соблюдать правила группы или сети, включающие помимо прочего бухгалтерские процедуры, стандартные характеристики, групповые схемы маркетинга и продвижения продукции.
6. Заказы по почте. Заказы по почте особенно стали популярными в последние годы. Наиболее привлекательным вариантом этого направления являются заказы в оптовые структуры, которые имеют широкий ассортимент продукции. Такой бизнес осуществляется при помощи издания глянцевых каталогов, распространяемых агентами, работающими на основе комиссионных, которые продают эти каталоги семьям или друзьям. Заказ по почте также выполняют специалисты по отдельным категориям таких товаров, как оборудование для работы в саду, военная атрибутика или бытовая аппаратура. Реклама о них, как правило, размещается в прессе, посвященной соответствующему хобби, а также через непосредственную почтовую рассылку. Этот тип бизнеса за последние годы в значительной степени расширился, и главным образом в результате издания большего числа цветных воскресных приложений к газетам. Многие компании стараются применить такой же подход к более широкому ассортименту продукции, для чего также используют для ее рекламы воскресные приложения. Некоторые универмаги также предлагают услуги по почте, а некоторые для этого издают и распространяют каталоги своей продукции.
Успех сетей магазинов означает, что производителям необходимо регулярно пересматривать свои каналы продаж, поскольку это приводит к тому, что покупательская мощь концентрируется все у меньшего числа людей. В динамичной сфере потребительских товаров производители все больше вовлекаются в контролирование дистрибуции своих продуктов и в мерчендайзинговую деятельность, позволяющую им поддерживать свои маркетинговые стратегии типа «тяни». Это приводит к большим расходам на рекламу и одновременно к мерчендайзинговой деятельности в точках продаж, необходимой для того, чтобы гарантировать, что товары в этих точках продвигаются с рекламой согласованно. В результате этого крупные производители, использующие стратегию «тяни», смогли получить контроль над своими посредниками в канале дистрибуции, поскольку сами посредники могли только негативно повлиять на спрос, созданный через рекламу и брендинг, с риском потери потребителей. Этот контроль означает более низкую маржу прибыли для розничных торговцев и возможность производителей диктовать, где в магазине должна располагаться их продукция. Весомость рекламы основных брендов позволяет производителям продукции этих брендов активно влиять на точки розничной торговли, через которые она реализуется. -■■- ,
Хотя первоначально наблюдалось сопротивление развитию подобных сетевых структур со стороны производителей, в конце концов они обнаружили, что им даже выгодно непосредственно взаимодействовать с ними. Это объяснялось тем, что такие структуры закупали партиями, которые доставлялись на централизованный склад, и размещали большие заказы заранее, задолго до даты доставки, что позволяло производителю организовать производство более эффективно.
Последствиями для продаж в результате такого развития событий стало то, что продавцам потребительских товаров постоянного спроса теперь не нужно, как раньше, вести предварительную работу с посетителем, так как это за них уже сделала реклама. Продажи в сетевых магазинах — это больше, чем вопрос переговоров на более высоком уровне, в ходе которых покупатель и менеджер по продажам обговаривают цены и сроки доставки товаров, а торговые представители в основном занимаются предоставлением послепродажных услуг в отдельных точках розничной торговли. Иногда эти представители также занимаются видами деятельности, связанными с мерчендайзингом, например соответствующей расстановкой товаров на магазинных полках, хотя часто за это отвечает специально выделенный мерчендайзер или даже команда мерчендайзеров, особенно когда требуется особая демонстрация продуктов или их продвижение.
Все возрастающая важность розничных торговцев отражается в факте образования специализированных маркетинговых команд, которые их обслуживают. Комбинация управления ключевыми клиентами со стороны торговых представителей и отсутствия у менеджеров по брендам представления о том, что розничные торговцы действительно хотят, побудило многие европейские компании, занимающиеся потребительскими товарами, создать специализированные маркетинговые организации. Их основное поле деятельности — это фрагмент рынка между управлением менеджерами по работе с ключевыми клиентами и торговыми представителями. Специализированные маркетологи основное внимание уделяют запросам розничного торговца, выясняя, какой вид продуктов они хотят иметь, в каком количестве, в какой упаковке, по какой цене, с какой разновидностью продвижения. Информация об этих требованиях сообщается в виде обратной связи менеджерам по брендам, разрабатывающим новые продукты, и торговым представителям, которые могут в этом случае более квалифициро
Ванно общаться с розничными торговцами. Важнейшей обязанностью специализированных маркетологов является разработка конкретных кампаний продвижения для супермаркетов. Например, крупная сеть супермаркетов также владеет группой гостиниц. От поставщика напитков она требует, чтобы в ходе кампании продвижения в качестве приза предлагался отдых в ее гостиницах (оплачиваемый поставщиком).
Разумеется, оптовые торговцы сильно пострадали в послевоенный период, и многие из них вообще покинули бизнес, поскольку их традиционные рынки (независимые структуры) также пострадали. На самом деле именно поэтому оптовые торговцы создали добровольные группы и сети для того, чтобы справиться с вызовом сетевых магазинов и предложить общественности похожий, но в целом другой имидж. Однако создается впечатление, что по большей части они потерпели неудачу, возможно, из-за своей слабой покупательской мощи и потому, что оптовые торговцы должны попытаться заставить обслуживаемые ими независимые структуры действовать так же, как сетевые магазины. Единственной санкцией, которую оптовый торговец может применить к тем членам, которые отказываются с ним сотрудничать, является исключение их из группы, в то время как при подобных проявлениях в сетевых магазинах упорствующий менеджер будет быстро отстранен от работы.
Послевоенные годы сопровождались ростом крупномасштабной розничной торговли, сначала ростом размеров точек розничной торговли до уровня супермаркетов, затем — до супермагазинов и в конце концов — до гипермаркетов. Кроме того, из-за больших размеров территории, необходимой для таких структур, но главным образом ради удобства потребителей подобные структуры розничной торговли стали выводиться за город, где парковка и другие аналогичные проблемы были менее острыми. Типы покупок также изменились. В первую очередь это связано со все возрастающим отказом от услуг, в которых требуется обслуживание продавцом во время покупки и переходом посетителей к самообслуживанию и самостоятельному выбору товаров. В результате этого и накладные расходы, и цены снизились. Наблюдается и активизация массового маркетинга, поскольку возрастающие стандарты жизни населения означают, что продукты, которые в прошлом считались предметами роскоши, например автомобили, проведение отпуска за границей, телевизоры и телефоны, в настоящее время перешли в категорию обычных товаров, приобретаемых в массовом порядке. В результате потребовался иной маркетинг: переход к массовой рекламе и другим формам деятельности, связанной с их продвижением, целью которых является побуждение формирования лояльности к определенным брендам. Теперь потребителей знакомят с потребительскими товарами постоянного спроса заранее и фактически поэтому их продают, используя стратегию типа «тяни». Таким образом, сцена розничной торговли претерпевает динамичные изменения, которые в свою очередь в значительной степени влияют на то, как работают торговые представители.
Динамичной тенденцией в розничной торговле в Европе стала контрактная система франчайзинга. Иногда о ней говорят как о системе корпоративного вертикального маркетинга (VMS), а ее действенность зависит от того, насколько далеко она располагается в канале от конечного потребителя. Франчайзер — это тот, кто предоставляет франшизу и обеспечивает связь с конкретными этапами производственного или дистрибьюторского процесса. На самом деле франчайзинг — это американский феномен, который был привнесен в Великобританию только в 1950-е годы. С тех пор он очень сильно вырос и теперь имеет кодекс поведения, соблюдение которого отслеживается органом, созданным на добровольных условиях, — Ассоциацией британских франчайзеров. Франчайзинг выступает в виде нескольких форм.
•От производителя к розничным торговцам. Например, производитель автомобилей (франчайзер) выдает лицензию дистрибьюторам автомобилей (франчайзи) на продажу своей продукции. Фактически первая франчайзинговая система в мире начала действовать в Великобритании в виде системы «фирменных пабов». Владельцы пабов были «привязаны» к пивовару соглашением, обязывающим покупать пиво только у него. Однако эта система в те дни франчайзингом не называлась.
•От производителя к оптовым торговцам, что особенно популярно в отрасли прохладительных напитков. Здесь производители иногда поставляют концентрат (так называемую «секретную формулу»), который оптовые торговцы затем смешивают с водой и разливают по бутылкам для дальнейшей дистрибу-
Ции по местным точкам розничной торговли (например Pepsi - Cola, Coca-Cola). Производители являются той движущей силой, которая стоит за имиджем бренда продукта и осуществляют контроль качества, что для франчайзеров очень важно. •От оптового торговца к розничным торговцам. Это направление за последние годы в результате увеличения числа сетевых структур, о которых говорилось в предыдущем параграфе, находится в упадке. Наиболее успешным примером этого рода является добровольная группа SPAR, которая не занимается производством, а является крупным оптовым торговцем, но ее большая покупательская мощь оптовика означает, что она может поделиться частью своей экономии с независимыми точками розничной торговли, которые взаимодействуют с группой и обозначают это логотипом «SPAR». Они должны придерживаться правил, установленных группой в отношении таких аспектов, как ценовые вопросы, стандарты оформления магазинов и часов их работы, о чем группа сообщает в своей рекламе: «SPAR — это ваш магазин, который работает с восьми допоздна».
•Сервисные фирмы, спонсирующие франчайзинговые подходы для розничной торговли. Это направление, которое достигло наибольшего роста за последние годы. Здесь наилучшие примеры дает бизнес, связанный с продуктами быстрого питания (например, Burger King, McDonald's, Little Chef, Kentucky Fried Chicken, Spud-U-Like и Pizza Hut), арендой автомобилей (например, Avis, Budget и Hertz), офисными услугами (например, Prontaprint), отелями и курортами (например, некоторые отели Sheraton и некоторые отели Holiday Inn принадлежат частным лицам или группам лиц, которые управляют ими на франшизной основе).
Все франчайзинговые соглашения имеют ряд общих процедур.
1. Франчайзер оказывает помощь в таких вопросах, как размещение, финансирование, операционные аспекты и маркетинг.
2. Франчайзер поддерживает имидж компании в национальном и международном масштабах, что способствует хорошему признанию франшизы.
3. Многие франчайзинговые соглашения предусматривают централизованную систему закупок, при которой франчайзи по купают товары по выгодным для себя ценам, или там, где осно вой успешной деятельности франчайзи является «формула», при надлежащая франчайзеру (например, Kentucky Fried Chicken).
11 Продажи и п| 1.иисние продажами
4. Франчайзинговые соглашения являются контрактом, обязательным для исполнения обеими сторонами. Контракт определяет такие вопросы, как часы работы, правила гигиены, взаимоотношения с потребителями и т. д. Некоторые организации, как например Little Chef, прибегают к услугам «мнимых посетителей», которые посещают неожиданно заведения, где заказывают еду. Они контролируют работу франчайзи, чтобы удостовериться, что тот выполняет правила, предписанные соглашением. Такой мнимый посетитель проверяет, как посетителя встречают, приходится ли ему ждать обслуживания, предлагаются или нет в меню определенные блюда, чистоту помещений.
5. Франчайзер не только часто предоставляет первоначально требующиеся средства для начала работы заведения, но и в дальнейшем направляет работу франчайзи.
6. Франчайзинг, как правило, предусматривает, что франчайзи платит роялти или другие отчисления франчайзеру. Однако в данном случае франчайзи сам владеет своим бизнесом, а не нанимается франчайзерам.
Эта система маркетинга стала очень популярной в последние годы. Она предоставляет выгоды обоим: крупномасштабной стороне (франчайзеру) и небольшой структуре (франчайзи). Последний получает возможность заниматься делом и быть самому себе хозяином, имея в то же время сильную мотивацию добиться успеха в бизнесе.